Болты под дисковый тормоз

Стандарты крепления ротора

Для читателей нашего блога действует скидка 10%
по промокоду blog-BB30 на все товары , представленные в нашем магазине

Почему нельзя сделать единственный стандарт? Одни производители стремятся привязать клиента к своей продукции, другие ищут новые, более совершенные инженерные решения – какими бы ни были причины, разбираться со всем этим многообразием остаётся пользователям. Чтобы облегчить задачу, мы делаем статьи с подробным описанием стандартов и их совместимости. Сегодня расскажем про роторы дисковых тормозов. Итак:

Стандарты

Тормозной ротор крепится к втулке колеса, и они должны быть совместимы. Есть два стандарта, которые встречаются чаще всего: 6 болтов (6 Bolt) и центрлок (Centerlock). В англоязычных источниках упоминают также стандарты под 3 болта и 4 болта , разберем и их для полноты картины.

6 болтов

Тот самый стандарт, который мог бы быть единственным. Сертфицирован Международной Организацией Стандартизации (ISO) и наиболее распространён. Диск крепится к втулке шестью болтами под шестигранник или ключ torx. Соответственно на втулке должно быть шесть отверстий под болты, по которым её легко отличить от втулки стандарта Centerlock

Centerlock

Разработка компании Shimano. Такие роторы совместимы со втулками Shimano и нескольких других производителей с лицензией от Shimano. Диск крепится к втулке одной шлицевой гайкой. Для установки и снятия понадобится специальный ключ (такой же используется для снятия кассеты), такой способ крепления позволяет быстрее снять и установить диск. Также комплект втулка-диск легче на несколько грамм по сравнению с аналогами стандарта 6 болтов. Других отличий нет. Втулка под Centerlock выглядит так:

Читайте также:  Rav4 2020 ручной тормоз

На такую втулку можно поставить диск под 6 болтов, если купить переходник.

Диск стандарта Centerlock на втулку под 6 болтов установить не получится.

Для передних втулок на оси 20мм существует Oversize вариант, отличается диаметром шлицевого крепления.

Для установки и снятия такого диска понадобится специальный ключ, совместим он только со своей втулкой.

3 болта

Эксклюзив от фирмы Hope. Полезно знать, что диск под 3 болта не подойдет к втулке под 6 и наоборот — на втулку под 3 не поставишь диск на 6 болтов.

4 болта

Планетарная втулка Rohloff совместима только с диском собственного стандарта под 4 болта.

3 болта и 4 болта — специфические стандарты под конкретную втулку.

6 болтов — самый распространённый стандарт, диски с таким креплением вы найдёте в любом веломагазине.

Centerlock — есть свои преимущеста (вес, простота установки-снятия), может не быть в продаже в небольших магазинах.

Диски и втулки разных стандартов несовместимы, исключение — адаптер на втулку Centerlock для диска под 6 болтов.

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30 на все товары , представленные в нашем магазине

Источник

Стандарты креплений тормозных калиперов

Различие креплений велосипедных калиперов, современные стандарты PM и IS

IS – интернационал стандарт

Этот тип крепления появился первым. Его особенностью можно выделить лёгкую, без дополнительных деталей и более жёсткую конструкцию. Так как размер крепления на раме и вилке разные, то и калипер с разной длинной крепления « IS». Регулировка такого калипера выполняется за счёт проставочных шайб разной толщины: 0.25; 0.8 и 1.6 мм.

Адаптер на такой тормоз используется в случае увеличения размера ротора или крепления РМ на вилке или раме. На самих адаптерах указывают размер ротора и место положения front/rear (передний/задний)

На сегодняшний день тип крепления IS на калиперах и вилках встречается всё реже, так как его вытесняет более современный стандарт Post Mount.

PM – пост маунт

Такой тип крепления появился после IS. Не смотря на дополнительную деталь (адаптер/переходник) и пару болтов, которые увеличивают вес, стал популярным из-за более простой/практичной регулировки калипера. В случае увеличения размера ротора применяется адаптер РМ на РМ на адаптере указан размер и место положения (передний/задний). По умолчанию крепление на вилке под ротор 160 мм.

Адаптеры к такому калиперу есть двух видов в зависимости от типа крепления на вилке или раме.

С IS на PМ

Разберёмся с загадочными обозначениями и почему их может быть два на самом адаптере. Если Shimano в этом вопросе скрупулёзны и надпись узконаправленная (ONLY — только), то другие фирмы не особо обременяют себя в точности. Ниже на фото тормоза с адаптерами от WinZip.

Маркировка МТ-1816 в первой строчке отображает информацию к каким размерам ротора этот адаптер применим, во второй распечатка/подсказка. То есть, если этот адаптер поставить спереди (на вилку), то под ротор 180 мм., а если его же сзади (на раму), то под ротор 160 мм. Но далеко ни все производители так подробно расписывают информацию на деталях. Дело в том, что разница в размерах роторов и креплений рамы/вилки практически на один размер (20 мм. в диаметре – 10 мм. в радиусе). Есть и исключения от AVID с их роторами 185 мм. Ниже на чертежах видна разница почти в 1 см. на радиус.

Установка IS калипера производится с помощью проставочных шайб разной толщины как упомянуто выше. Суть в том, чтобы зафиксировав калипер диск находился по середине прорези на равном удалении от тормозных колодок. Колодки при этом должны быть максимально разведены. Если у вас получилось ровно по диску установить калипер, то дальше проще. Нажимая на тормозную ручку несколько раз происходит автоподстройка поршней в калипере на рабочую амплитуду сальника/мембраны, который находится между корпусом калипера и поршнем (подробности и принцип работы в другой статье). По законам физики течение (тока, воды…) идёт по наименьшему сопротивлению. Так и здесь, после нажатия несколько раз на тормозную ручку поршни могут зафиксироваться от ротора на незначительно разном расстоянии. Тогда возможна финишная регулировка тормоза с помощью проставочных шайб разной толщины.

Установка РМ калипера к вилке или раме происходит на прямую или через адаптер. В конечном счёте мы зажимаем калипер с помощью болтов через овальные отверстия в нём. Здесь ключевое слово ОВАЛЬНЫЕ. То есть за счёт свободного поперечного хода мы выставляем калипер по ротору с равным удалением тормозных колодок. Можно посоветовать несколько раз нажать на тормозную ручку, чтоб тормозные колодки сошлись на «рабочее» расстояние от ротора. Удерживая тормозную ручку в нажатом состоянии слегка притянуть калипер с последующей его точной доводкой/регулировкой.

Если правильно говорить РОТОР, то почему тормоза ДИСКОВЫЕ?

И если тормоза ДИСКОВЫЕ, то при чём здесь слово РОТОР?

Не смотря на различные стандарты крепления, вы всегда можете купить нужный вам адаптер для диского тормоза в нашем магазине. Подробнее смотрите в разделе АДАПТЕРЫ ДЛЯ ДИСКОВЫХ ТОРМОЗОВ.

Источник

Как ротор дискового тормоза крепится к втулке. 6 болтов или CenterLock.

О типах велосипедных тормозов подробно рассказано в статье «Основные виды велосипедных тормозов. Их плюсы и минусы».

В этой статье поговорим об одном важном нюансе дисковых тормозов – о совместимости в вопросе крепления ротора к втулке.

Дело в том, что есть два варианта крепления ротора: на болтах и CenterLock (CL). При покупке или замене ротора нужно учитывать какая установлена втулка и наоборот, если хотите заменить втулку, оставляя тот же дисковый тормоз, посмотрите на ротор.

Крепление ротора к втулке на болтах

Простой и понятный способ – ротор крепится на нескольких болтах к втулке.

Существует крепления для роторов на:

И все они не совместимы друг с другом.

Самый распространенный на сегодняшний день – вариант шести болтового крепления. Все остальные модели устарели, и в практической жизни используются очень редко. Если только это не какие-то специализированные или очень старые втулки и дисковые тормоза.

Для крепления ротора к втулке чаще всего используются Torx болты – со шлицами типа «звездочка». Хотя, в принципе, никто не мешает вкрутить туда и обычные, но совместимые болты под крестовую или плоскую отвертку.

При закручивании болтов сначала нужно их наживить, а уже окончательно затягивать не просто по кругу, а по следующей схеме

Причем, обтяжку болтов лучше всего сделать не за один обход, а за несколько, постепенно усиливая силу натяжения. Делается это для того, чтобы не перекосить ротор при установке.

Производители рекомендуют затягивать болты с силой 4-6 Nm, иногда 8 Nm.

Если используется специальная отвертка с возможностью установить силу затяжки, то тут всё просто – установили нужное усилие и закручиваете.

Если такой отвертки нет, то для понимания, что значит 4-6 Nm: это усилие можно получить, если давить на ручку воротка длинной 10 см с силой 5 кг.

Крепление CenterLock (CL) ротора дискового тормоза к втулке

Впервые этот тип крепления предложила японская компания Shimano.

На сегодняшний день такое крепление можно встретить на втулках Shimano и тех производителей, которые приобрели у Shinamo лицензию.

Нюанс здесь в том, что существуют два диаметра CenterLock: 35 мм и 47 мм Oversize.

Само соединение шлицевого типа, которое фиксируется на втулке стопорным (прижимным) кольцом под специальный съемник.

Стопорные кольца бывают с внутренними шлицами, и для работы с ними подходит тот же съемник, что и для кассет (инструменты семейства FR-5)

и внешними вырезами – для работы с ними нужны специальные ключи или насадки на воротки (инструменты типа BBT-9, BBT-69.2 или Hollowtech II).

В качестве минусов CenterLock приводят то, что:

  • Ротор на CenterLock креплении может начать люфтить «вперед-назад».
  • Снимать и ставить ротор можно только с помощью специальных съемников.

Насчет люфта на самом деле мнения велосипедистов делятся: одни говорят, что люфт есть, другие утверждают, что «не встречали». Думаю, что в реальности это зависит от качества изготовления ротора и втулки и правильности затяжки прижимным кольцом.

А вот насчет специального ключа для установки – его действительно, нужно иметь, но если у вас установлена кассета, то это может быть один и тот же ключ. Интересные нюансы по ключам неплохо описаны тут.

Затягивать прижимное кольцо нужно с силой 40 Hm. Если у Вас есть динамометрические инструменты, на которых можно выставить силу затягивания – это очень удобно, в противном случае, можно считать, что затягивать нужно очень сильно. Давить нужно с силой 20 кг на ручку длиной 20 см.

Переходники с CenterLock на 6 болтов

Оба варианта крепления CenterLock и 6 болтов не совместимы друг с другом. Но существуют переходники с втулки с креплением CenterLock на роторы с креплением 6 болтов. Обратных переходников с 6 болтов на CenterLock не бывает.

Существует несколько основных конструкций таких адаптеров:

  • В одних моделях ставят кольцо, в которое вкручиваются болты, удерживающие ротор.
  • В других на крепление CenterLock устанавливают переходник со штырями, на которые «садится» ротор и прижимается специальным стопорным кольцом.
  • В третьем варианте на крепление CenterLock устанавливают переходник с пазами. Сверху кладут ротор и прижимают его кольцом со штырями, и все это фиксируется стопорным кольцом.

При покупке обязательно обратите внимание на то, каким инструментом будет закручиваться стопорное кольцо на адаптере.

И еще один нюанс: при установке ротора внимательно посмотрите на стрелку, указывающую направление его вращения. Устанавливать ротор нужно строго по стрелке.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис