Как работает полный привод тойота корона премио

Руководство Toyota Corona Premio 1996-2001 — страница 58

Toyota Corona Premio. Руководство — часть 58

Автоматическая коробка передач

б) Если биение превышает 0,30 мм,

то попытайтесь за счет переориенти­

ровки гидротрансформатора устранить

этот дефект. В случае невозможно­

сти устранения этого дефекта необхо­

димо заменить гидротрансформатор.

Примечание: нанесите установочные

метки для обеспечения правильно­

сти последующей установки гидро­

в) Снимите гидротрансформатор.

Внимание: во избежание повреждения

элементов трансмиссии для моделей

4WD запрещена буксировка методом

частичной погрузки (поднятием

только одной из осей автомобиля).

Автомобили 4WD имеют постоянный

полный привод, так называемый «Full

time 4WD» (система с межосевым диф­

ференциалом). Это позволяет опти­

мально распределять между колесами

крутящий момент, но при буксовании

возможна ситуация, когда крутящий

момент будет передаваться только на

одно колесо, имеющее наименьшее

сцепление с дорогой. Для предотвра­

щения этого предназначена блокировка

Автомобили оснащены системой ав­

томатической блокировки межосевого

дифференциала, но посредством гид­

ропривода. Электронный блок по сиг­

налам датчиков определяет момент

необходимого включения блокировки

дифференциала и посылает сигнал на

Модели 4WD имеют автоматически

подключаемый полный привод, так на­

зываемый «V Flex Full time 4WD»

(система без межосевого дифферен­

циала). Подключение осуществляется

при помощи вязкостной муфты, уста­

новленной на редукторе заднего моста.

Подключение заднего моста происхо­

дит в случае, если частота вращения

карданного вала отличается от часто­

ты вращения вала редуктора заднего

моста (например, при пробуксовке од­

ного из передних колес). Однако сле­

дует учитывать, что вязкостная муфта

не обеспечивает 100% блокировку, и

срабатывание муфты происходит с

небольшой задержкой по времени.

Раздаточная коробка (до 12.1997 г.). 1 -держатель крышки картера разда­

точной коробки, 2 — уплотнительное кольцо, 3 — установочный штифт,

4 — ведомая шестерня привода насоса, 5 — уплотнительное кольцо,

6 — фильтр, 7 — вал ведущей шестерни главной передачи в сборе, 8 — про­

кладка, 9 — уплотнительное кольцо, 10 — стопорная пластина регулировоч­

ной гайки, 11 — подшипник, 12 — маслосъемное кольцо, 13 — правая часть

раздаточной коробки, 14 — установочный штифт, 15 — внешнее кольцо

подшипника правой части раздаточной коробки, 16 — уплотнительное

кольцо, 17 — датчик частоты вращения задних колес, 18 — крышка смотро­

вого отверстия раздаточной коробки, 19 — уплотнительное кольцо, 20 — са­

пун, 21 — внешнее кольцо подшипника левой части раздаточной коробки,

22 — тарельчатая пружина, 23 — сальник, 24 — прокладка, 25 — прокладка,

26 — сливная пробка, 27 — картер раздаточной коробки, 28 — регулировоч­

ная прокладка, 29 — держатель подшипников ведомой шестерни, 30 — уп­

лотнительное кольцо, 31 — удлинитель картера раздаточной коробки,

Раздаточная коробка (с 12.1997 г.).

1 — крышка раздаточной коробки,

2 — правая опора раздаточной коробки,

3 — сальник правого приводного вала,

4 — держатель подшипника, 5 — удлини­

тель раздаточной коробки, 6 — втулка,

7 — пыльник, 8 — сальник, 9 — шпилька,

10 — сальник, 11 — шайба, 12 — демпфер

раздаточной коробки, 13 — втулка,

14 — правый подшипник ведущей шес­

терни раздаточной коробки, 15 — перед­

ний подшипник ведомой шестерни раз­

даточной коробки, 16 — задний подшип­

ник ведомой шестерни раздаточной ко­

робки, 17 — ведущая шестерня разда­

точной коробки, 18 — ведомая шестерня

раздаточной коробки, 19 — втулка под­

шипника, 20 — гайка, 21 — кронштейн раз­

даточной коробки, 22 — сальник.

1. Снимите глушитель в сборе и про­

2. Отсоедините передний карданный

вал от заднего карданного вала.

а) Включите стояночный тормоз.

б) Нанесите установочные метки на

соединительной муфте и фланце.

Примечание: не повредите поверх­

ность деталей при нанесении уста­

в) С помощью торцевого ключа от­

верните шесть болтов, снимите шай­

бы и отсоедините карданные валы.

Примечание: поместите ветошь, как

показано на рисунке, чтобы не по­

вредить резиновое уплотнение.

3. Снимите передний карданный вал в

а) Отверните болты крепления

б) Снимите передний карданный

Примечание: не повредите сальник.

в) Установите заглушку для предот­

вращения утечки масла из разда­

4. Снимите задний карданный вал в

а) Нанесите установочные метки на

фланец редуктора заднего моста и

б) Отверните четыре болта и отсо­

едините карданный вал от редукто­

1. Проверьте биение карданного вала.
Максимальное биение 0,8 мм

2. Проверьте биение фланца передне­

го карданного вала в горизонтальном

и вертикальном направлениях.

Максимальное биение 0,1 мм

3. Проверьте осевой зазор подшипни­

ков крестовины, поворачивая рукой

вилку и удерживая карданный вал.

4. Проверьте, что шарнир соедини­

тельной муфты двигается плавно, без

заеданий и чрезмерного люфта.

Карданный вал. 1 — шайба, 2 — прокладка, 3 — глушитель в сборе, 4 — пыль­

ник, 5 — передний карданный вал, 6 — опорный подшипник, 7 — шайба,

8 — фланец переднего карданного вала, 9 — шайба, 10 — гайка (затяжка гайки

производится в три этапа: 1-й — М3=182 Нм, 2-й — ослабить гайку,

3-й — М3=69 Нм), 11 — шайба, 12 — задний карданный вал.

Проверьте отсутствие повреждений и

утечек смазки на соединительной

В случае обнаружения неисправно­

стей или повреждений замените со­

1. Снимите опорный подшипник.

а) С помощью молотка и зубила

освободите законтренную часть

б) Удерживая передний фланец,

отверните гайку и снимите шайбу.

в) Нанесите установочные метки на

г) Используя съемник, снимите зад­

2. Проверьте опорный подшипник.

а) Вращайте подшипник руками,

прикладывая к нему усилие в на­

правлении вращения. Убедитесь,

что подшипник вращается плавно,

б) Убедитесь, что сальники не по­

а) С помощью отвертки и молотка

б) Используя подходящую оправку и

пресс, установите новый пыльник.

Примечание: не повредите пыльник.

1. Установите опорный подшипник.

а) Установите опорный подшипник

на передний карданный вал, сори­

ентировав его, как показано на ри­

д) Снимите опорный подшипник и

1. Установите передний карданный вал.

а) Извлеките заглушку из раздаточ­

б) Установите вал в раздаточную

в) Временно затяните болты креп­

ления опорного подшипника.

2. Подсоедините задний карданный

вал к редуктору заднего моста.

а) Совместите установочные метки

на фланцах и подсоедините вал.
б) Затяните болты крепления.

3. Подсоедините задний карданный

вал к переднему карданному валу.

а) Совместите метки, сделанные

при снятии. Подсоедините передний

и задний карданные валы. Исполь­

зуя торцевой ключ, временно затя­

ните шесть болтов с шайбами.

б) Включите стояночный тормоз.

в) С помощью торцевого ключа за­

тяните болты крепления соедини­

4. Затяните болты крепления опорного

а) На незагруженном автомобиле

отрегулируйте расстояние между

задней стороной соединительной

муфты и карданным валом, как по­

б) На незагруженном автомобиле

отрегулируйте положение опорного

подшипника, как показано на рисун­

ке, и затем затяните болты крепле­

в) Совместите установочные метки

на фланце и валу и установите

г) Удерживая фланец, установите

подшипник на место, закрепив его

ж) С помощью молотка и зубила за­

Примечание: при замене частей вала

крестовины должны быть сориенти­

рованы, как показано на рисунке.

в) Убедитесь, что центральная ли­

ния кронштейна опорного подшип­

ника перпендикулярна оси кардан­

5. Проверьте уровень масла в разда­

Редуктор заднего моста (модели 4WD)

Примечание: модели 4WD до 12.1997 г.

имеют постоянный полный привод,

так называемый «Full time 4WD» (сис­

тема с межосевым дифференциалом).

Блокировка межосевого дифференциа­

ла осуществляется автоматически,

при помощи вязкостной муфты.

Замена переднего сальника

1. Снимите глушитель в сборе и про­

кладку.
2. Слейте масло из картера редуктора.
Момент затяжки

3. Отсоедините карданный вал от ре­

а) Нанесите установочные метки на

фланец редуктора заднего моста и

б) Отверните четыре болта и отсо­

едините карданный вал от редукто­

5. Снимите передний сальник и мас­

а) С помощью съемника снимите

в) Подвесьте карданный вал на про­

4. Снимите соединительный фланец.

а) Используя зубило и молоток, рас-

б) Удерживая фланец, отверните

в) С помощью съемника снимите

в) Установите маслоотражатель.

8. Используя оправку, установите но­

вый сальник. Нанесите консистентную

смазку на рабочую кромку сальника.

Глубина установки 1,7 — 2,3 мм

б) Снимите маслоотражатель.

6. Снимите подшипник и распорную

а) С помощью съемника снимите

9. Установите соединительный фла­

а) С помощью специнструмента ус­

б) Снимите распорную втулку.

7. Установите новую распорную втул­

ку, подшипник и маслоотражатель.

а) Установите новую распорную

б) Установите подшипник на вал.

б) Нанесите на резьбу новой гайки

консистентную смазку.
в) Удерживая фланец, затяните гайку.

Замена переднего сальника (модели до 12.1997 г.). 1 — карданный вал,

2 — гайка соединительного фланца (момент затяжки и процедуру регули­

ровки предварительного натяга см. в подразделе «Замена переднего

сальника»), 3 — соединительный фланец, 4 — сальник, 5 — маслоотражатель,

6 — подшипник, 7 — распорная втулка подшипника, 8 — глушитель в сборе,

Источник

Как работает полный привод тойота корона премио

Eugenio,77
mail@toyota-club.net
© Toyota-Club.Net
Feb 2004 — Feb 2021

Краткий обзор основных схем реализации полного привода на автомобилях Toyota начнем с наиболее массового варианта — с поперечным расположением двигателя и автоматической трансмиссией.

1.1. Постоянный полный привод

1.1.1. Схема STD I

Постоянный полный привод. Межосевой дифференциал — симметричный конический (распределение момента между передними и задними колесами 50/50), блокировка — многодисковой гидромеханической муфтой.

A241H — коробка передач с простым гидравлическим управлением и контроль блокировки в ней достаточно примитивен (подробное описание — «АКПП A241H»), тогда как в более совершенной A540H реализовано полноценное электронное управление с обратной связью (подробное описание — «АКПП A540H»).

Максимальный коэффициент блокировки реализуется системой управления в диапазонах «L» и «R».

Включаемый с помощью кнопки режим «C.DIFF AUTO» разрешает блоку управления автоматически выбирать коэффициент блокировки в зависимости от условий движения, при его отключении межосевой дифференциал остается в свободном состоянии. Кнопка присутствует на всех моделях с A241H и на ранних моделях с A540H (на моделях после 1994 г. кнопка отсутствует и автоматический режим задействован постоянно).

Номинальным для повседневной езды является именно автоматический режим, его отключение предусматривается только при буксировке машины или использовании запасного колеса-докатки (выдержка из инструкции).

Модель Выпуск Трансмиссия Блокировки дифференциалов
Caldina 190 1992-2002 4AT A540H+AF2BE межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением
Carina 190 1992-1996 4AT A540H+AF2BE межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением
Carina 210 1996-08.1998 4AT A540H+AF2BE межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением
Carina ED 200 1993-1998 4AT A540H+AF2BE межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением
Corolla / Sprinter 90 1987-1992 4AT A241H межосевой — гидромеханической муфтой
Corolla / Sprinter 100 1992-2002 4AT A241H межосевой — гидромеханической муфтой
Corolla / Sprinter 110 1995-2000 4AT A241H межосевой — гидромеханической муфтой
Corolla Spacio 110 1997-2002 4AT A241H межосевой — гидромеханической муфтой
Corona 190 1992-1996 4AT A540H+AF2BE межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением
Corona 210 1996-12.1997 4AT A540H+AF2BE межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением
Corona Exiv 200 1993-1998 4AT A540H+AF2BE межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением
Ipsum 10 1996-04.1998 4AT A540H+AF2BE межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением
RAV4 10 1994-2000 4AT A540H+AF2BE межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением, задний — Torsen (опция)
Sprinter Carib 95 1988-1995 4AT A241H межосевой — гидромеханической муфтой
Sprinter Carib 110 1995-2002 4AT A241H межосевой — гидромеханической муфтой
Vista / Camry 20 1988-1990 4AT A540H+AF2BE межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением
Vista / Camry 30 1990-1994 4AT A540H+AF2BE межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением
Vista / Camry 40 1994-1998 4AT A540H+AF2BE межосевой — гидромеханической муфтой с электронным управлением

1.1.2. Схема STD II

Постоянный полный привод. Межосевой дифференциал — симметричный конический (распределение момента между передними и задними колесами 50/50), блокировка — вязкостной муфтой.

В данной схеме часто использовался опциональный задний самоблокирующийся дифференциал типа Torsen.

Модель Выпуск Трансмиссия Блокировки дифференциалов
Alphard 10 2002-2008 4AT U140F+MF2AV межосевой — вискомуфтой,
задний — Torsen (опция)
Caldina 215W GTT 1997-2002 4AT U140F+MF2AV межосевой — вискомуфтой
Caldina 246 GT4 2002-2007 4AT U140F+MF2AV межосевой — вискомуфтой,
задний — Torsen (опция)
Harrier 10 1997-2003 4AT U140F+MF2AV межосевой — вискомуфтой,
задний — Torsen (опция)
Harrier ACU35/GSU3# 2003-2013 4AT U140F+MF2AV
5AT U151F+MF2AV
межосевой — вискомуфтой,
задний — Torsen (опция)
Highlander 20 2000-2003 4AT U140F+MF2AV межосевой — вискомуфтой,
задний — Torsen (опция)
Kluger 2000-2007 4AT U140F+MF2AV межосевой — вискомуфтой,
задний — Torsen (опция)
Lexus RX MCU3# 1998-2003 4AT U140F+MF2AV межосевой — вискомуфтой,
задний — Torsen (опция)
Lexus RX350 GSU3# 2006-2008 5AT U151F+MF2AV межосевой — вискомуфтой
RAV4 20 2000-2006 4AT U140F+MF2AV межосевой — вискомуфтой,
задний — Torsen (опция)

1.1.3. Схема VSC+

Постоянный полный привод. Межосевой дифференциал — симметричный конический (распределение момента между передними и задними колесами 50/50), свободный.

Эмуляция блокировок осуществляется при помощи системы стабилизации (VSC) — буксующее колесо принудительно подтормаживается, тем самым момент на другом колесе той же оси увеличивается. Аналогичным образом момент перераспределяется между передней и задней осями.

Модель Выпуск Трансмиссия
Harrier MCU35 2003-2006 4AT U140F’
Highlander 20 2003-2007 4AT U140F’
Highlander 40 2007-2014 5AT U151F
Sienna 20 2003-2010 5AT U151F
Lexus RX MCU35 2003-2006 4AT U140F’+MF2A

1.2. Подключаемый полный привод

1.2.1.1. Схема Flex

Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес вязкостно-фрикционной муфтой.

Муфта RBC соединяет две части промежуточного карданного вала и срабатывает при пробуксовке передних колес, в остальное время машина остается переднеприводной.

Модель Выпуск Трансмиссия
bB 30 2000-2005 4AT U340F
Funcargo 1999-2005 4AT U340F
Ist 60 2002-2007 4AT U340F
Platz 1999-2005 4AT U340F
Porte 10 2004-2012 4AT U340F
Raum 10 1997-2003 4AT A244F+CF1A
Raum 20 2003-2011 4AT U340F
Starlet 80 1989-1996 4AT A244F+CF1A
Starlet 90 1996-1999 4AT A244F+CF1A
Tercel / Corsa / Corolla II 40 1990-1994 4AT A244F+CF1A
Tercel / Corsa / Corolla II 50 1994-1999 4AT A244F+CF1A
Vitz 10 1999-2005 4AT U340F+MF1A
Will Cypha 2002-2005 4AT U340F

1.2.1.2. Схема V-Flex I

Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес вязкостно-фрикционной муфтой.

Вискомуфта соединяет две части промежуточного карданного вала и срабатывает при пробуксовке передних колес, в остальное время машина остается переднеприводной.

Модель Выпуск Трансмиссия
Probox / Succeed 50 2002-2014 4AT U340F
Probox / Succeed 160 2014-.. CVT K310F

1.2.2. Схема V-Flex II

Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес вязкостной муфтой.

Вискомуфта, заполненная силиконовой жидкостью, соединяет карданный вал с входным валом заднего редуктора, срабатывает при существенной пробуксовке передних колес, в остальное время машина остается переднеприводной.

Модель Выпуск Трансмиссия
Avensis 250 2003-2008 4AT A248F
bB 20* 2006-2016
Belta 2005-2012 4AT U441F
Caldina 215G 1997-2002 4AT A241F,A243F+MF1A
Caldina 240 2002-2007 4AT A248F+MF1A
Camry / Camry Gracia / Mark II Qualis V20 1997-2001 4AT A541F
Camry V30 2001-2006 4AT U140F»
Camry V40 2006-2011 4AT U140F»
Carina 210 08.1998-2001 4AT A241F,A243F+MF1A
Corolla / Fielder / Runx / Allex 120 2000-2006 4AT U340F,U341F+MF1A
Corolla Axio / Fielder 140 2006-2012 CVT K310F, K311F
Corolla Spacio 120 2001-2007 4AT U341F
Corona 210 12.1997-2001 4AT A241F,A243F+MF1A
Duet* 1998-2004
Matrix 130 2002-2006 4AT U341F
Opa 2000-2005 4AT U341F+MF1A
Passo 10* 2004-2010
Passo 20* 2010-2016
Passo 700* 2016-..
Pixis Epoch LA310* 2012-2017
Pixis Epoch LA360* 2017-..
Pixis Joy* 2016-..
Pixis Mega* 2015-..
Pixis Space* 2011-..
Premio / Allion 240 2001-2007 4AT U341F+MF1A
Premio / Allion 260 2007-2014 CVT K311F
Ractis 100 2005-2010 4AT U340F
Sienta 80 2003-2015 4AT U340F
Tank / Roomy* 2016-..
Vista 50 1998-2003 4AT U240F+MF1A
Vitz 90 2005-2010 4AT U441F
Voltz 2002-2004 4AT U341F
Will VS 2001-2004 4AT U341F

* — модели Daihatsu, реализуемые под маркой Toyota

1.2.3. Схема ATC (DTC)

Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес электромеханической муфтой.

Муфта соединяет карданный вал с входным валом заднего редуктора. В большинстве случаев машина остается переднеприводной, однако при необходимости система управления автоматически поддерживает запрограммированное значение момента, передаваемого на задние колеса.

Изначальное наименование — «Active Torque Control», после 2012-го на некоторых моделях система получает обозначение «Dynamic Torque Control».
Существует несколько вариантов реализации управления со стороны водителя:

• С кнопкой «AUTO» (легковые модели и минивэны) — режимы «AUTO 4WD» и «2WD». В выключенном состоянии привод осуществляется только на передние колеса, во включенном — блоку разрешается управление автоматическим подключением задних колес.

• С кнопкой «LOCK» (паркетники) — режимы «AUTO 4WD» и «LOCK». Обычным является режим автоматического управления подключением полного привода, нажатие кнопки заставляет блок поддерживать максимально возможную степень блокировки электромеханической муфты.

• Без кнопок (некоторые модели японского рынка) — постоянно задействован режим автоматического управления полным приводом.
—>

Модель Выпуск Трансмиссия
Alphard / Vellfire 20 2008-2015 6AT U660F
Alphard / Vellfire 30 2015-.. CVT K115F
Auris 150 2007-2012 CVT K310F,K311F
Auris 180 2012-2018 CVT K310F
Blade 150 2007-2012 CVT K112F
C-HR 2016-.. CVT K313F
Camry V70 2020-..
Corolla Axio 160 2012-.. CVT K310F
Corolla Fielder 160 2012-.. CVT K310F
Corolla Rumion 150 2007-2016 CVT K311F
Corolla Sport 210 2018-.. CVT K310F
Corolla Cross 2021-..
Estima 40 1999-2006 4AT U140F»’
Estima 50 2006-2019 6AT U660F»’
Gaia 1998-2004 4AT A243F+MF1A
Harrier 60 2013-2020 CVT K114F
Harrier 80 2020-.. CVT K120F
Highlander 50 2013-2019 6AT U660F
Highlander 70 (lo grade) 2019-.. 8AT UA80F
Ipsum 10 04.1998-2001 4AT A243F+MF1A
Ipsum 20 2001-2009 4AT A243F+MF1A
Isis 2004-2017 CVT K111F, K311F
Ist 110 2007-2016 CVT K310F
Lexus NX GZ15 2014-.. 6AT U661F
Lexus RX GGL15 2008-2015 6AT U660F
Lexus RX AL20 2015-.. 6AT U661F, 8AT U881F
Mark X Zio 2007-2013 CVT K112F
Matrix 140 2008-2013 4AT U140F»
Nadia 1998-2003 4AT A243F+MF1A
Noah / Voxy 60 2001-2007 CVT K111F, 4AT A248F
Noah / Voxy 70 2007-2014 CVT K111F
Noah / Voxy / Esquire 80 2014-.. CVT K114F
Porte / Spade 140 2012-2020 CVT K310F
Premio / Allion 260 2014-.. CVT K311F
Ractis 120 2010-2016 CVT K310F
Raize* 2019-..
RAV4 30 / Vanguard 2006-2016 CVT K111F,K112F, 5/6AT U151F, U660F
RAV4 40 2013-2018 CVT K111F, 6AT U660F,U760F
RAV4 50 (low grade) 2018-.. 8AT UB80F, CVT K120F
Sienna 30 2010-2020 6AT U660F
Sienta 170 2015-.. CVT K310F
Venza 10 2008-2017 6AT U660F, U760F
Vitz 130 2010-2020 CVT K310F
Wildlander 2020-.. CVT K120F
Wish 10 2003-2009 4AT U341F
Wish 20 2009-2017 CVT K311F
Yaris 210 2020-..
Yaris Cross 2020-..

* — модели Daihatsu, реализуемые под маркой Toyota

1.2.4. Схема DTV

Постоянный передний привод, без межосевого и заднего дифференциалов, подключение задних колес независимыми муфтами.

В большинстве случаев машина остается переднеприводной, при необходимости система управления автоматически регулирует значение момента, передаваемого на каждое из задних колес. Кроме того, предусмотрено размыкание силовой передачи в раздаточной коробке и заднем редукторе, чтобы в режиме 2WD карданный вал и шестерни не вращались впустую.

Официальное наименование — «Dynamic Torque Vectoring AWD», схема представлена в 2018 году.

Подробное описание и неисправности — «Полный привод Toyota. DTV AWD»

Модель Выпуск Трансмиссия
Highlander 70 (hi grade) 2019-.. 8AT
RAV4 50 (hi grade) 2018-.. 8AT UB80F, CVT K120F
Wildlander (hi grade) 2020-.. CVT K120F

1.3. Электрический полный привод

1.3.1. Схема E-4WD (E-Four)

Постоянный передний привод, без механической связи между осями, подключаемый привод задних колес отдельным электродвигателем.

Применяются два типа задних силовых модулей с электродвигателем и редуктором — классический трехвальный (в нескольких вариантах мощности и крутящего момента) и компактный двухвальный с маломощным электромотором (HV4WD).

Модель Выпуск Задний электромотор (кВт/Нм)
Alphard ATH10 2003-2008 1FM (18/108)
Alphard/Vellfire ATH20 2008-2015 2FM (50/130)
Alphard/Vellfire AYH30 2015-.. 2FM (50/139)
Camry AXVH75 2019-.. 1MM (5.3/55)
Corolla ZWE214W 2019-.. 1MM (5.3/55)
Corolla Touring ZWE214W 2019-.. 1MM (5.3/55)
Estima AHR10 2001-2006 1FM (18/108)
Estima AHR20 2006-2019 2FM (50/130)
Harrier MHU38 2005-2012 2FM (50/130)
Harrier AVU65 2013-2020 2FM (50/139)
Harrier AXUH85 2020-.. 4NM (40/121)
Highlander MHU28 2005-2007 2FM (50/130)
Highlander MHU48 2007-2010 2FM (50/130)
Highlander GVU48 2010-2014 2FM (50/130)
Highlander GVU58 2014-.. 2FM (50/139)
Highlander AXUH78 2019-.. 4NM (40/120)
Kluger MHU28 2005-2007 2FM (50/130)
Lexus RX400h MHU38 2005-2008 2FM (50/130)
Lexus RX450h GYL15 2009-2015 2FM (50/130)
Lexus RX450h GYL25 2015-.. 2FM (50/139)
Lexus NX300h AYZ15 2014-.. 2FM (50/139)
Lexus UX250h MZAH15 2018-.. 1MM (5/55)
Mitsuoka Buddy 2020-.. 4NM (40/121)
Prius ZVW55 2015-.. 1MM (5.3/55)
RAV4 AVA44 2015-.. 2FM (50/139)
RAV4 AXAH54 2018-.. 4NM (40/120)
RAV4 PHV AXAP54 2020-.. 4NM (40/121)
Sienna 40 2020-..
Suzuki Across 2020-.. 4NM (40/121)
Venza 2020-..
Wildlander 2020-.. 4NM (40/120)
Yaris MXPH15 2020-.. 1MM (5.3/52)
Yaris Cross MXPJ15 2020-.. 1MM (5.3/52)

Условные обозначения: TM — трансмиссия (коробка передач, вариатор), TR — раздаточная коробка, FD — передний дифференциал, RD — задний дифференциал, CD — межосевой дифференциал, CDC — гидромеханическая муфта, VC — вязкостная муфта, EC — электромеханическая муфта.

Развитие, эффективность, надежность

Отсчет времени для тойотовского 4WD на исходно-переднеприводных машинах можно вести с 1988 года.

Схема STD I, появившаяся в самые «тучные годы» японского автомобилестроения, так и осталась наиболее совершенной, надежной и эффективной среди всех вариаций полного привода легковых тойот. Этот «Full-Time 4WD» действительно был постоянным, полным и, что немаловажно, строился на базе беспроблемных и выносливых автоматических коробок. Единственный принципиальный недостаток (по современным меркам) — это отсутствие каких-либо межколесных блокировок, что делает машины чувствительными к условному диагональному вывешиванию. К сожалению, выпуск последних моделей с STD I завершился еще в 2002 году.

Для моделей самого младшего B-класса тойотовцы ограничились подключаемым полным приводом по схеме V-Flex I и придерживались этой концепции с конца 1980-х вплоть до 2010-х. В настоящее время схема применяется на единственной, утилитарной модели Toyota.

Затяжной кризис 1990-х сделал новым трендом тотальную экономию — на материалах, на полезных опциях, и, конечно же, на совершенстве конструкций. Для тойотовского 4WD перелом наступил после 1997-го — с запуском и массовым внедрением схемы V-Flex II одна из самых продвинутых систем менялась на самую примитивную. Ее врожденные недостатки общеизвестны:
— запаздывающее «срабатывание» вискомуфты,
— ограниченная степень блокировки,
— потенциальная опасность при активной езде,
— низкая долговечность самой муфты.
Разумеется, даже такой сомнительный 4WD оставался предпочтительнее монопривода, но проблема в том, что опытным тойотовладельцам было с чем его сравнивать. После 2015-го на собственных тойотовских разработках V-Flex II больше не применяется, оставаясь атрибутом только ребейджинговых моделей Daihatsu.

Наиболее распространенный сегодня в мире тип полного привода — с электромеханической муфтой подключения задних колес — появился на тойотах еще в 1998-м (ATC). Изначально — на минивэнах, но постепенно он пришел и в младшие классы, вытеснив V-Flex, и на паркетники, ликвидировав остатки full-time. Недостатки схемы:
— ограниченная степень блокировки,
— ограниченное время работы под нагрузкой,
— износ опорных подшипников муфты (подробнее см. «Ремонт муфты ATC 4WD»).
В целом, по эффективности ATC не дотягивает до постоянного полного привода, но ощутимо превосходит V-Flex.

Стоит отметить еще один момент — конец 1990-х ознаменовался появлением новых моделей автоматов Toyota/Aisin (последние версии серии A24#, U-серии), ресурс которых по сравнению с предшественниками радикально уменьшился, что было особенно ощутимо в условиях повышенных нагрузок от полного привода. В итоге, 4WD-трансмиссии стали не только менее эффективными, но одновременно и менее надежными.

Для только набиравшего в то время обороты класса паркетников/кроссоверов тойотовцы сохранили постоянный полный привод в максимально упрощенном варианте (STD II), который фактически позаимствовали у прежних моделей с механическими коробками (разве что поместив в межосевой дифференциал пять сателлитов вместо четырех). Ожидаемо низкая эффективность вязкостных муфт по сравнению с гидромеханическими отразилась на эксплуатационных характеристиках и в этом случае.

К середине 2000-х развитие технологий позволило полностью отказаться от вискомуфт, оставив все три дифференциала свободными (VSC+) — теперь блокировки эмулировались с помощью тормозной системы. Такое решение оставалось в производстве не слишком долго и уже спустя поколение все паркетники получили полный привод типа ATC.

Вообще, с активным внедрением систем стабилизации (у японских марок — со второй половины 2000-х) и появлением эмуляции блокировок межколесных дифференциалов с помощью тормозов, в мире начался новый этап развития полного привода. У некоторых производителей связка подключаемого 4WD и ESP дает лучший эффект, чем даже некоторые варианты классического постоянного полного привода с излишне «мягкой» блокировкой центра или ее эмуляцией. Но не в случае Toyota — сравнивая реальное поведение современных паркетников разных марок нужно признать — тойотовские настройки подключаемого полного привода и эмуляции межколесных блокировок являются крайне неудачными. Некоторые качественные улучшения здесь наметились только с выходом новых моделей в самом конце 2010-х.

Не лучшим образом отразился на возможностях полного привода отказ от автоматов в пользу вариаторов, постепенно идущий с середины 2000-х (моноприводные версии получали их еще раньше). Если для легких машин младших классов это не так принципиально, то для минивэнов и, тем более, кроссоверов именно вариатор становится наиболее узким, уязвимым и дорогим местом в цепи передачи мощности от двигателя к колесам.

Еще один тип условно полного привода, известный еще с 2001-го, сформировали многочисленные гибридные модели (E-4WD). При внешней заманчивости идеи, красивых цифрах и графиках крутящего момента заднего электромотора, в реальности тяговые возможности не оправдали ожиданий — по эффективности E-4WD не дотягивает даже до ATC аналогичных не-гибридных моделей.

Собственную схему, работающую по принципу «torque vectoring» (DTV) Toyota представила только в 2018-м, лет на восемь позже ниссана, почти на пятнадцать позже хонды и спустя два десятилетия после MMC. Potius sero quam nunquam.

Источник

Читайте также:  Принцип работы трос привода сцепления
Оцените статью
Авто Сервис