Из за чего у дальнобойщиков отказывают тормоза

Отказ тормозов на фуре: что делать?

У большегрузных автомобилей применяется пневматическая тормозная система. Сжатый воздух используется вместо технической жидкости, поэтому риск возникновения пробки, как в гидравлике, сведен к минимуму. Отпадает необходимость иметь запасную канистру с тормозной жидкостью, потому что запас давления пополняется из атмосферы. Иногда происходят курьезные случаи – внезапно отказали тормоза на фуре, и неуправляемая техника продолжает движение по инерции.

Основные причины отказа тормозов на фуре

Статистика утверждает, что в течение года водитель нажимает на тормоза 75 тысяч раз, а при вождении в черте города этот показатель возрастает вдвое. На все детали тормозной системы приходится огромная нагрузка, поэтому элементы становятся уязвимыми и могут отказать в любой момент. Схема пневмосистемы полуприцепа надежнее гидравлических тормозов, но периодически проходить тщательное техническое обслуживание, а особенно перед дальним рейсом, нужно обязательно.

На заметку! Опытные дальнобойщики устанавливают в кабине фуры видеорегистратор, чтобы при внезапном выходе из строя тормозов и последующем ДТП было доказательство их непричастности. Это реальная помощь, когда у фуры отказали тормоза, например, на крутом спуске.

Приведем здесь некоторые неисправности пневматических тормозов и рекомендации по их устранению:

  1. Колодки реагируют медленно при нажатии на педаль тормоза или с большим опозданием. Причины следующие: происходит падение давления из-за утечки сжатого воздуха в системе, поломка компрессора или ослабление приводного ремня. Нужно ехать в сторону СТО и провести там полную диагностику.
  2. Увеличивается тормозной путь. Причин несколько, например, неравномерный износ поверхности колодок, разболталось крепление педали тормоза, перепады давления. Требуется диагностика пневматической системы.
  3. При выполнении торможения происходит занос полуприцепа. Неисправен клапан в соединении пневматики тягача и ведомого объекта, поэтому давление не поступает к тормозным камерам, продолжается движение по инерции. Требуется заменить кран в соединении.
  4. Фуру уводит в сторону. Причина – несинхронное срабатывание тормозов, из-за чего происходит занос. Неравномерное стачивание покрытия колодок, или тормозная камера не держит давление.
Читайте также:  Регулировка ручного тормоза хендай гранд старекс

Как понять причину неисправности пневматического тормоза? Смотрите на видео:

Если профилактические мероприятия производятся регулярно, то аналогичные неисправности будут предупреждены. Внимательное отношение водителя к автотранспорту продлевает срок службы и является залогом безаварийного движения по трассе.

Решение проблемы

Независимо от причины, по которой произошел внезапный отказ тормозов у фуры, остановить машину обычным способом не так просто. Паника при такой ситуации только навредит, а решение нужно принимать быстро, потому что тяжелую технику остановить очень непросто, особенно на спуске.

Посмотрите, в какие аварии попадают грузовые автомобили при отказе тормозов:

Существует несколько вариантов решения проблемы. Каждый из них рассмотрим подробно.

На фуре с «механикой»

Применяйте торможение с помощью двигателя – постепенно переключайте скорость с понижением: например, с 4-й на 3-ю и так далее. Сцепление выжимать надо кратковременно, чтобы не потерять связь АКП с двигателем.

Стрелка тахометра во время этих манипуляций не должна попадать в красную зону. Понижение производить плавно, т. к. резкие переключения могут вывести агрегат из строя.

На грузовике с «автоматикой»

Если на тягаче стоит АКП, то нужно перейти в ручной режим и плавно понижать скорость движения таким же методом, как было описано в предыдущем разделе. Когда сделать это невозможно, то рычаг переводится из положения «D» в режим, обозначенный цифрой «1». Автоматика самостоятельно будет выполнять понижение передач.

«Продавливание» системы

Тормозная система, как правило, разбивается на два независимых контура, что сделано для повышения безопасности. Когда возникает проблема в одном, то исправно функционирует дублирующий аналог.

Важно не прекращать давление на педаль, даже в том случае, когда она «провалилась», как бы прокачивая, т. е. поступательным движением, чтобы поддерживать давление в тормозной системе.

Стояночный тормоз

В некоторых экстренных случаях применяют ручное или стояночное торможение. Для этого используют специальный рычаг. В импортных тягачах установлена аналогичная педаль. Движение совершать плавно, чтобы успеть отжать при блокировке колес.

Включение первой передачи

Когда все варианты опробованы, но не привели к нужному эффекту – перейдите на первую скорость и заглушите двигатель. Только ключ зажигания не стоит поворачивать до конца, чтобы не активировалась блокировка руля.

Переведите рычаг на заднюю скорость – эффективная методика, но выполнить это крайне трудно, потому что АКП защищены от подобных действий при движении. Предварительно нужно включить режим parking.

Вышеописанные действия приведут к выходу из строя АКПП, поэтому дешевле повредить менее дорогую деталь кузова при столкновении с препятствием, чтобы сократить расходы при ремонтных работах.

Контактное торможение

Чтобы остановиться, используя естественные препятствия, нужно применить такие способы:

  • Если жизни водителя ничего не угрожает, а впереди имеется вариант для снижения скорости, например, съехать на обочину и притереть колеса к бордюру. При выполнении маневра надо соблюдать осторожность – возможно изменение траектории движения машины.
  • В критической ситуации производится экстренное торможение. При этом используются естественные препятствия. Оптимальным вариантом служат кусты или насыпь на обочине, хуже – забор, отбойник, а крайний вариант – столбы, постройки вдоль дороги. Не забудьте убедиться, что поблизости нет людей.

Лучше снести пустующую остановку, чем выскочить на встречную полосу или оживленный перекресток.

Полезные рекомендации

Независимо от стажа за рулем и профессиональных навыков отказ тормозов у любого из дальнобойщиков происходит неожиданно, поэтому водители фур должны быть всегда готовы к непредвиденной ситуации, чтобы избежать серьезных последствий.

Ознакомиться с советами опытного водителя, которые касаются действий при отказе тормоза как легкового, так и грузового автомобиля, можно на видео:

Существуют оптимальные рекомендации, при помощи которых возможно быстро определить степень износа тормозных колодок и своевременно устранить неполадки:

  1. При торможении слышно постороннее биение – это первый признак, что колодки нужно срочно заменить. Эксплуатация в течение долгого времени способствует неравномерному износу тормозных колодок, появляются трещины, а иногда и сколы, слышен посторонний скрежет.
  2. Проявляются чрезмерно слабые или, наоборот, резкие тормоза, в основном у тех водителей, которые не следят за износом колодок, и происходит заклинивание металла.
  3. На дисках вместе с пылью от истирания колодок появляется металлическая стружка, которая царапает поверхность тормозного устройства – нужно срочно обратиться в СТО.

На импортных тягачах в тормозной системе установлены специальные датчики, которые информируют водителя об износе тормозных колодок. В российских машинах такие индикаторы не применяются, поэтому дальнобойщикам приходится постоянно прислушиваться к работе, а при осмотре менять колодки, если износ составляет 2/3 от первоначальной толщины.

Профилактические мероприятия

Исправно функционирующая тормозная система — это залог безопасной эксплуатации автотранспорта. Важно не только своевременно заменять колодки, но и следить за расходом тормозной жидкости или проверять целостность трубопроводов пневматических тормозов.

Регулярные профилактические осмотры способствуют предотвращению возникновения неисправностей и продлевают срок службы тормозной системы, исключают возможные поломки во время движения, что чревато серьезными последствиями.

Следует регулярно проводить комплексную диагностику на СТО, где установлены компьютерные стенды. Специалисты смажут трущиеся поверхности антикоррозионными составами, которые также препятствуют перегреву, быстро осуществят прокачку тормозов. Опытные водители самостоятельно делают визуальный осмотр перед рейсом, проверяя надежность крепежа и натяжку ремней привода компрессора. Отказ легче предотвратить, чем устранять последствия при чрезвычайном происшествии.

В заключение напоминаем – как можно чаще и тщательно проверяйте элементы тормозной системы, потому что эти мероприятия предотвращают ситуации, связанные с отказом во время передвижения. На затяжном спуске периодически проверяйте исправность тормозной педали.

Источник

Вопрос к водителям грузовиков с пневматической системой тормозов.

На грузовых автомобилях и автобусах с пневматическим тормозным приводом (например, на автомобилях КАМАЗ) в тормозных камерах установлены пружинные энергоаккумуляторы, затормаживающие транспортное средство не только в рабочем режиме, но и на стоянке или в случае аварии (снижение давления, отказ воздушного компрессора, обрыв тормозного шланга). Для постановки на стоянку водитель снижает давление в пневматической системе, распрямляющиеся пружины надёжно прижимают тормозные колодки к барабану. Растормаживают машину, повышая давление воздуха. При буксировке аварийного автомобиля (на жёсткой сцепке) необходимо выкрутить болты в энергоаккумуляторах, сжав пружины

Одна из самых распространённых причин отказа тормозов — перегрев барабанов, при длительном торможении. Прослойка воздуха над горячей поверхностью работает как смазка. Часто бывает на затяжных спусках.
Пример:

Автоматический тормоз системы Вестингауза

В своем предыдущем посте про поход в депо метрополитена ТЧ-6 «Выборгское» я упомянул, что при выпуске воздуха из тормозной магистрали поезд автоматически остановится. В этом посте я расскажу простыми словами, почему так происходит.

Прямодействующий неавтоматический тормоз

Самый простой вариант устройства пневматического тормоза — это прямодействующий неавтоматический тормоз. Вот его схема:

Цифрой 1 обозначен компрессор. Он нагнетает сжатый воздух в тормозную магистраль (это трубка, которая тянется через весь поезд и каждый вагон, обозначена цифрой 5). 2 — это главный резервуар. Он нужен, чтобы создавать запас сжатого воздуха. Цифрой 4 упрощенно обозначен кран машиниста. На самом деле его устройство гораздо сложнее. Вот как действует этот тормоз:
1) Когда тормозная магистраль разряжена (т.е. в ней низкое давление), пружины в тормозных цилиндрах (обозначены цифрой 6) отжимают тормозные колодки (10) от колес. Таким образом, происходит отпуск тормозов.

2) Когда тормозная магистраль заряжается, сила давления воздуха слева в тормозных цилиндрах превышает силу сопротивления пружин, и тормозные колодки прижимаются. Происходит срабатывание тормозов.

Такая система не является надежной, так как при повреждении тормозной магистрали либо разрыве поезда такие тормоза с большой вероятностью откажут (если компрессор не будет способен покрывать утечки воздуха) — воздух просто выйдет из тормозной магистрали, и колодки будут отжаты от колес. Кроме этого, она не является автоматической — срабатывание тормозов может произойти только после того, как машинист повернет кран в положение торможения. Прямодействующим этот вид тормоза называется потому, что при торможении в тормозные цилиндры воздух нагнетается напрямую из главного резервуара (2), и утечки воздуха из тормозных цилиндров восполняются. Применяется такая система только на локомотивах в качестве вспомогательного тормоза.

Непрямодействующий автоматический тормоз

5 марта 1872 года американский инженер Джордж Вестингауз запатентовал первую систему автоматического тормоза. С тех пор она претерпела множество изменений, но ее основной принцип работы остался неизменным. На рисунке ниже представлена схема непрямодействующего автоматического тормоза.

На рисунке а) представлена схема отпуска тормозов. В этой схеме, по сравнению с предыдущей, появились компоненты 6 — это воздухораспределитель, и 8 — запасной резервуар. При отпуске тормозов тормозная магистраль заряжается (т.е. давление в ней повышается), что вызывает перемещение поршня внутри воздухораспределителя вправо. Воздух из тормозного цилиндра выходит в атмосферу (показано стрелкой), пружине внутри тормозного цилиндра ничего не сопротивляется, и она отжимает тормозные колодки от колеса. Схема срабатывания тормозов представлена на рисунке б). При торможении воздух из тормозной магистрали выпускается в атмосферу, и поршень в воздухораспределителе смещается влево (под действием давления из запасного резервуара). Тормозной цилиндр отрезается от атмосферы, в него поступает воздух из запасного резервуара, давление повышается, и тормозные колодки прижимаются к колесу.

Такая система является гораздо более надежной, так как при любом повреждении тормозной магистрали (или даже разрыве поезда) тормоза сработают автоматически, ведь они срабатывют не от повышения, а от понижения давления. И неважно, из-за чего оно понизилось — из-за действий машиниста, повреждении тормозной магистрали или срабатывания УАВА. Также такая система является непрямодействующей, так как при срабатывании тормозов либо перекрыше магистрали воздух в тормозной цилиндр поступает не из тормозной магистрали, а из запасного резервуара, и утечки воздуха из тормозного цилиндра не восполняются. Применяется такая система на пассажирских поездах (про метро пока данных нету).

Прямодействующий автоматический тормоз

Эта схема тормозов лишена недостатков непрямодействующего тормоза. Она очень похожа на схему непрямодействующего тормоза:

В этой схеме в положении перекрыши (т.е. когда тормозная магистраль изолирована от атмосферы и главного резервуара, и давление в ней остается постоянным с точностью до утечек) тормозная магистраль все равно питается от главного резервуара (2) через устройство (5), и утечки воздуха в тормозном цилиндре восполняются. Цифрой 10 обозначен обратный питательный клапан, он питает запасный резервуар 11 в состоянии перекрыши.

При отпуске тормозов тормозная магистраль заряжается, поршень (на рисунке черный) в воздухораспределителе смещается вправо, открывая сообщение тормозного цилиндра с атмосферой (обозначена Аm). Воздух выходит из тормозного цилиндра, пружина отжимает колодки от колеса.

При срабатывании тормозов (либо неисправности тормозной магистрали, либо разрыве поезда, либо срыве стоп-крана) поршень в воздухораспределителе смещается влево, открывая воздуху из запасного резервуара путь в тормозной цилиндр. Когда сила давления превышает силу сопротивления пружины, тормоза срабатывают.

Такая схема тормозов также является автоматической, так как срабатывает при понижении давления в магистрали. Неважно, чем было вызвано понижение давления — нормальными действиями машиниста или неисправностью — тормоза всё равно сработают. Также этот тормоз является прямодействующим, так как в положении перекрыши давление в тормозных цилиндрах поддерживается напрямую из главного резервуара через устройство (5), т.е. утечки воздуха из тормозных цилиндров восполняются. Применяется такая схема на грузовых поездах.

Рассмотренные схемы имеют множество доработок. Например, тормоза могут управляться с помощью электрического тока (электропневматические тормоза). Воздухораспределители могут иметь различную конструкцию (тормоз Матросова, тормоз Казанцева). Однако они обладают существенно большей надежностью по сравнению с неавтоматической системой.

Слабое место автоматических тормозов — это концевые краны (на последнем рисунке обозначены цифрой 8). Эти краны при необходимости могут перекрыть тормозную магистраль (например, для отцепки вагонов). Но если их забыть открыть обратно, то в нужный момент тормоза просто не сработают — давление в тормозной магистрали попросту не упадет. Поэтому на железных дорогах строго регламентирован порядок проверки тормозов. Например, один из методов — открыть концевой кран на последнем вагоне, и в этот момент машинист должен видеть на манометре падение давления. Нарушение порядка опробования тормозов привело к страшной катастрофе в Челябинской области (крушение на перегоне Ерал — Симская). Тогда между локомотивом и первым вагоном не был открыт концевой кран (из-за нарушений в процессе ремонта), и на крутом уклоне грузовой поезд №2707 не смог затормозить и столкнулся с хвостовой частью поезда №1933.

На этом всё. Надеюсь, вам было интересно почитать. Фотографии и картинки не мои, поэтому тега «моё» нету.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис