Обнаружили пятна масла под автомобилем? Пора заехать на диагностику! Заезжаем на яму, или подъёмник и осматриваем двигатель и КПП на возможные течи.
На двигателе множество мест откуда может течь масло, так как очень много соединений через прокладки. А вот на КПП их всего несколько, а именно сальники приводов и сальник штока выбора передач, что бывает чаще всего, сливная пробка гораздо реже, и ещё реже сальник первичного вала.
Рассмотрим на примере автомобиля Hyundai Getz, как заменить левый сальник привода в МКПП. Для этого нам понадобятся:
Смотровая яма или подъёмник.
Набор инструмента.
Сальник (4311928060).
Подходящая оправка, для запрессовки сальника (внутренний диаметр примерно 60 мм).
Ну что ж, если всё это у вас есть тогда начинаем.
В первую очередь снимаем защиту двигателя, если такая имеется. Берём какую нибудь ёмкость под масло, головкой на 24 откручиваем сливную пробку, она находится в самой нижней части КПП и сливаем масло. Закручиваем пробку на место и затягиваем, чтобы потом не забыть. Убираем ёмкость со слитым маслом в сторону. После этого откручиваем защитный пластиковый щиток ( если это левая сторона), так как он будет мешать запрессовать сальник. Крепится он четырьмя болтами под ключ на 10. Поднимаем переднюю часть автомобиля, и выкручиваем руль влево. Откручиваем гайку крепления шаровой опоры, предварительно заливаем проникающей смазкой. Берём молоток и сильными резкими ударами бьём в торец уха поворотного кулака, пока палец шаровой опоры не выйдет из него. Не в коем случае не бьём по пальцу шаровой опоры. Теперь выворачиваем колеса вправо, отжимаем рычаг вниз и отводим всю стойку в сторону. Берём монтировку и поддеваем внутреннюю гранату, резким движением выщелкиваем её из КПП. Оттягивая всю полуось в сторону, поднимаем её как бы выше отверстия куда входит привод. Дальше с помощью монтировки или длинной мощной отвёртки извлекаем старый сальник, поддевая его изнутри. Вытираем всё вокруг сальника и его посадочное место. Берём новый сальник и заранее подготовленную оправку, и аккуратно забываем его на место. Не очень удобно там это делать, но возможно. Смазываем рабочую кромку сальника маслом, обязательно осматриваем рабочую поверхность на самой гранате, и если на ней имеется выработка то она заменяется на новую,после чего вставляем привод на место. Устанавливаем её следующим образом: отжимая рычаг вниз давим за колесо внутрь резким движением. Собираем в обратной последовательности. Заливаем масло по мануалу 2,15 л ( заливная пробка находится со стороны радиатора под ключ на 17 ). Можно ехать!
Идентификационный номер коробки передач Н51973 337661 расшифровывается следующим образом: Н — тип (Н: M5AF3); 5 — год выпуска (2005); 1973 — код передаточного числа главной передачи (1973: передаточное число 3,842; 2073: передаточное число 3,650; 337661 — серийный номер (000001-999999) Коробки передач двигателей 1,3 л и 1,6 л отличаются передаточными числами главной передачи.
Коробка передач преобразует крутящий момент, передаваемый от двигатепя по величине и направлению. Это необходимо для обеспечения оптимапьной скорости и проходимости автомобиля, а также для наиболее экономичной работы двигателя и движении автомобиля задним ходом. Кроме того, коробка передач разобщает двигатель и трансмиссию во время остановки и стоянки автомобиля и при его движении по инерции с работающим двигателем.
Детали коробки передач размещены в картере, который болтами привинчен к задней части двигателя Hyundai Getz.
Крутящий момент от двигателя через сцепление передается на входной вал коробки передач. Выходной вал коробка передач передает крутящий момент через дифференциал к приводным валам. Включение передачи осуществляется перемещением скользящей муфты синхронизатора, в результате чего шестерня жестко соединяется с валом коробки передач.
Коробка передач представляет собой очень сложный агрегат и ее ремонт необходимо производить в специализированной мастерской, поэтому в настоящей главе приведены только снятие и установка коробки передач.
Для снятия коробки передач необходимо поднять автомобиль и закрепить его в этом положении. Также необходимо использование стационарного домкрата.
Р исунок 3.22. Механическая коробка передач
Р исунок 3.23. Коробка передач (сведения для установки)
Механическая пятиступенчатая коробка передач М5AF3 показана на рисунок 3.22 и 3.23.
Передаточные числа коробки передач, агрегатированной с различными двигателями, приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Передаточные числа механической коробки передач
Передача коробки передач
Рабочий объем двигателя, л
1,1
1,3
1,5
1,6
I
3,615
3,615
3,615
3,615
II
1,950
1,950
1,950
1,950
III
1,286
1,286
1,286
1,286
IV
0,971
1,030
0, 971
1,031
V
0,780
0,825
0,825
0,825
Задний ход
3,250
3,250
3,250
3,250
Главная передача
4,294
3,842
3,650
3,650
Для ремонта и обслуживания коробки передач необходимы следующие специальные инструменты и приспособления:
– траверса для вывешивания двигателя при снятии и установке коробки передач (номер по каталогу запасных частей и приспособлений 09200-38001);
– комплект опор траверсы для вывешивания двигателя при снятии и установке коробки передач (номер по каталогу запасных частей и приспособлений 09200-1С000).
Данные для проверок и регулировок, мм
Осевой зазор заднего подшипника
первичного вала
0,01-0,09
Осевой зазор подшипника вторичного
вала
0,05-0,10
Предварительный натяг подшипников
дифференциала
0,15-0,20
Осевой зазор ведущей шестерни
главной передачи
0,025-0,15
Осевой зазор переднего подшипника
первичного вала
0,01-0,12
Проверка уровня и замена масла в механической коробке передач
Проверка уровня масла
Убедитесь в отсутствии подтекания масла из коробки передач. Отверните пробку маслозаливного отверстия и проверьте уровень масла. При загрязнении масла залейте свежее масло.
ПРИМЕЧАНИЕ
Уровень масла должен находиться у нижней кромки отверстия. При снижении уровня долейте масло, пока оно не начнет вытекать, и заверните пробку.
Отверните пробку маслозаливного отверстия и пальцем проверьте уровень масла.
Замените масло в картере коробки передач, если оно заметно загрязнено или не той вязкости.
Замена масла
Установите автомобиль на ровную горизонтальную площадку, отверните пробку маслосливного отверстия и слейте масло.
Заверните пробку маслосливного отверстия с новой прокладкой моментом 30–35 Н·м.
Р исунок 3.24. Пробка маслоналивного отверстия коробки передач
Залейте свежее масло через наливное отверстие (рисунок 3.24) до уровня его нижней кромки.
ПРИМЕЧАНИЕ
Вместимость картера коробки передач – 2,15 л.
Рекомендуемое масло – SAE 75W-90 (API-GL-4).
Снятие и установка механической коробки передач
Отсоедините провода от аккумуляторной батареи и снимите батарею.
Снимите полку аккумуляторной батареи, отвернув пять болтов ее крепления.
Р исунок 3.25. Болты крепления кронштейна полки аккумуляторной батареи
Установите траверсу (номер по каталогу запасных частей и приспособлений 09200-38001) для вывешивания двигателя при снятии и установке коробки передач с опорами.