Как проверить работу стояночного тормоза трактора

Тракторы МТЗ-80, 82, МТЗ-1221, 320, ЮМЗ, Т-40, Т-25, Т-150К. Запчасти, регулировки, техобслуживание и ремонт.

Регулировка и техобслуживание тормозов МТЗ-80, 82

Техническое обслуживание основных тормозов тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 заключается в ежедневной проверке их работоспособности и лишь при необходимости в регулировке.

Исправность тормозов характеризуется полным ходом педали и длиной тормозного пути.

Поэтому при ТО-2 (500 моточасов) необходимо проверить полный ход педалей, который при усилии 118 Н должен быть в пределах 70-90 мм (МТЗ-80) или 100-125 мм (МТЗ-100 и МТЗ-102). Если же он больше или меньше указанных величин его регулируют.

Рис. 1. Рабочая тормозная система МТЗ-80, МТЗ-82

1 — кожух; 2 — шарик; 3 — пружина; 4 — соединительные диски; 5 — нажимные диски; 6 -вилка; 7 — контргайка; 8 — регулировочный болт; 9 — вал; 10 — тяга защелки; 11 — сферическая шайба; 12 — рычаг тормоза; 13 — планка блокировки педалей; 14 — стержни педалей; 15 — пружины; 16 — рычаги тормозов; 17 — защелка тормозов; 18 — тяга; 19 — крышка стакана

Отворачивают контргайки 7 (см. рис. 1) болтов и заворачивают болты 8 в регулировочные вилки 6 настолько, чтобы ход педалей соответствовал рекомендуемым нормам. Затем затягивают контргайки 7.

Для надежной работы тормозов трактора МТЗ-80, МТЗ-82 необходимо соблюдать следующие требования:

— не держать без надобности ногу на педалях, так как это приводит к изнашиванию фрикционных накладок тормозов;

— тормозить плавно нажимая на педали до отказа, не задерживая их в промежуточном положении;

— не тормозить без предварительного выключения сцепления;

— при трогании с места отключить стояночный тормоз или убедиться, что он отключен, а при наличии защелки 17, удерживающей педали в заторможенном состоянии, не забывать освобождать защелку.

Эффективность тормозов трактора проверяют на горизонтальном сухом участке асфальтированной или бетонированной дороги.

При начальной скорости 30 км/ч тормозной путь с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки не должен превышать 13 м.

Боковую неравномерность действия левого и правого тормозов МТЗ-82, МТЗ-80 проверяют по следу, который оставляют на опорной поверхности задние колеса, заторможенные до блокировки (на длине тормозного пути 10 м при начальной скорости 30 км/ч на сухом асфальте неравномерность по следу должна быть не более 1 м).

Ход педали, действующей на колесо, которое запаздывает с торможением, надо уменьшить. На равномерность действия тормозов может влиять также замасливание фрикционных накладок, дисков.

В таких случаях надо разобрать тормоза, очистить все детали, выявить и устранить причины, вызвавшие попадание масла в полость тормозов, а замасленные диски промыть бензином и просушить в течение 5-8 мин.

После сборки отрегулировать тормоза МТЗ-80, 82 и проверить эффективность торможения.

Если после выполнения указанных выше регулировок не получают эффективного торможения, нужно разобрать тормоз и установить шарики 2 в дополнительные лунки нажимных дисков 5.

Тогда собранные нажимные диски раздвинутся на 3 мм, поскольку глубина дополнительных лунок на 1,5 мм меньше глубины основных. После этого нужно повторно отрегулировать управление тормозами.

Изношенные или вышедшие из строя фрикционные диски рекомендуется заменять новыми одновременно на левом и правом тормозах.

Проверка и регулировка привода тормозного крана пневмосистемы МТЗ-80, МТЗ-82

Проверку и, при необходимости, регулировку привода тормозного крана пневмосистемы необходимо производить после выполнения операций регулировки управления рабочими тормозами и регулировки управления стояночно-запасным тормозом.

Рис.2. Проверка и регулировка привода тормозного крана пневмопривода МТЗ-80, 82

1 – тяга; 2 – гайка; 3 – пружина; 4 – наконечник; 5 – палец; 6, 7 – рычаг.

Проверку и, при необходимости, регулировку привода тормозного крана однопроводного пневмопривода необходимо производить следующим образом:

— Присоедините манометр со шкалой не менее 1 МПа к головке соединительной пневмопривода шасси.

— Включите компрессор, запустите двигатель и заполните баллон воздухом до давления от 0,77 до 0,8 МПа по указателю давления воздуха, расположенному на щитке приборов шасси. Манометр, присоединенный к головке соединительной, должен показывать при этом давление не менее 0,77 МПа.

Если оно ниже указанного, выполните следующие операции:

— проверьте наличие зазора «А» между пальцем 5 (рис.2) и верхней кромкой пазов рычагов 6 и 7. Зазор должен быть от 1 до 2 мм;

— если зазора нет, расшплинтуй и снимите палец 5. отрегулируйте длину тяги вращением наконечника 4;

— проверьте и, при необходимости, отрегулируйте предварительное сжатие пружины 3 до размера 36…38 мм вращением гаек 2, после чего гайки законтрите.

— Предварительное сжатие пружины регулируется так, чтобы при нажатии педалей рабочих тормозов или включении стояночного тормоза трактора МТЗ-82, МТЗ-80 вначале происходило перемещение штока тормозного крана до упора, а затем сжатие пружины;

— если привод тормозного крана правильно отрегулирован и тормозной кран исправен, то приперемещении сблокированных педалей тормозов на полный ход или включении стояночного тормоза до фиксации его на втором — четвертом зубе, давление по манометру, присоединенному к головке соединительной, должно снизиться до нуля;

Проверка и регулировка регулятора давления пневмосистемы МТЗ-80, 82

Регулировку регулятора давления пневмосистемы МТЗ-80, 82 необходимо выполнять при проведении ТО-3, а также при нарушении работы регулятора давления и после его разборки для промывки или замены изношенных деталей.

Проверку и регулировку регулятора давления пневмосистемы необходимо производить после выполнения операций регулировки управления рабочими тормозами, управления стояночно-запасным тормозом и тормозного крана.

Проверку регулятора давления пневмосистемы выполняйте следующим образом:

— присоедините манометр (с ценой деления от 0,01до 0,02 МПа и шкалой не менее 1,6 МПа) к головке соединительной с черной крышкой.

— снимите колпак 1 (рисунок 3);

— с помощью гаечного ключа ввинтите крышку 2 в корпус до упора;

— запустите дизель и заполните баллон сжатым воздухом до срабатывания предохранительного клапана 6 при давлении от 0,85 до 1 МПа. Если клапан срабатывает при давлении, менее 0,85 МПа или более 1 МПа, произведите его регулировку с помощью винта 8, предварительно ослабив и затем затянув контргайку 7.

Рис.3. Проверка и регулировка регулятора давления пневмосистемы МТЗ-80, МТЗ-82

1 – колпак; 2 – крышка; 3, 4 – пружина; 5 – разгрузочный клапан; 6 – предохранительный клапан; 7 – контргайка; 8 – винт.

Регулировку регулятора давления пневмосистемы выполняйте следующим образом:

— постепенно вывинчивая крышку 2 (рис.3), отрегулируйте усилие пружин 3 и 4 так, чтобы давление воздуха в баллоне, при котором происходит открытие разгрузочного клапана 5, составляло от 0,77 до 0,8 МПа;

— зафиксируйте это положение крышки 2 с помощью краски, наносимой на резьбовую часть корпуса, и наденьте колпак 1;

— приоткройте в баллоне клапан удаления конденсата и снизьте давление воздуха до величины от 0,65 до 0,7 МПа. При этих величинах давления клапан 5 должен закрыться и переключить компрессор на наполнение баллона сжатым воздухом;

— отсоедините от головки соединительной контрольный манометр.

Источник

Особенности работы стояночного тормоза МТЗ

Знание устройства тормозной системы трактора МТЗ будет неполным без понимания механизма работы стояночного тормоза. Механизм имеет независимый привод на задние колеса. Это сухой тип оборудования, который монтируется на кожух рабочего тормоза, расположенный справа.

Во время движения вращение передается с крестовины дифференциала на тормозные диски посредством вала.

Как работает стояночный тормоз

Когда водитель перемещает в свою сторону рычаг стояночного тормоза, происходит поворот нажимных дисков по отношению друг к другу. Они раздвигаются и затормаживают вал тормоза МТЗ и тормозные диски. В результате по сателлитам блокируются шестеренки дифференциала.

Далее следует блокировка бортовых передач и колес. Устройство системы позволяет пользоваться стояночным тормозом для замедления, если рабочий вышел из строя.

Регулировка и проверка тормозов МТЗ

При эксплуатации тракторной техники убедитесь в эффективном функционировании стояночного тормоза. Он должен удерживать машину на уклоне от 18% при усилии до 400 Н. Если это условие не выполняется, проведите регулировку.

Соблюдайте следующие условия:

  • Трактор должен находиться на выровненной поверхности;
  • Силовой агрегат необходимо заглушить;
  • Каждое колесо блокируется противооткатным упором, чтобы машина не могла самопроизвольно перемещаться;
  • Предварительно отрегулируйте управление рабочей тормозной системой.

Процедура регулировки стояночного тормоза включает:

  1. Установку рычага в его переднее положение;
  2. Ослабление затяжки контргайки на болте регулировки и извлечение пальца;
  3. Поворот рычага до совмещения верхних кромок пазов «В2» и «В1»;
  4. Совпадение отверстия в рычаге и вилки, которое достигается вращением элементов;
  5. Вставку пальца;
  6. Регулировку болта до задержки защелки во впадинах третьего-четвертого зубцов в секторе «А»;
  7. Затягивание ослабленных контргаек.

Обратите внимание, что финальная проверка стояночного тормоза и его установка должна выполняться на собранном транспортном средстве. При отладке тормозов МТЗ видео об этом процессе поможет наглядно ознакомиться со многими нюансами. Корректировать регулировку можно с помощью специального болта.

Источник

Регулировка тормозов трактора

Тормозная система сельхозтехники работает не только на полную остановку машины, но и участвует в выполнении маневров при поворотах. Регулировка тормозов трактора входит в обязательные ТО этого вида техники. Схема работы зависит от модели машины.

МТЗ 82

Трактор белорусского производства оснащается сухими дисковыми тормозами с установкой на валах ведущих шестерен конечных передач и защитой кожухами. Пара рабочих органов размещается в цилиндрических корпусах с обеих сторон картера трансмиссии. При активации привода тормозной механизм работает на остановку ведущих валов.

Регулировка тормозов трактора МТЗ 82 считается обязательной при ежедневном осмотре техники. Проверку проводят на сухом твердом покрытии. Машину разгоняют до 25 км/ч и резко останавливают ее, при этом длина тормозного пути не должна превышать 9 м. Разница между следами с правой и левой стороны не может быть более 1 м. Расхождение параметров требует регулировки.

Равномерное торможение обеспечивает регулировка хода приводных педалей. Для модели МТЗ 82 этот параметр составляет 70-90 мм. Если он меньше, то возможен быстрый износ накладок и перегрев тормозов. О неисправности говорит также заклинивание педали. Оптимального параметра удается достичь изменением длины регулировочного винта 2. Технически процесс происходит так:

  1. Отвинчивают контргайку болтов и поворачивают болты в регулировочные вилки так, чтобы ход педалей достиг нормы.
  2. Затягивают контргайки и вторично проверяют ход педалей.

Если длины резьбы винта не хватает, то это свидетельствует о критичном износе тормозных дисков или контактных поверхностей.

Если тормоза работают асинхронно после подкручивания винта, то выполняют разборку системы и меняют в ней часть, вышедшую из строя. Для разбора придерживаются схемы.

1 – диск, 2 – крепежный валик, 3 – тормозная педаль, 4 – рычаг тормоза, 5 – кожух, 6 – нажимные диски.

Трактор МТЗ 82 в дополнении к рабочей тормозной системе оборудован ручным стояночным тормозом, который обеспечивает полную остановку машины при уклоне 18%. Чтобы гарантировать ему правильную работу, при осмотре машины и диагностике неполадок проводят следующие действия:

  • переводят рычаг вперед и ослабляют тормоз;
  • откручивают контргайку регулировочного винта 1 и 7;
  • совмещают рычаг 4 с вилкой 6 и В1 с В2;
  • вставляют паз пальца 5;
  • начинают закручивать винт 1, пока усилие тормоза при измерении 400Н будет на уровне 3 и 4 фиксатора;
  • затягивают гайку до упора.

Чтобы избежать выхода из строя тормозной системы трактора МТЗ 82, кроме ежедневного осмотра и подкручивания винтов необходимо соблюдать правила эксплуатации этого блока машины:

  • избегать постоянного зажима педали, который приводит к износу системы;
  • не использовать прием резкого торможения, который считается причиной стирания тормозных ограничителей;
  • ежедневно осматривать систему с целью диагностики ее физических повреждений.

Тормозная система модели Т 25 представляет собой две ленты плавающего типа, которые работают независимо друг от друга. Они устанавливаются между корпусами трансмиссии и конечных передач в промежуточных рукавах.

Основными элементами системы считаются стальная лента и чугунный шкив. Лента дополнена фрикционной накладкой, которая обеспечивает повышенное трение между этими фрагментами. Постепенно накладка и поверхность шкива изнашиваются, что приводит к увеличению зазора между ними, изменению параметров свободного хода педали и снижению эффективности торможения.

В обычном состоянии зазор между ленточной накладкой и шкивом равен 1-1,5 мм при ходе педали 30-50 мм. Если замеры отличаются от нормы, то это говорит о том, что трактору Т 25 требуется регулировка тормозов. При этом, как и в модели МТЗ 82, смотрят на положение зажимного и установочного винтов. Последовательность действий:

  • контргайку и нажимные винты ослабляют на пару оборотов;
  • заворачивают их до упора и проверяют замеры, разница между которыми не должна быть более 1 мм;
  • ослабляют контргайку и винты на 2 оборота;
  • фиксируют винты и болты;
  • заворачивают шарнир до момента соприкосновения с конусной поверхностью рычага и затягивают гайку.

Регулировку тормозов трактора Т25 проводят каждые 1000 моточасов или после выявления нарушения свободного хода педали.

Колесный трактор Липецкого завода версии Т 40 оборудован сухими тормозами ленточного типа. На них ставятся два затягивающихся конца с раздельным управлением и планкой для общей блокировки.

Обслуживание системы торможения модели Т 40 предполагает проверку герметичности уплотнений, промывку накладок и своевременную регулировку тормоза. Первым сигналом неполадок в системе и износа накладок становится изменение свободного хода педали. При этом необходимо отрегулировать положение ленты:

  • открутить болты и снять крышку люка;
  • отвернуть контргайку 3;
  • завернуть гайку и проверить ход педали, который должен быть в пределах 50-80 мм;
  • по достижении нужного параметра гайку зафиксировать контргайкой 3.

Если регулировка проведена правильно, то наружный рычаг левого тормоза будет отклоняться на 8° назад по вертикали, а правого – на 10° в том же направлении. При проведении работ педали необходимо перевести в крайнее заднее положение.

По стандартной схеме ТО тормозной системы проводят через каждые 240 моточасов. Чтобы обеспечить равномерный зазор, меняют положение ленты:

  • отпускают контргайку 16 винта 15;
  • винт заворачивают до упора, а затем поворачивают еще на ¾ и закрепляют контргайкой.

Ремонт трактору Т 40 требуется в случае замасливания накладок. Для начала их промывают. Для этого снимают крышку люка и заливают внутрь 1,5-2 л керосина. Затем крышку закрывают и проводят обкатку, двигаясь на машине назад и вперед. После остановки техники отработанный керосин сливают, отвернув перед этим регулировочный винт. После промывки положение ленты меняют по схеме, приведенной выше. Повторное замасливание устраняют заменой уплотнительного кольца или манжеты.

Источник

Читайте также:  Трехколесный велосипед для взрослых тормоза
Оцените статью
Авто Сервис