Что такое дульный тормоз танк

Почему у современных танков нет дульного тормоза?

Раньше, многие танки с мощными орудиями обладали дульным тормозом. Калибры могли быть от смешных 37 мм до внушительных 88, 100, 122 мм и так далее. Но сейчас калибры больше былых. Почему же на танках отказались от дульного тормоза?

Для чего дульный тормоз?

Раньше, многие орудия крупных калибров и большого удлинения давали отдачу, с которой система отката не справлялась в замкнутом пространстве башни. Чтобы хоть как-то решить эту проблемы, инженеры использовали газы, толкающие снаряд.

Принцип работы очень прост — отливается наболдашник с прорезями, через которые должна выходить часть газов, тормозя ствол и не давая ему откатиться слишком далеко.

Проблемы

Главная проблема дульного тормоза в его опасности для сопровождающей пехоты. Пороховые газы вылетают стремительно, а их температура может нанести увечия человеку. Это ещё нет речи о том, что солдата может «сдуть», а громкость выстрела в лучшем случае кантузить.

Читайте также:  Регулировка тормозов в автомобиле камаз

Кроме того, газы поднимают облако пыли и грязи, что вместе с самими пороховыми газами димаскировало позицию расчёта или экипажа. Решение было — сетчатый дульный тормоз, газы из которого выходили с меньшей силой, но это полумера.

Почему отказались?

Часть причин уже озвучена в подпункте «Проблемы», но не стоит забывать о техническом прогрессе. Инженеры смогли дать военным более компактные и эффективные накатные механизмы, за счёт чего можно было немного усилить всю конструкцию и отказаться от дульного тормоза в принципе.

Однако не стоит думать, что от дульного тормоза совсем отказались. Его можно встроить на некоторых старых орудиях или автоматических пушках. Так же, дульный тормоз использовался странами НАТО для пушек калибра 140 мм. Например, французское 140 мм орудие имеет Т-образный дульный тормоз, а шведы при разработке проекта модернизации Leopard 2A4 разработали 140 мм калибр со сетчатым дульным тормозом. В СССР разрабатывался вариант 2А46 с диаметром 125 мм и дульным тормозом. Он использовался в Объекте 187, но не для торможения орудия, как в танках НАТО, а для отвода газов с линии обзора наводчика.

Источник

Плюсы и минусы использования дульного тормоза на танках и артиллерии

Наверное все видели приспособление установленное на конце некоторых орудий танков, САУ или даже на снайперских винтовках. Так вот, это дульный тормоз и мы расскажем зачем он нужен, а также о его плюсах и минусах. Дульный тормоз уменьшает отдачу при выстреле из-за изменения направления движения пороховых газов.

Плюсы дульного тормоза

За счет дульного тормоза значительно снижается нагрузка на устройство противоотката техники, а это в свою очередь позволяет уменьшить вес и размер этого устройства, освободив пространство для экипажа.

Благодаря дульному тормозу снижался общий вес системы ведения огня, что существенно повышало мобильность техники, особенно важно это было для танков времен ВОВ, которые делались целиком из стали и ничего более.

Плюсом также можно считать более быструю повторную наводку на цель после выстрела, за счет уменьшения отдачи.

Минусы дульного тормоза

Пожалуй самым главным минусом использования дульного тормоза можно считать то, что он сильно демаскировал огневую точку техники или орудийного расчета. При выстреле большие клубы пороховых газов расходились в стороны выдавав позицию, да и плюсом к этому в воздух поднимался огромный столб пыли или снега, который еще сильнее демаскировал. Во вторую мировую войну с пылью боролись, поливая землю на позиции водой и убирая снег.

Также пороховой газ, который отводился дульным тормозом со сверхзвуковой скоростью, серьезным образом мог навредить здоровью экипажа или расчета. Нередки были случаи контузий и разрыва барабанных перепонок, а также ослепления вспышкой, которая возникает в щелях дульного тормоза.

При использовании дульного тормоза также невозможно использование шрапнели, это третий минус. Ну и четвертый — это увеличенный износ ствола орудия при установленном дульном тормозе.

Почему дульный тормоз сейчас почти не используется?

На современных танках дульный тормоз практически перестали использовать, так как сейчас делается акцент на скорость полета снаряда, а дульный тормоз ее наоборот снижает. Да и современные противооткатные системы уже не нуждаются в нем. Также дульный тормоз не позволяет использовать некоторые новые типы снарядов, например оперенные. Дульный тормоз срывал перья снаряда еще до их раскрытия. Он необходим только современным легким танкам для уменьшения веса и САУ для быстрой стабилизации и повторной наводки.

Не забудьте поставить статье ЛАЙК ✔ (Палец вверх) и ПОДПИСАТЬСЯ✔ на канал, это даст мне стимул и дальше радовать вас хорошими статьями, будет много интересного. Спасибо за просмотр!

Источник

Почему у многих советских танков во время Второй мировой войны не было дульного тормоза

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Если внимательно посмотреть на бронетехнику разных стран периода Второй мировой войны, то станет понятно, что дульного тормоза не было не только у некоторых советских танков. Отсутствует он и у отдельных немецких машин, более того, дульного тормоза нет на некоторых моделях основного американского танка «Шерман». Подобным образом дела обстоят с британской, японской и другой техникой. В чем же заключается дело? Очевидно, что ответ на вопрос кроется не в слове «экономия».

Правильный ответ – техническая необходимость. Танковые орудия Второй мировой войны, особенно ее первой половины, значительно уступали по мощности тем орудиям, что стали ставить во всех странах на танки уже в годы холодной войны. Современные пушки куда мощнее, а потому каждая из них поголовно нуждается в дульном тормозе. Как несложно догадаться, данное устройство позволяет сокращать количество пороховых газов, попадающих во внутрь машины, а также существенно сокращает отдачу орудия.

ЕСЛИ ВАМ НАДОЕЛО ЧИТАТЬ, МОЖНО ПРОСМОТРЕТЬ СТАТЬЮ ЗДЕСЬ:

Создать мощную пушку без тормоза теоретически можно, однако в этом случае придется предоставлять ей больше места для «хождения». А так как в танке со свободным местом есть известные проблемы, то такой подход является банально не конструктивным и не рациональным. Другое дело танки с пушками малой мощности, как ранние Т-34, «Шерманы» и многие немецкие легкие танки. Слабая отдача делает дульный тормоз банально не нужным.

Существует и вторая причина – тактика ведения боя. Дульный тормоз создает облако горячих газов, которые представляют серьезную опасность для людей, стоящих в непосредственной близости от танка. Такая машина неприменима для осуществления танкового десанта (когда пехота садится на броню).

Тем не менее, в годы Великой Отечественной войны активно шла гонка пушки и брони. Силу и качество защиты старались постоянно увеличивать, а потому к 1944 году почти все отечественные танки, в том числе новые модификации Т-34 стали получать мощные пушки, которые уже не могли обходиться без дульного тормоза.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про то, зачем на башню танка Т-90 натягивают сетку (спойлер: не для маскировки).

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Почему советские танкисты массово противились появлению на пушках дульного тормоза

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Для начала следует разобраться с тем, какую функцию на пушке в принципе выполняет дульный тормоз. Главное назначение дульного тормоза – это поглощение энергии отдачи. С таким устройством пушка откатывается на 50-60% меньше, что позволяет существенно сократить габариты противооткатного устройства. Для танков и САУ это особенно важно, так как пушка занимает меньше места под броней, а значит и профиль машины можно сделать ниже и уже. Кроме того, дульный тормоз отводит большую часть пороховых газов из ствола, тем самым серьезно повышая комфорт работы экипажа за счет сокращения загазованности внутреннего пространства боевой машины в момент выстрела.

В конечном итоге дульный тормоз позволяет использовать более мощные и длинные орудия при тех же габаритах танка или САУ. Он повышает начальную скорость снаряда, а значит растет и мощность выстрела. Повышается боевая эффективность танка. Правда, есть у дульного тормоза и ряд недостатков. Именно они и делали его крайне нежелательным для советских танкистов.

Во-первых, разлетающийся от дульного тормоза пороховой газ серьезнейшим образом ограничивает видимость наводчика, затрудняя его работу по наблюдению за целью. В ряде случае газ и поднятая им пыль даже могут загрязнить оптику наводчика. Во-вторых, вырывающийся дым решительно демаскирует танк во время совершения выстрела, лишая его таким образом тактического превосходства и эффекта неожиданности при следующем выстреле. В-третьих, советские танки активно применялись для маневренных атак и контрнаступлений в том числе в качестве десантных средств. Однако, разлетающийся горячий газ мог травмировать людей на броне, что сделало бы невозможным сочетание перевозки и одновременных выстрелов.

В итоге советские танкисты предпочли менее мощные орудия для сохранения тактической гибкости средних и некоторых тяжелых танков. Кстати, на почти всех современных танках классический дульный тормоз так же отсутствует.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про САУ : короткая и насыщенная жизнь «охотников на танки» Второй мировой войны.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Что такое ДТК

ДТК (дульный тормоз компенсатор) – специализированное устройство, которое позволяет в различной степени уменьшить отдачу огнестрельного оружия при стрельбе. Функции заложены в использовании кинетической энергии пороховых газов, образующихся в момент выстрела и покидающих ствол оружия вслед за снарядом, пулей. Снижение отдачи составляет от двадцати пяти до семидесяти процентов, этот показатель целиком зависит от конструкции. Другой функцией ДТК является снижение подброса ствола, что позволяет удерживать оружие на линии прицеливания и, как следствие, уменьшить время для проведения последующего выстрела. Данные дульные устройства получили широчайшее применение в артиллерии, стрелковом оружии.

ДТК и его назначение

Сегодня существует три основные группы этих устройств, подразделяются по характеру их воздействия на оружие при стрельбе.

• Устройство осевого действия – существенно снижают энергию отдачи по оси ствола карабина, винтовки, автомата либо орудия при выстреле. С учетом работы лишь в продольном направлении их принято называть дульный тормоз. Достаточно широко используются в артиллерии.

• Устройство поперечного действия – отведение пороховых газов позволяет создать силу, направленную под прямым углом по отношению к оси канала ствола. Чаще используют на обычном и крупнокалиберном стрелковом оружии, чтобы исключить опрокидывающий момент, который отклоняет ствол автомата или винтовки в боковом направлении. Данные устройства оружейного тюнинга чаще именуют компенсаторами. Либо применяют полное наименование – дульный компенсатор.

• Устройство комбинированного действия – обеспечивают два выше описанных воздействия на ствол оружия при выполнении стрелковых упражнений. Снижают отдачу по оси канала ствола, и минимизируют действие опрокидывающего момента. Данный тип устройств получил широчайшее и повсеместное распространение в сегодняшнем мире гражданского, спортивного и армейского стрелкового оружия. Именно именно эти устройства именуются дульный тормоз компенсатор, сокращенно ДТК.

Принцип действия

ДТК по принципу действия подразделяются:

Дульные тормоза компенсаторы активного принципа действия используют в своей работе направленную энергию струи пороховых газов. Покидая ствол оружия, они создают давление на мембраны (кольцевые перегородки), в результате чего появляется сила, действующая в противоположном направлении относительно движения откатных частей. Благодаря газоотводным каналам часть пороховых газов изменяет вектор направления своего движения. При этом формируется перпендикулярное воздействие на ось канала ствола. Примером эффективного активного устройства служит ДТК на TR3

Реактивные ДТК оснащены специальными отверстиями – каналами, расположенными под определенным углом. Принцип действия основан на симметричном отводе пороховых газов через эти каналы. В момент выстрела возникает реактивная тяга, толкающая оружие вперед, что и уменьшает откат. Чем острее угол отвода, тем большая эффективность работы дульного тормоза компенсатора. Стоит отметить, что зона повышенного давления ударной волны смещается к стрелку. Это может существенно повлиять на состояние органов слуха. Поэтому при стрельбе с применением реактивных дтк рекомендуют использовать активные наушники. Однако для армейских подразделений такой вариант не подходит.

Активно-реактивный тип дульного тормоза сочетает в своей работе оба вышеуказанных типа действия. Позволяя максимально стабилизировать ствол оружия при стрельбе. Примечателен тот факт, что еще в далеком 1940 году данный тип дульного устройства был применен на СВТ-40 – самозарядной винтовке Токарева.

Классификация

Дульные тормоза могут дополнительно классифицироваться:

• По количеству камер: от бескамерных до многокамерных;

• По количеству и размещению отверстий: многорядные либо однорядные;

• По форме отверстий: сетчатые, щелевые, оконные.

В наше время популярностью пользуются однокамерные и двухкамерные дульные тормоза. Применение в устройстве большего числа камер значительно увеличивает размер и вес, а его эффективность практически не улучшается.

Исследования в области использования дульного тормоза велись еще в 30-х годах 20 века, до начала Второй Мировой войны. В течение которой устройства успешно применялись как на артиллерийских орудиях: пушках, гаубицах, так и на ручном стрелковом оружии, например, пистолете-пулемете Шпагина.

Развитие устройства привело к более широкому использованию именно дульного тормоза компенсатора. Производя несимметричное отведение пороховых газов, компенсатор позволяет больше стабилизировать оружие в нескольких плоскостях. Примером может служить популярный ДТК Ильина. Разработанный профессиональным стрелком, он максимально соответствует требованиям по стабилизации ствола оружия при стрельбе. Первое поколение этих ДТК, ГК-01 снижает отдачу ружей 12 калибра на 70%, а второе и третье (ГК-02 и ГК-3 соответственно) — еще больше. Дополнено в октябре 2020. Эволюция дульников от Ильина : ДТК ГК03++М и ДТК ГК04. Оба устройства оснащены цанговым зажимом, что делает установку и настройку проще и удобнее.

Дульные устройства просты в использовании и обладают высокой надежностью. Изготавливают их обычно из цельной металлической заготовки. Дополнительно наносится защитное покрытие.

Стрельба с применением дульного тормоза компенсатора, как правило, более результативная. Однако, не стоит недооценивать и роль стрелка, и используемого обвеса при этом. Так, эффективность ДТК меняется в зависимости от габаритов стрелка, используемой стойки, и баланса оружия.

Для 12 калибра — наибольший выбор для самомго распространенного стрелкового гражданского оружия.

Для калибра 7.62 — классическое стрелковое оружие станет заметно эффективнее.

Для ведения огня патроном 7,62 х54 — аналогично вышеуказанным, но под более мощный патрон.

Для оружия калибром 9мм — хорошая подборочка качественных ДТК.

Для калибра 5.56 и 223 — любителям западного калибра посвящается.

Для 30 калибра — достаточное редкое явление, но имеет место быть.

Знаменитый и популярный 5.45 — без данного калибра и дульных устройств к нему оружейный мир будет не полным.

Отдельная ветка под боеприпас 9.6 х53 — порадует стрелков-спортсменов и охотников.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис