Дульный тормоз для гладкоствольного оружия

Лучший дульный компенсатор для 12 калибра

В современном мире оружейного тюнинга можно легко потеряться даже опытному стрелку. Широкая масса всевозможных вариантов того или иного элемента предлагается десятками производителей со всего мира. Дульные тормоз компенсаторы не исключение.
Прямоугольные, круглые, с жабрами и без, одно и многокамерные. Какому отдать предпочтение? Ведь каждый производитель настаивает на максимальной эффективности своей разработки.
Видео обзоры от практикующих стрелков детально рассказывают о той или иной модели, иногда тестируют пару-тройку экземпляров дульных устройств. Однако все делается «на глазок», без учета индивидуальных особенностей стрелка.
Тестирование не простое выражение своего мнения, к нему необходимо применить научный подход. Результаты просто обязаны быть подтверждены измерениями, проведенными на специализированном оборудовании.
Многие стрелки задавались следующими вопросами:
•Что станет с эффективностью знаменитого ДТК Ильина, если отсечь у него одну камеру?
•Какое влияние оказывает выломанная боковая жабра и стоит ли действительно избавиться от такого устройства?
•Неужели импортный дульник Maxround превосходит российские аналоги?

Был проведен большой тест ДТК 12 калибра, произведенных российскими и иностранными оружейными брендами. Мы узнали ответы на выше поставленные вопросы и смогли выявить победителя в номинации эффективность.

Какой ДТК 12 калибра лучший? Смотри видео.

Уменьшение отдачи на 18,14%

Эффективность гашения отдачи в сравнении 71,89%

Уменьшение отдачи на 14,18%

Эффективность гашения отдачи в сравнении 55,67%

Уменьшение отдачи на 17,59%

Эффективность гашения отдачи в сравнении 59,72%

Уменьшение отдачи на 15,41%

Эффективность гашения отдачи в сравнении 61,08%

Источник

Что такое ДТК

ДТК (дульный тормоз компенсатор) – специализированное устройство, которое позволяет в различной степени уменьшить отдачу огнестрельного оружия при стрельбе. Функции заложены в использовании кинетической энергии пороховых газов, образующихся в момент выстрела и покидающих ствол оружия вслед за снарядом, пулей. Снижение отдачи составляет от двадцати пяти до семидесяти процентов, этот показатель целиком зависит от конструкции. Другой функцией ДТК является снижение подброса ствола, что позволяет удерживать оружие на линии прицеливания и, как следствие, уменьшить время для проведения последующего выстрела. Данные дульные устройства получили широчайшее применение в артиллерии, стрелковом оружии.

ДТК и его назначение

Сегодня существует три основные группы этих устройств, подразделяются по характеру их воздействия на оружие при стрельбе.

• Устройство осевого действия – существенно снижают энергию отдачи по оси ствола карабина, винтовки, автомата либо орудия при выстреле. С учетом работы лишь в продольном направлении их принято называть дульный тормоз. Достаточно широко используются в артиллерии.

• Устройство поперечного действия – отведение пороховых газов позволяет создать силу, направленную под прямым углом по отношению к оси канала ствола. Чаще используют на обычном и крупнокалиберном стрелковом оружии, чтобы исключить опрокидывающий момент, который отклоняет ствол автомата или винтовки в боковом направлении. Данные устройства оружейного тюнинга чаще именуют компенсаторами. Либо применяют полное наименование – дульный компенсатор.

• Устройство комбинированного действия – обеспечивают два выше описанных воздействия на ствол оружия при выполнении стрелковых упражнений. Снижают отдачу по оси канала ствола, и минимизируют действие опрокидывающего момента. Данный тип устройств получил широчайшее и повсеместное распространение в сегодняшнем мире гражданского, спортивного и армейского стрелкового оружия. Именно именно эти устройства именуются дульный тормоз компенсатор, сокращенно ДТК.

Принцип действия

ДТК по принципу действия подразделяются:

Дульные тормоза компенсаторы активного принципа действия используют в своей работе направленную энергию струи пороховых газов. Покидая ствол оружия, они создают давление на мембраны (кольцевые перегородки), в результате чего появляется сила, действующая в противоположном направлении относительно движения откатных частей. Благодаря газоотводным каналам часть пороховых газов изменяет вектор направления своего движения. При этом формируется перпендикулярное воздействие на ось канала ствола. Примером эффективного активного устройства служит ДТК на TR3

Реактивные ДТК оснащены специальными отверстиями – каналами, расположенными под определенным углом. Принцип действия основан на симметричном отводе пороховых газов через эти каналы. В момент выстрела возникает реактивная тяга, толкающая оружие вперед, что и уменьшает откат. Чем острее угол отвода, тем большая эффективность работы дульного тормоза компенсатора. Стоит отметить, что зона повышенного давления ударной волны смещается к стрелку. Это может существенно повлиять на состояние органов слуха. Поэтому при стрельбе с применением реактивных дтк рекомендуют использовать активные наушники. Однако для армейских подразделений такой вариант не подходит.

Активно-реактивный тип дульного тормоза сочетает в своей работе оба вышеуказанных типа действия. Позволяя максимально стабилизировать ствол оружия при стрельбе. Примечателен тот факт, что еще в далеком 1940 году данный тип дульного устройства был применен на СВТ-40 – самозарядной винтовке Токарева.

Классификация

Дульные тормоза могут дополнительно классифицироваться:

• По количеству камер: от бескамерных до многокамерных;

• По количеству и размещению отверстий: многорядные либо однорядные;

• По форме отверстий: сетчатые, щелевые, оконные.

В наше время популярностью пользуются однокамерные и двухкамерные дульные тормоза. Применение в устройстве большего числа камер значительно увеличивает размер и вес, а его эффективность практически не улучшается.

Исследования в области использования дульного тормоза велись еще в 30-х годах 20 века, до начала Второй Мировой войны. В течение которой устройства успешно применялись как на артиллерийских орудиях: пушках, гаубицах, так и на ручном стрелковом оружии, например, пистолете-пулемете Шпагина.

Развитие устройства привело к более широкому использованию именно дульного тормоза компенсатора. Производя несимметричное отведение пороховых газов, компенсатор позволяет больше стабилизировать оружие в нескольких плоскостях. Примером может служить популярный ДТК Ильина. Разработанный профессиональным стрелком, он максимально соответствует требованиям по стабилизации ствола оружия при стрельбе. Первое поколение этих ДТК, ГК-01 снижает отдачу ружей 12 калибра на 70%, а второе и третье (ГК-02 и ГК-3 соответственно) — еще больше. Дополнено в октябре 2020. Эволюция дульников от Ильина : ДТК ГК03++М и ДТК ГК04. Оба устройства оснащены цанговым зажимом, что делает установку и настройку проще и удобнее.

Дульные устройства просты в использовании и обладают высокой надежностью. Изготавливают их обычно из цельной металлической заготовки. Дополнительно наносится защитное покрытие.

Стрельба с применением дульного тормоза компенсатора, как правило, более результативная. Однако, не стоит недооценивать и роль стрелка, и используемого обвеса при этом. Так, эффективность ДТК меняется в зависимости от габаритов стрелка, используемой стойки, и баланса оружия.

Для 12 калибра — наибольший выбор для самомго распространенного стрелкового гражданского оружия.

Для калибра 7.62 — классическое стрелковое оружие станет заметно эффективнее.

Для ведения огня патроном 7,62 х54 — аналогично вышеуказанным, но под более мощный патрон.

Для оружия калибром 9мм — хорошая подборочка качественных ДТК.

Для калибра 5.56 и 223 — любителям западного калибра посвящается.

Для 30 калибра — достаточное редкое явление, но имеет место быть.

Знаменитый и популярный 5.45 — без данного калибра и дульных устройств к нему оружейный мир будет не полным.

Отдельная ветка под боеприпас 9.6 х53 — порадует стрелков-спортсменов и охотников.

Источник

Дульный тормоз-компенсатор и его назначение

Дульный тормоз-компенсатор (ДТК) – это специальное устройство, предназначенное для уменьшения отдачи огнестрельного оружия, использующее кинетическую энергию пороховых газов, которые выходят из ствола вслед за выпущенной пулей или снарядом. Помимо уменьшения уровня отдачи при выстреле (на уровне от 25 до 75 процентов в зависимости от конструкции) дульный тормоз-компенсатор уменьшает подброс ствола оружия, оставляя его на линии прицеливания, что сокращает время необходимое для производства следующего выстрела. Сегодня подобные устройства широко применяются в артиллерии и стрелковом оружии, главным образом, в автоматическом.

Дульный тормоз был известен еще до начала Второй мировой войны, но именно в годы войны и после ее завершения, данное устройство получило наибольшее распространение. Первоначально ДТК применялись в артиллерии, но с развитием и широким распространением автоматического стрелкового оружия они стали использоваться и на оружии малых калибров. Сегодня практические все современные пулеметы и автоматы оснащаются дульным тормозом-компенсатором по умолчанию. ДТК перенаправляет пороховые газы и действительно снижает отдачу и подброс ствола оружия при стрельбе. Они востребованы не только в моделях оружия военного назначения, но и в гражданских моделях, используемых стрелками-спортсменами. В то же время, изменяя направление движения пороховых газов, ДТК может усиливать звук выстрела, который слышит стрелок или артиллерийский расчет. При этом, чем эффективнее устройство, тем громче звук выстрела. Для спортсменов это не представляет особой проблемы, они обычно используют наушники, а вот в армейских подразделениях индивидуальные средства защиты органов слуха – скорее роскошь. Поэтому очень часто конструкторы армейского стрелкового оружия намеренно ограничивают эффективность ДТК.

Существующие сегодня дульные тормоза используют энергию некоторой части пороховых газов, которые выходят из канала ствола вслед за выпущенной пулей. Дульные газовые устройства более выгодны в энергетическом отношении, они не ухудшают баллистику оружия, помимо этого они отличаются высокой надежностью и простотой устройства. Эффективность использования подобных устройств значительным образом зависит от скорости, количества и направления движения отведенных назад пороховых газов. В то же время повышение эффективности их работы обычно сопровождается сильным действием пороховых газов на стрелка или установку, затрудняя процесс прицеливания, а также на грунт, что провоцирует демаскировку за счет образования пыли, которая поднимается пороховыми газами. За счет использования различных дульных газовых устройств конструкторы могут значительно уменьшить энергию отдачи стрелкового оружия или подвижных частей его автоматики, уменьшить пламенность выстрела, повысить кучность ведения огня из автоматического оружия и т.д.

Все дульные тормоза по их характеру воздействия на оружие можно разделить на три основных группы:

— дульные тормоза осевого действия, они обеспечивают снижение энергии отдачи оружия или ствола лишь в продольном направлении;

— дульные тормоза поперечного действия, они обеспечивают воздействие поперечной силы, направленной перпендикулярно оси канала ствола. Такие дульные тормоза часто также называют компенсаторами, обычно они применяются в образцах ручного огнестрельного оружия, в которых может возникнуть опрокидывающий момент, отклоняющий ось канала ствола в боковом направлении;

— дульные тормоза комбинированного действия, они обеспечивают как снижение силы отдачи в продольном направлении, так и создание поперечной силы, которая компенсирует опрокидывающий момент огнестрельного оружия. Такие дульные тормоза называют тормозами-компенсаторами. Именно они используются преимущественно в современных образцах стрелкового оружия.

По своему принципу действия дульные тормоза делятся на модели активного действия, реактивного действия и активно-реактивного действия.

Дульные тормоза активного действия используют в работе удар газовой струи, выходящей из канала ствола по поверхности, которая закреплена на стволе оружия. Такой удар формирует импульс силы, направленный против действия отдачи оружия, благодаря чему обеспечивается снижение энергии отдачи всей системы.

В автоматических моделях стрелкового оружия наиболее распространены дульные тормоза реактивного типа, действие которых основано на использовании реакции истечения пороховых газов. Основное их предназначение – это снижение энергии отдачи ствола или всей оружейной системы за счет обеспечения симметричного отвода части пороховых газов в направлении отдачи. В момент вылета пули из канала ствола часть пороховых газов по специальным каналам в дульном тормозе отводится назад. Одновременно с этим под действием реакции истечения пороховых газов все оружие получает толчок вперед, энергия отдачи уменьшается. Чем больший объем газов будет отведен назад и чем выше будет их скорость движения, тем эффективнее отработает дульный тормоз.

В моделях дульных тормозов активно-реактивного типа объединяются между собой оба перечисленных выше принципа. В таких устройствах происходит удар газовой струи в направлении вперед (активное действие) и отбрасывание струи назад (реактивное действие). Подобное устройство было применено, к примеру, на самозарядной винтовке Токарева СВТ-40 образца 1940 года.

Также дульные тормоза можно классифицировать по конструктивным признакам, которые значительным образом могут влиять на эффективность данных устройств. К основным таким конструктивным признакам относят: наличие или наоборот отсутствие диафрагмы (передней стенки); число рядов боковых отверстий; число камер; форму боковых отверстий. Дульный тормоз, у которого отсутствует диафрагма и передняя стенка, принято называть бескамерным. В то же время дульный тормоз, оснащенный диафрагмой, обеспечивает большую эффективность по сравнению с бескамерными устройствами за счет создания дополнительного тянущего усилия в направлении противоположном откату, это обеспечивается за счет удара истекающего порохового газа о диафрагму. В современном оружии наибольшее распространение получили одно и двухкамерные модели дульных тормозов, так как дальнейшее наращивание числа камер лишь несущественно повышает эффективность подобных устройств (не более 10 процентов), в то время как масса и габариты увеличиваются. Форма боковых отверстий может быть разной: прямоугольные или квадратные окна, продольные или поперечные щели, круглые отверстия. В этих случаях дульные тормоза называются соответственно – едиными, щелевыми или сетчатыми. В пределах каждой из камер такие отверстия могут располагаться в один или сразу в несколько рядов как по периметру, так и по длине дульного устройства.

Наряду с дульными тормозами в современных моделях автоматического стрелкового оружия очень широко используются компенсаторы – устройства, предназначенные для несимметричного отвода пороховых газов в стороны от оси канала ствола, что необходимо для стабилизации оружия во время ведения огня. Дульные тормоза-компенсаторы работают за счет воздействия пороховых газов, которые истекают из канала ствола в направлении обратном действию опрокидывающего момента. Типичные модели современных ДТК могут стабилизировать оружие при стрельбе в одной или двух плоскостях.

Сегодня дульные тормоза очень активно и массово применяются в стрелковом оружии. Одна из причин их широкого применения конструкторами – простота устройства, которая сочетается в них с высокой эффективностью действия. В автоматическом оружии наших дней дульными тормозами оснащаются крупнокалиберные пулеметы и малокалиберные пушки с целью уменьшения действия отдачи на станок, а также самозарядные и штурмовые винтовки, автоматы, пистолеты-пулеметы, высокоточные крупнокалиберные винтовки под мощные патроны.

На сегодняшний день к одному из самых известных и распространенных примеров применения дульного тормоза-компенсатора можно отнести знаменитый автомат Калашникова – АК-74. Данная модель автоматического оружия среди прочих изменений выделялась наличием принципиально нового по конструкции ДТК по сравнению с использовавшимся ранее устройством на автомате АКМ.

Автомат АК-74 обладал заметно более улучшенным дульным тормозом-компенсатором, ставшим длинным и двухкамерным устройством. Первая камера ДТК данного автомата представляла собой цилиндр, предназначавшийся для выхода пули, также он имел три выходных отверстия для пороховых газов и две щели, размещенные возле диафрагмы. Вторая камера компенсатора обладала несколько отличающимся устройством – два широких окна, а спереди – та же диафрагма для выхода пули. Подобные изменения конструкции позволили добиться повышения тактико-технических характеристик автомата. В частности, положительным образом сказались на точности стрельбы и балансировке, одновременно с этим улучшилась и маскировка стрелка, так как вспышки пламени в момент выстрела стало очень трудно заметить. В том или ином виде подобная конструкция, равно как и ее модификации (ДТК 1-4), используются в автоматах Калашникова и в наши дни.

Источник

Читайте также:  Требования машиниста отпустить ручной тормоз
Оцените статью
Авто Сервис