Иж 2126 2005 полный привод

Кроссовер за копейки: тест-драйв и оффроуд-тюнинг Иж Ода

Модные сегодня автомобили с приставкой «кросс» на деле являются фактически городскими машинами, и повышенная у них обычно не проходимость, а цена. Впрочем, если заводские кросс-версии седанов и хэтчбеков бесполезны, а на нормальный полный привод не хватает финансов, настоящий «кросс» можно сделать своими руками практически за копейки.

Г ерой этой истории – ИЖ-2126 Ода 2002 года выпуска. Этот автомобиль один из наших читателей завел себе в качестве вспомогательной машины для езды на дачу, рыбалку и охоту. Она не слишком комфортна для повседневных разъездов, поэтому по городу её хозяин передвигается на другом авто. Однако на активные уикенды из стойла непременно выгоняется «кросс-ёжик», как любовно называют ИЖей их владельцы.

Снаружи

Описывать внешность «ижоды», с одной стороны, бессмысленно, а с другой – не так уж много их уже осталось в живом виде, и не каждый автолюбитель 20-25 лет от роду, спроси его про «ежика», сходу вспомнит, что это вообще за марка и модель.

Облик 2126 традиционен для хэтчбеков и, в принципе, даже относительно гармоничен. Хотя не чуждый автомобильному дизайну и истории человек легко отметит в его очертаниях некую «эрзацность», свойственную советским автозаводам «второго эшелона», к которым относилось удмуртское предприятие. Эту машину, как и Таврию, на протяжении всего производства и продаж в народе обидно именовали «девяткой для нищих»… Собственно, фары головного света у машины действительно заимствованы от вазовской «девятки», все же остальные элементы кузова – свои собственные, от других «нашемарок» не подходящие. Динамичность облика, свойственную многим хэтчбекам, у Оды сильно портят нелепые «провисшие» арки задних колес, напоминающие аналогичное решение на Дэу Нексия.

Читайте также:  Отсек для жесткого диска вместо привода

Внутри

Внутри автомобиль «по пояс деревянный». Не ИЖ-2126 вообще, разумеется, а именно этот экземпляр.

Как и многие авто советской и ранне-российской эпохи, Ода грешила жуткой конструкцией внутрисалонного пластика торпедо и обшивок. На момент её появления отечественные конструкторы еще не умели проектировать большие пластиковые массивы, и торпедо вместе с тоннелем пола и всем остальным в салоне гремело, скрипело и хрустело, что твой оркестр. Все соединения пластиковых элементов страдали ломкостью, кривизной, склонностью к самодеформации со временем, а о противоскрипной проклейке стыков разговор не шел вообще.

Доводить до ума изначально убогую конструкцию желания не было, поэтому торпедо Ижа, тоннели пола, обшивки дверей, обшивки задних арок из багажника и прочий декоративный пластик владелец просто снял целиком и вынес на мусорку за пару заходов. Взамен было изготовлено новое «торпедо» из фанеры, затем обтянутое «веселеньким ситчиком» – в смысле, светленьким ковролинчиком. То же самое было проделано и с дверьми.

Легкость и непринужденность в обращении с автомобилем намекает, что его владельцу явно была близка философия пофигизма знаменитого питерского арт-сообщества Митьков, придерживаясь которой, он просто подходил к машине с топориком и, сплюнув папироску, отсекал все лишнее. В итоге благодаря стилю эдакого армейского минимализма удалось добиться главного — избавиться от бесконечного «шумового концерта» в салоне.

Серьезным “колхозингом” охвачен и задний ряд сидений. Собственно, и само сиденье, и его спинка были также сняты и выброшены. Вместо них появился ровный пол из фанеры – заподлицо с полом багажника. Машина стала фактически двухместной. Целью такой компромиссной переделки было формирование полноценного спального лежбища, необходимого при поездках на охоту и рыбалку.

Дабы в машине мог спать, полностью вытянувшись, человек с ростом выше среднего, пришлось изготовить дополнительный съемный «столик» со съемными же ножками. После отодвигания переднего пассажирского сиденья до упора вперед «столик» ставился на место ног заднего пассажира. В итоге получившееся спальное место позволяло лечь на ровную поверхность, комфортно вытянувшись во весь рост.

«Кросс-хэтчбек»

Покупая за символические деньги заднеприводную Оду, ее нынешний владелец целенаправленно искал экземпляр драненький и потертый, который не жалко будет и в дальнейшем драть и царапать об кусты и деревья. Но при этом машина должна была быть с безупречно крепкими порогами и днищем, дабы не иметь дело с дорогостоящими и совершенно бессмысленными на столь дешевом авто жестяно-малярными работами. Собственно, таковой экземпляр и был найден за 30 000 рублей. Для превращения «ёжика» в «кросс-хэтчбек» были запланированы три несложных мероприятия.

Первое – установка самоблокирующегося дифференциала в задний мост, позволяющая колесам задней оси при пробуксовке соединяться воедино и мощно грести по грязи. Несмотря на то, что самоблоки на ВАЗ-«классику» делают многие производители, для Оды они не подходят – мост у «ежа» хотя и похож на вазовский, но имеет собственную оригинальную конструкцию. Иными словами, готовых серийных самоблоков на Оду в природе не существовало, пока вопросом не озаботился владелец героя этого рассказа. Он начал переписку со всеми российскими производителями самоблокирующихся дифференциалов, и один из них неожиданно согласился разработать модификацию под ИЖ-2126! Для этого, правда, требовался образец. На сайте бесплатных объявлений был срочно найден одовский мост в Челябинске, где располагался разработчик, деньги переведены продавцу моста, после чего представители компании-производителя самоблоков приехали и его забрали. В итоге через несколько месяцев инициатор этой затеи получил первый бесплатный экземпляр фабричного самоблокирующегося дифференциала для ИЖ-2126, и даже купленный мост, который использовался в качестве образца.

Второе мероприятие – лифт кузова. Спереди под стойки встали самодельные полипропиленовые проставки толщиной 45 мм, сзади – резиновые проставки 50 мм, усиленные пружины от ВАЗ-2104 и удлиненные амортизаторы. Лифт, конечно, ерундовый по истинно внедорожным канонам, да и как ни лифтуй, клиренс ограничивается низко висящим редуктором заднего моста… Но все же после поднятия просвет под порогами у задранной машины стал равен 340 миллиметрам, что в формате «кросс-хэтчбека» весьма неплохо.

К лифту можно отнести еще и небольшое «обрезание», которое претерпел «ёжик» — от переднего бампера была отпилена болгаркой нижняя «губа» высотой около 4-5 сантиметров, уменьшающая угол въезда.

Третье – резина позлее и повыше. Экстрабюджетным решением стала установка на родные 13-дюймовые штампованные диски зубастых камерных шин АИ-168У.

Резина эта, надо сказать, уникальная… И в хорошем, и в плохом смысле. В первую очередь она уникальна тем, что была разработана в СССР в 60-е годы, но почему-то выпускается по сей день, хотя в это трудно поверить. «Проклят» на ее изготовление Алтайский шинный завод — вероятно, в качестве божьего наказания во искупление перед всевышним каких-то своих старых грехов.

АИ-168У — шины с весьма высоким профилем. С ними даже на оригинальных 13-х дисках колеса настолько высокие, что сзади лишь на сантиметр не доходят до передних кромок арок! Ну а главное — это фактически единственная существующая в 13-м диаметре резина, которую можно не кривя душой отнести к классу AT — «олл террейн».

“АИшка» жутко шумит и воет по асфальту, неважно держит дорогу, но по грязи эти олдскульные шины работают реально здорово!

Железо

Иж-2126 – машина изначально не шибко умно спроектированная и обладающая массой врожденных проблем. Первое, что сделал владелец – заменил «фирменную» глючную омскую пятиступенчатую КПП на беспроблемную, как Калашников, четырёхступенчатую коробку от ВАЗовской “классики”. В сообществе ижеводов «омки» знамениты своей массовой склонностью к внезапному отказу из-за лопающихся и разваливающихся ступиц передач, при том, что запчастей на них нет от слова «совсем». Рисковать и ждать, пока коробка заклинит в нескольких сотнях километров от дома, не стоило.

Для установки вазовской КПП пришлось подрезать на пару сантиметров хвостовик карданного вала и переделать заднюю траверсу и подушку коробки – это типовые процедуры при смене коробки на Оде. Затем владелец перетряхнул всю подвеску и всю тормозную систему с переделкой с диагональной на «перед/зад» и с заменой вялого москвичовского главного тормозного цилиндра, вакуумника и задних колесных цилиндров на вазовские. Снята и перебрана рулевая рейка.

А затем… затем владельцу машины подвернулся за смешные деньги инжекторный мотор от жигулей-«четверки», который и был инсталлирован вместо штатного карбюраторного «bolt-on» в сборе. Правда, «bolt-on» касался лишь мотора – с его периферией пришлось повозиться. Поскольку блок управления Итэлма, шедший в комплекте с двигателем, требовал для работы двух лямбда-зондов, которые стоили недешево, а желание вваривать в «карбюраторный» глушитель крепеж для них отсутствовало, пришлось обратиться к «шаманам». В обмен на штатный ЭБУ с небольшой доплатой был получен перешитый ЭБУ «Январь» с оптимизированной прошивкой для классического “вазомотора”, не требующий ни лямбд, ни датчика детонации, ни адсорбера. Бензонасос был взят волговский, наружного типа.

Собственно, в рамках хоббийной любви владельца к возне с железками своими руками, в машине было перебрано практически все. Сил и денег она выпила немало… И тут резонно возникает вопрос – собственно, в чем бюджетность такого решения? Не дешевле ли было купить старенькую, но живую Ниву или УАЗик ?

Вопрос правильный, но ответ прост! За 30 000 рублей, потраченных на покупку непосредственно самого автомобиля, ту же Ниву можно купить лишь в пункте приема чермета и в виде того самого чермета. А превращение стоковой Оды в «кросс-хэтчбек», включало в себя лишь лифтовку (бесплатно), самоблок (бесплатно + 3 000 рублей за услуги транспортной компании), и новые колеса (5 500 рублей). Все же прочие вышеупомянутые работы по ремонту и профилактике делались владельцем исключительно из любви к перфекционизму и прямой связи с превращением авто в «кросс-хэтчбек» не имели. В принципе, машина и без всей этой возни изначально была вполне себе на ходу… Но это же не наш метод, Шурик! (с)

В движении

Как и следовало ожидать, сильно задранный кузов «кросс-хетчбека», чье шасси и в стоковом варианте было весьма далеко от образцов драйверской отточенности, привел к еще более существенному снижению устойчивости и управляемости. Максимальная комфортная скорость движения «кросс-Оды» по прямой – 80-85 км/ч. Впрочем, это было очевидно и предсказуемо – все затевалось ради плюсов, которых тоже немало.

Лежачие полицейские проходятся вообще без притормаживания, а вибро-гребенки, предупреждающие дробью по колесам о приближающемся пешеходном переходе, совершенно не слышны в салоне, несмотря на отсутствие намеков на шумоизоляцию.

Ну и, собственно, главное – езда по бездорожью, где автомобиль демонстрирует именно то, чего от него добивались! Самоблокирующийся дифференциал достаточно быстро подхватывает оба колеса на задней оси при движении вперед, а при движении назад – и вовсе мгновенно, давая короткую пробуксовку даже при выезде из гаража задним ходом. Главный ограничитель – редуктор моста, который, в общем-то, достаточно легко посадить на бугор, после чего способности самоблока оказываются бесполезны. По этой причине стиль вождения «кросс-хэтчбека» не похож на стиль вождения полноценного внедорожника. Труднопроходимые участки приходится проскакивать сходу и внатяг, как на любой городской «пузотерке». Однако лифтовка, зубастые шины и самоблок все же позволяют именно двигаться, а не вязнуть.

Да, «кросс-хэтчбек» не показывает результатов ни УАЗа, ни даже Нивы на хорошей резине, но, тем не менее, превосходит проходимостью практически любой городской полноприводный кроссовер, каковых владельцу этого «Ежика» уже приходилось и объезжать, застрявших, и даже помогать вытаскивать.

История модели

Хэтчбек ИЖ-2126 выпускался на удмуртском заводе с 1990 года по 2005 включительно. До 2000 года модель именовалось Орбитой и производилась пренебрежимо малыми тиражами в связи с финансово-организационными неурядицами на предприятии. Существенный серийный выпуск начался фактически только с 2000 года, после смены владельца на «ИЖ-Авто» и рестарта модели под именем Ода.

Автомобиль обладал задним или полным приводом, ручной пятиступенчатой КПП, двигателями УЗАМ объёмом 1,7-2,0 литра и 1,6-литровым ВАЗ-2106. В последние годы на Оду ставились инжекторные версии моторов и «цифровые» приборные панели от ВАЗ-2110.

В кузове «универсал» Ода была весьма уродлива и именовалась Фабулой; также существовали редкие версии «Охотник» в кузове пикап.

Источник

ИЖ 2126 4х4. «ОДА» ДЛЯ ЛЮБЫХ ДОРОГ

РОССИЙСКИЙ ЛЕГКОВОЙ ПОЛНОПРИВОДНИК — НА ИСПЫТАНИЯХ В РЕДАКЦИИ

Дождались! В нынешнем году Ижевский автозавод наконец-то начнет серийный выпуск полноприводников на базе «Оды». Тех самых российских 4х4, что должны занять пустующую нишу между доступными легковыми типа вазовской «классики» или той же «Оды» и вседорожником «Нива». Причем речь идет не только о проходимости, грузоподъемности, комфорте, управляемости, простоте обслуживания и прочих потребительских качествах, но и о цене машины. Конкретную цифру просили не называть — это пока коммерческая тайна. Но уверяю, цена новинки всех приятно удивит и, быть может, заставит задуматься — брать ли «Оду» 4х4 или подкопить на тольяттинскую. Все, молчу, молчу.

Сейчас ижевские полноприводники проходят сертификационный цикл. Мы рады сообщить читателям, что не отстали от жизни и начинаем свои, потребительские испытания новинки. Да, да, в редакции появился предсерийный экземпляр «Оды» 4х4. Такие или почти такие же автомобили вскоре будут продаваться в автосалонах. Тесты, пробеги, сравнения, оценки управляемости и проходимости — все это у нашего «ижачка» впереди. Сегодня давайте поговорим о его начинке. Ведь внутреннее содержание незатейливой внешне машинки весьма любопытно.

Редакция стала обладателем автомобиля в спартанской комплектации, с карбюраторным двигателем VAZ 2106 и 13-дюймовыми колесами. Зато трансмиссия — самый свежий и, похоже, окончательный вариант. Выходит, существовали и другие? Совершенно верно. Разработкой и мелкосерийным производством полноприводных «орбит» ижевцы занимаются давно (первые 4х4 появились на дорогах еще в 1995 году). Так что времени для проверки тех или иных технических решений у них было предостаточно. Тем, кому интересна история создания полноприводного Izh 2126, рекомендуем посмотреть «нашу справку». Остальным сообщим, что конструкторы опробовали разные схемы компоновки: устанавливали силовые агрегаты продольно и поперечно (!), делали заднюю подвеску независимой или оставляли штатный задний мост, использовали «нивовскую» раздаточную коробку, а потом сделали свою, оригинальную. В результате появилась несложная полноприводная трансмиссия, пригодная для массового производства.

Пройдемся вдоль нее с кормы автомобиля до его носа. Задний мост — «родной» от фургона Izh 2717 с передаточным числом главной передачи 4,22. Карданный вал связывает его с раздаточной коробкой. Последняя — собственная разработка ижевских конструкторов, причем весьма самобытная. Здесь не обойтись без сравнения с аналогичным узлом «Нивы». Так вот, в отличие от нее, в кабине «Оды» нет рычагов управления трансмиссией — понижающая передача в «раздатке» отсутствует, нет и ручного управления межосевой блокировкой. Это делается автоматически — внутри очень компактной раздаточной коробки нашлось место дифференциалу повышенного трения «Квайф», который заведует распределением крутящего момента по осям.

Еще одно отличие — отказ от «нивовской» схемы связи «раздатки» с коробкой передач и, как следствие, преодоление ее недостатков. У «Оды» обе коробки объединены. Такая конструкция обеспечивает необходимую жесткость и соосность валов. Заодно избавились от шарнира равных угловых скоростей, оставив лишь эластичную муфту и короткий промежуточный вал. Плюсы такого решения — высокая надежность, способность передавать больший крутящий момент, пониженный шум и вибрации. Кстати, передаточные числа усиленной коробки передач омского производства изменены под полноприводную модификацию «Оды»: первая, вторая, третья и пятая «короче», чем у легкового Izh 2126 (см. табл.). Это позволило разгрузить сцепление и улучшить тяговые возможности автомобиля.

От «раздатки» к передку тянется еще один карданный вал. Дальше — закрепленный на подрамнике редуктор VAZ 2121, от которого через «нивовские» же приводы с наружными шарнирами равных угловых скоростей VAZ 2108 крутящий момент передается на передние колеса. Вот, собственно, и вся трансмиссия. Остается добавить, что она хорошо адаптирована именно к «Оде». Для вживления полного привода в легковой автомобиль потребовался минимум переделок. Даже передний подрамник крепится к лонжеронам в точках монтажа штатной поперечной балки.

Как же ездит «Ода» 4х4? Очень неплохо: на асфальте — почти легковушка, на проселке — почти вседорожник. Временами ижевский полноприводник даже вызывает чувство вседозволенности. Подробно об особенностях поведения машины на дорогах с различным покрытием мы расскажем в следующих публикациях. А пока предлагаем сравнить результаты наших замеров с данными изготовителя. Как видите, с поправкой на необкатанный мотор и ходовую, автомобиль близок к заявленным характеристикам.

Полноприводные и переднеприводные автомобили на базе

4х4; двигатель — VAZ 21084, 1600 смз, расположен спереди продольно; коробка передач — АЗЛК; полузависимая задняя подвеска.

Передний привод; силовой агрегат — «Хёндэ-Бета 1,8D», расположен спереди поперечно;

4х4; двигатели — VAZ 2106, 21213, 2130, расположены спереди продольно; раздаточная коробка — VAZ 2121; задняя подвеска — мост на продольных и поперечной тягах (ЗР, 1998, № 6);

4х4; двигатели — VAZ 2106, 21213, 2130, расположены спереди продольно; раздаточная коробка — VAZ 2121; независимая задняя подвеска (ЗР, 1998, № 2).

4х4; двигатель — «Хёндэ-Бета 1,8D», расположен спереди поперечно; коробка передач — «Тойота-RAV4», независимая задняя подвеска (ЗР, 1998, № 6);

передний привод, двигатель — VAZ 21084, 1600 смз, расположен спереди поперечно;

4х4; двигатели — VAZ 2106, 21213, 2130, расположены спереди продольно; оригинальная раздаточная коробка с подключаемой межосевой блокировкой, но без понижающей передачи; задняя подвеска — мост на продольных и поперечной тягах (ЗР, 2000, № 11).

4х4; двигатели — VAZ 2106, 21213, 2130, 21214, расположены спереди продольно; оригинальная раздаточная коробка с понижающей передачей; мост — на продольных и поперечной тягах;

4х4; двигатели — VAZ 2106, 21213, 2130, 21214, расположены спереди продольно; оригинальная раздаточная коробка объединена с коробкой передач; автоматическая межосевая блокировка; дифференциал повышенного трения «Квайф»; задний мост — на продольных и поперечной тягах.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис