Как развести тормоза маз 500

Автомобиль МАЗ-500А. Регулировка ножного тормоза.

Автомобиль МАЗ-500А. Регулировка ножного тормоза.

Регулировка ножного тормоза автомобиля МАЗ-500А

Для обеспечения нормальной работы тормозов свободный ход педали тормоза должен быть 14-22 мм для всех автомобилей МАЗ.

При правильно отрегулированном приводе момент загорания лампочки стоп-сигнала для автомобилей МАЗ-503А практически соответствует заданной величине свободного хода. Для автомобилей МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-504Г, МАЗ-516 при правильно отрегулированном приводе ход педали до момента загорания лампочки стоп-сигнала должен быть 50-60 мм. Замеры производить с помощью линейки. Регулировка свободного хода осуществляется изменением длины вертикальной тяги 3 (рис. 51) или горизонтальной тяги 7. Удобнее всего регулировку производить изменением длины вертикальной тяги в такой последовательности:

  1. снять облицовку передка кабины-
  2. отсоединить вилку 4 тяги 3 от рычага 5-
  3. для уменьшения свободного хода педали уменьшить длину тяги наворачиванием нижней вилки 4 или вворачиванием тяги в верхнюю вилку 2-
  4. подсоединить вилку тяги к рычагу и проверить свободный ход педали.

В случае необходимости операцию повторить.

Если длина резьбовой части тяги выбрана и не позволяет уменьшить ее, то регулировку следует производить изменением длины горизонтальной тяги 7 в следующем порядке:

  1. отсоединить вилки 4, 6 тяг 3 и 7 от рычага 5-
  2. для уменьшения свободного хода педали уменьшить длину тяги 7 с помощью вилок 6 и 8-
  3. подсоединить вилку 4 тяги 3, а затем вилку 6 тяги 7 к рычагу и проверить свободный ход педали.

Регулировка может также производиться с одновременным изменением длин тяг 3 и 7.

Следует помнить, что малый свободный ход педали 1 (менее 14 мм) может вызвать неполное оттормаживание.

В отрегулированных тормозах зазор между накладками и барабаном равен 0,4 мм, что соответствует ходу штоков тормозных камер в пределах 25-35 мм. При увеличении хода штоков до 40 мм тормоза должны быть отрегулированы. При этом разница в ходе штоков тормозных камер на каждой оси не должна превышать 8 мм.

Регулировку колесных тормозов следует производить в следующем порядке:

  1. Поднять домкратом одно колесо автомобиля.
  2. Поворачивать червяк регулировочного рычага разжимного кулака до прихватывания барабана при вращении колеса.
  3. Повернуть червяк регулировочного рычага в обратную сторону на 3 щелчка, что соответствует ходу штока в пределах 25-35 мм.

Проверку одновременности торможения колес задней оси можно производить или при движении автомобиля, или при поднятой оси, а колес передней оси — только при движении автомобиля.

Источник

Устройство тормозной системы МАЗ и как устранить ее неполадки

Тормозная система МАЗ (ТС) служит для обеспечения безопасности при движении грузового автомобиля и фиксации его на стоянке. Конструктивно она выполнена в виде четырех независимых систем: рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной. В нормальном режиме движения используют рабочую ТС, однако в случае выхода ее из строя или применения экстренного торможения в работу включают все тормоза.

Устройство

Схема тормозной системы выполнена по принципу независимого воздействия на приводные механизмы колес передней и задних осей. Пневматическая ТС, применяемая на автомобилях МАЗ, состоит из следующих элементов:

  • компрессор;
  • резервуары сжатого воздуха (ресиверы);
  • пневмопроводы и приборы управления;
  • тормозные механизмы.

На автомобиле может устанавливаться одно- или двухцилиндровый компрессор. Последний применяется на тягачах (автопоездах).

Сжатый воздух подается по пневмопроводу в ресиверы. В ТС в зависимости от модели может использоваться 3 или 4 воздушных баллона различной емкости. Каждая пара колес (ось) имеет свой ресивер: передняя и средняя — по 40 л каждый, задняя — 20 л. Отдельным 20-литровым баллоном оборудована стояночная система.

Устройством тормозной системы МАЗ предусмотрена установка тормозов барабанного типа.

Здесь торможение происходит за счет трения, возникающего вследствие прилегания колодок, расположенных на неподвижном суппорте к внутренней поверхности подвижного (вращающегося) барабана. Выполнен он из чугунной отливки диаметром 420 мм и шириной рабочей поверхности 160 мм.

Тормозные колодки изготовлены из стали. Сверху установлены фрикционные накладки из материала не содержащего асбест. Зазор между колодками и поверхностью барабана регулируется рычагом со встроенным автоматическим регулятором. Тормоза передних колес приводятся в действие посредством диафрагменных тормозных камер (ТК). На задних осях усилие на колодки передается пружинными энергоаккумуляторами.

Управляющий воздух подводится на исполнительные механизмы тормозным краном через четырехконтурный клапан. Это приводит в действие тормоза на всех колесах одновременно. При наличии прицепа, для предотвращения его наезда на тягач, установлен клапан управления тормозами прицепа, который позволяет срабатывать тормозам несколько быстрее, чем на тягаче.

Неисправности

При эксплуатации ТС автомобиля могут возникнуть следующие поломки:

  • низкая эффективность торможения;
  • неравномерное торможение колес правой и левой стороны;
  • заедание рабочих или стояночных тормозов (клинит тормоза);
  • увеличенный ход ручки стояночного тормоза.

Увеличение тормозного пути может произойти из-за большого зазора между колодками и тормозным барабаном (ТБ), вследствие износа колодок или недостаточного выхода штока при низком давлении в пневмосистеме. Если такая неисправность появилась после ремонта, связанного с заменой колодок, то существует большая вероятность замасливания фрикционного материала либо внутренней поверхности ТБ.

В большинстве случаев занос автомобиля во время торможения возникает из-за большой разницы в ходах штоков ТК, установленных на одной оси либо заклинки вала во втулках разжимного кулака в блоке тормозных колодок.

Медленное оттормаживание чаще всего происходит по причине поломки или заклинки возвратной пружины в тормозном цилиндре. Причиной такого дефекта может быть и неправильная регулировка тормозной педали. Поэтому рычаг тормозного крана не доходит до упора. Вследствие поломки стягивающих пружин тормозных колодок возможно возникновение самопроизвольного торможения, а при движении будет слышен характерный стук в колесе.

При движении грузовика с прицепом может возникнуть запаздывание торможения последнего. Это связано с неправильной установкой регулировочного кольца в тормозном кране. Такая же поломка характерна для заклинки поршня в воздухораспределителе прицепа.

Необходимо помнить, что поломка в рулевом управлении приведет только к потере управления машиной, а отказ ТС — к невозможности ее остановки, что неминуемо окончится аварией.

Как снять тормозной барабан

Во время эксплуатации автомобиля изнашиваются как накладки тормозных колодок, так и внутренняя поверхность барабана. В результате этого теряется эффективность торможения. В этом случае необходимо демонтировать барабан и заменить колодки. Работа по демонтажу несложная, но потребует приложения некоторых физических усилий, т.к. детали имеют большой вес.

Для снятия тормозного барабана необходимо произвести следующее:

  • установить машину на ровной поверхности и зафиксировать от возможного перемещения;
  • поддомкратить колесо;
  • отвернуть гайки и снять его;
  • вкрутить 3 болта М10 в отверстия на крышке барабана и отжать его;
  • снять деталь со ступицы.

Необходимо помнить, что ТБ изготовлен из чугуна, поэтому применять для снятия молоток нужно с большой осторожностью.

Замена накладок

Тормозные колодки состоят из двух частей: металлического тела и фрикционной накладки. Раньше, лет 40 назад, накладки изготавливались из асбестосодержащего материала, который с помощью заклепок устанавливался на металлическую часть. Моторесурс таких деталей был мал и составлял 40-50 тыс. км. Сегодня применяются новые фрикционные материалы, которые могут пройти без замены 180-200 тыс. км. Поэтому замену тормозных накладок проводить нет смысла, а колодки меняются комплектом.

После снятия барабана для демонтажа элементов необходимо выполнить следующие действия:

  • снять пружину, стягивающую колодки;
  • демонтировать чашки с пружинами, прижимающие детали к защитному кожуху;
  • снять колодки с посадочных мест.

Если принято решение заменить только фрикционные накладки, то к перечисленным действиям необходимо выполнить дополнительно:

  • демонтаж остатков фрикционного материала;
  • зачистку поверхности детали;
  • установку новых накладок;
  • обработку на токарном станке до необходимого размера.

Устанавливаемый материал должен иметь толщину не менее 7 мм, при запасе накладки до головки заклепки 3.5 мм. Зазор между фрикционным материалом и телом колодки допускается не более 0,1 мм. Выполнить такие работы можно без специальных приспособлений на слесарных тисках с соблюдением требуемых размеров и допусков.

Регулировка

В исправных и отрегулированных тормозах зазор между накладкой и внутренней поверхностью барабана не должен превышать 0,4 мм. Это соответствует перемещению штока ТК на 25-40 мм. Если же это значение увеличится до 45 мм и более, то необходима регулировка тормозов. Большинство водителей предпочитают эту работу делать своими руками.

Работы по регулировке предполагают последовательное выполнение следующих действий:

  • постановку оси на домкрат;
  • освобождение червячного винта регулировочного рычага от стопорной пластины;
  • поворот его до начала торможения вращающегося колеса;
  • вращение червяка в обратную сторону на 1/3 оборота, что будет соответствовать ходу штока 25-40 мм.
  • возврат стопора в исходное положение.

Необходимо помнить, что разность хода штока ТК на одной оси не должна быть более 8 мм. Исправные тормозные системы обеспечат безопасное движение и стоянку автомобиля.

Источник

Как развести тормоза маз 500

ТОРМОЗА И ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МАЗ-500

Тормоза служат для уменьшения с различной интенсивностью скорости движения автомобиля до необходимой величины или до полной его остановки. Учитывая, что величина тормозного пути

зависит от общего веса автомобиля и скорости его движения, автомобили МАЗ большой грузоподъемности оборудуют надежной системой тормозов.

Автомобили МАЗ имеют тормоза двух типов, действующие независимо один от другого: ножной, действующий на все колеса

автомобиля, и ручной, действующий на трансмиссию. Рабочим тормозом при движении автомобиля является ножной; ручной тормоз предназначен для торможения автомобиля на стоянке и только в крайнем случае может быть использован во время движения, например, при выходе из строя системы управления ножным тормозом. При пользовании ручным тормозом все детали трансмиссии, расположенные между тормозом и колесами, нагружаются значительным тормозным моментом. Поэтому резкое торможение ручным тормозом может привести к возникновению в трансмиссии ударных нагрузок. Последнее обстоятельство и ограничивает использование ручного тормоза в качестве стояночного.

С целью облегчения управления тормозами ножной тормоз имеет пневматический привод, схемы которого показаны на рис. 91 и 92.

Рис. 91. Схема пневматического .привода тормозов автомобилей МАЗ-500 и МАЗ-504:
1 — передний колесный тормоз; 2 — компрессор; 3— трубопровод подачи воздуха в компрессор; 4 — регулятор давления воздуха; 5 — предохранительный клапан; 6 — горизонтальная тяга привода тормозного крана; 7 — вертикальная тяга привода тормозного крана; 8 — кран отбора воздуха; 9 — педаль ножного тормоза: 10— возвратная пружина; 11—указатель давления воздуха в тормозных камерах; 12 — указатель давления воздуха в пневматическом приводе тормозов; 13— воздушный баллон: 14 —тормозной кран,
15 — тормозная камера; 16 — воздухопровод подвода воздуха к тормозному крану; 17 — задний колесный тормоз; 18 — воздухопровод для подачи воздуха к тормозным камерам задних колес; 19— канал подачи воздуха к тормозному крану; 20 — канал для выпуска воздуха из крана; 21 — воздухопроводы подачи к тормозным камерам передних колес; 22 — воздухопровод подачи воздуха к прицепу; 23 — разобщительный кран; 24 — соединительная головка .

Рис. 92. Схема пневматического привода тормозов автомобилей MA3-503 и MA3-503B:

1 — передний колесный тормоз; 2— компрессор; 3— воздухопровод подачи воздуха в компрессор; 4 — регулятор давления воздуха; 5 — предохранительный клапан; 6 — воздушные баллоны; 7 — воздухопровод подачи воздуха к камерам задних колес; 8 — воздухопровод подачи воздуха к тормозному крану; 9 — воздухопровод подачи воздуха к камерам передних колес; 10— задний колесный тормоз; 11—тормозная камера; 12 — возвратная пружина; 13 — тяга привода тормозного крана; 14 — указатель давления воздуха в тормозных камерах; 15 — указатель давления воздуха в пневмоприводе тормозов; 16 — кран отбора воздуха; 17 — педаль ножного тормоза; 18 — вертикальная тяга привода тормозного крана

Источник

Тормозной барабан МАЗ — техническое обслуживание детали

Современные грузовики оборудованы тормозной системой с пневмоприводом и барабанами на каждом колесе.

Сжатый воздух, находящийся в ресиверах, применяется также и в работе других узлов трансмиссии.

Пневматическая система упрощает конструкцию автомобиля.

Надежность механизмов обеспечивается раздельным приводом спереди и сзади. Остановка осуществляется за счет тормозного барабана МАЗ.

Внутри детали находятся небольшие колодки из прочного материала. Барабаном тормозной системы для МАЗ комплектуются грузовики белорусских моделей.

Запчасть является ключевым механизмом автомобиля. Поэтому советуем уделять повышенное внимание исправности данной детали.

Не забывайте, что именно от технического состояния элемента зависит правильная работа систем грузовика.

Принцип работы тормозных механизмов автомобиля МАЗ

Тормозные механизмы — барабанного типа с двумя внутренними колодками и легкосъемным тормозным барабаном.
На автомобилях, оборудованных АБС, в тормозных колодках заднего моста (напротив зацепов стяжной пружины) выполнены специальные отверстия для обеспечения снятия или замены тормозных колодок без разборки колесной передачи.

На конце вала разжимного кулака установлен регулировочный рычаг (рис. 1) червячного типа, соединенный со штоком тормозной камеры.

Вращая ключом червяк 3 за шестигранную головку оси, можно поворачивать разжимной кулак, а следовательно, и развести тормозные колодки, уменьшив тем самым зазор между ними и барабаном.

Для поворота оси должна быть освобождена и сдвинута вверх пластина 7.

На автомобилях может быть установлен регулировочный рычаг со встроенным автоматическим регулятором (рис. 2).

Для предотвращения попадания смазки в тормозные механизмы в кронштейнах разжимных кулаков передних и задних тормозов установлены резиновые уплотнительные кольца.

Тормозные камеры — диафрагменные, предназначены для приведения в действие тормозных механизмов передних колес автомобиля при включении рабочей тормозной системы.

Тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами (рис. 3) предназначены для приведения в действие тормозных механизмов колес заднего и среднего мостов при включении рабочей, стояночной и запасной тормозных систем.

При включении рабочей тормозной системы тормозные механизмы приводятся в действие штоками 10 диафрагменных тормозных камер, устройство и принцип работы которых практически не отличается от передних тормозных камер (подвод 11).

При включении стояночной тормозной системы сжатый воздух выпускается из полости под поршнем 6, который под действием силовой пружины 7 движется вниз и перемещает толкатель 4, последний через подпятник 9 воздействует на диафрагму 3 и шток 10 тормозной камеры, в результате чего происходит торможение автомобиля.

При выключении стояночной тормозной системы сжатый воздух подается под поршень 6 через подвод 12, который вместе с толкателем перемещается вверх, сжимая пружину и давая возможность штоку тормозной камеры под действием возвратной пружины 1 вернуться в исходное положение.

При торможении запасной системой воздух из цилиндров энергоаккумуляторов выпускается частично, в меру необходимой эффективности торможения автомобиля, что соответствует промежуточным положениям рукоятки крана управления. Таким образом, от величины угла поворота рукоятки крана зависит эффективность торможения.

Гидравлика или механика

Стоит отметить, что на данный момент не все задние тормоза являются тросовыми или механическими, сейчас есть довольно большое количество ручников, которые работают на гидравлике, особенно это актуально для задних дисковых тормозов, а не барабанных. В гидравлике дублируется работа основной системы торможения.

То есть когда вы поднимаете ручку, то специальным поршнем создается давление на задние диски и они блокируются. Если в такой системе не работает ручник, то причины значительно отличаются от механического собрата.

Как развести колодки на мазе

Техническое обслуживание и регулировка тормозов автомобилей МАЗ-64227, MA3-54322

Регулировка тормозных механизмов. Свободный ход педали тормоза обусловлен конструкцией тормозного крана и составляет 25—40 мм. Регулировка свободного хода педали в процессе эксплуатации не производится. В отрегулированных тормозах зазор между накладками и барабаном равен 0,4 мм, что соответствует ходу штоков тормозных камер в пределах 25—40 мм. При увеличении хода штоков до 45 мм тормоза должны быть отрегулированы. При этом разница в ходе штоков тормозных камер на каждой оси не должна превышать 8 мм.

Регулировку тормозных механизмов нужно производить в таком порядке:

поднять домкратом колесо; повернуть червяк 3 (см. рис. 92) регулировочного рычага разжимного кулака до прихватывания барабана при вращении колеса, предварительно ослабив болт 6 и сдвинув стопорную пластину 5 от червяка вверх;

повернуть червяк в обратную сторону на 1/2—1/3 оборота, что соответствует ходу штока в пределах 25—40 мм и застопорить ось червяка, сдвинув в исходное положение пластину и закрепив ее болтом.

Техническое обслуживание пневматического привода тормозов

При ТО-1 проверяют натяжение ремня привода компрессора. Ремень должен быть натянут так, чтобы при нажатии посредине короткой ветви ремня силой 3 кгс прогиб его был равен 5—8 мм. Если ремень прогибается больше или меньше указанной величины, его натяжение регулируют, так как уменьшенное или завышенное натяжение может привести к преждевременному износу ремня. Порядок регулировки следующий; ослабить гайку крепления оси шкива натяжного устройства и гайку болта-натяжителя;

вращая болт-натяжитель по часовой стрелке, отрегулировать натяжение ремня;

затянуть гайки крепления оси болта-натяжителя.

От надежности уплотнения подводящего масляного канала в задней крышке компрессора зависит общий расход масла компрессором, поэтому нужно периодически снимать заднюю крышку и проверять надежность уплотнения. При необходимости детали уплотнительного устройства промывают в керосине и тщательно очищают от закоксо-вавшегося масла.

Через 40—50 тыс. км пробега головку компрессора снимают, очищают от нагара поршни, клапаны, седла, пружины и воздушные каналы, снимают и продувают всасывающий шланг, одновременно проверяя герметичность клапанов. Не обеспечивающие герметичность изношенные клапаны притирают к седлам, а если это не удается, заменяют их новыми. Новые клапаны также следует притереть. При появлении в компрессоре стуков в результате увеличения зазора между подшипниками шатунов и шейками коленчатого вала вкладыши шатунов компрессора заменяют.

Если компрессор не обеспечивает необходимого давления в системе, проверяют прежде всего состояние трубопроводов и их соединения, а также герметичность клапанов и регулятора давления. Герметичность проверяют на слух или, если утечка воздуха невелика, при помощи мыльной воды. Негерметичные детали заменяют.

Строение ручного тормоза и принцип работы

Рассмотрим более подробно входящие в систему грузового автомобиля маз элементы. Как же происходит действие ручного тормоза маз? В процессе притормаживания усилие от приводного троса передается на приводной рычаг. Далее через промежуточный кронштейн и серьгу воздействует на колодки.

Во время вращения тормозного барабана по часовой стрелке, приводное усилие через штангу передается к правой колодке. Описываемая запчасть маз в результате трения смещается в сторону вращения.

Затем захватывается барабаном и через регулировочное устройство надавливает уже на левую колодку. Если вращение происходит против часовой стрелки, то процесс осуществляется с точностью наоборот. Сначала задействуется левая, а затем и правая колодки.

Для удержания ручного тормоза маз в заторможенном состоянии предусмотрена специальная рукоятка с рейкой и зубьями с собачкой, установленная на коробчатом кронштейне прямо под панелью приборов. Во время торможения усилие передается на промежуточный рычаг.

Данная запчасть маз поворачивается. Усилие поступает на тягу и далее на трос, присоединенный вилкой к приводному рычагу тормоза маз. В результате происходит затяжка.

В это же время через тягу и рычаг выполняется привод на тормозной крап. Таким образом, осуществляется выпуск воздуха из соединительной магистрали.

Обеспечивается затормаживание прицепа. Чтобы отпустить тормоз, необходимо по направлению часовой стрелки на 1/6 оборота повернуть рукоятку и переместить от себя. Если говорить об отличиях привода ручного тормоза моделей МАЗ-504А и МАЗ 500А, то они несущественны. Разница только в присоединении второго троса к рычагу.

Регулировка и уход

Правильно отрегулированный ручной тормоз маз вместе с приводом позволяет удержать полностью загруженный автомобиль на уклоне в 16%. При этом максимально допустимый ход рукоятки составляет 160 миллиметров. Ручной тормоз маз, как и любой другой механизм, требует правильной регулировки и определенного ухода. Выполнять проверку следует только в отторможенном состоянии.

Для регулирования зазора между колодками и барабаном с одной стороны при помощи домкрата поднимают задние колеса. Цепляя за зуб гайки-звездочки необходимо завернуть отверткой через небольшой лючок в суппорте тормоза маз. Необходимо добиться, чтобы барабан не проворачивался от ручного усилия.

Затем гайку-звездочку немного отворачивают в обратном направлении. Таким образом, достигается свободное вращение запчасти маз. Проверяется после нажатия рукой на приводной рычаг и его возврата в начальное положение. После проведения указанной регулировки ход рукоятки привода должен находиться в пределах от 110 до 160 мм.

Если допустимое значение превышено, следует отрегулировать привод тормоза. Выполняют ее в отторможенном состоянии при полном отсутствии давления воздуха в системе. Сначала проверяется отсутствие провисания свободного участка троса. Устраняется данный дефект в результате изменения длины с помощью вилки, ось вращения которой должна быть на центре головки болта.

Поэтому обеспечивается отклонение от вертикального положения рычага на 100 миллиметров. Далее следует отсоединить вилку от приводного рычага, сняв оттяжную пружину. Затем механизм поворачивают. Рычаг колодок доводят до упора в штангу. Натягивается трос и вилка либо заворачивается, либо отворачивается до совпадения отверстий на рычаге и вилке. Элементы соединяются между собой, и устанавливается оттяжная пружина на приводной рычаг.

Однако если при правильно отрегулированном тормозе автомобиль все равно не удерживается на уклоне 16%, нужно снять барабан. Необходимо проверить состояние фрикционных накладок. Если они замаслены, аккуратно промойте их керосином и протрите жесткой щеткой. При толщине накладок из-за износа в средней части менее 2 мм, следует их заменить.

Прочистите дренажный канал в картере подшипников. Чтобы не пришлось постоянно покупать запчасти маз из-за выхода из стоя старых деталей, ежедневно ухаживайте за тормозной системой маз. Также следите за состоянием привода и всех шарнирных соединений. В соответствие с картой производите смазку валика тормозов, троса, а также оси промежуточного рычага.

Ручной тормоз маз требует регулярного обслуживания. Очищайте шарнирные соединения и тросы привода от грязи и проверяйте крепление. Правильный уход и регулировка системы позволят сохранить механизмы транспортного средства в надлежащем состоянии.

Перед выездом необходимо убедиться в надежности ручного тормоза маз.

Своевременная регулировка позволит обеспечить равномерный износ колодок и устранит вытяжку троса. На всех типах грузовых автомобилей МАЗ-500А устанавливается ручной стояночный тормоз маз барабанного типа с усилением. Монтируется на заднем мосту.

Благодаря такому расположению стояночного тормоза маз, возможно его использование даже при поломке карданного вала. Барабан ручного тормоза маз отливается из антифрикционного серого чугуна. Снаружи на детали есть литые кольцевые ребра, придающие жесткость и улучшающие охлаждение.

Для полного исключения биений в трансмиссии, барабан тщательным образом балансируют. Суппорт изготавливают штамповкой из листовой стали. По краям выполнена отбортовка для предотвращения попадания на рабочую поверхность сварных колодок и барабана грязи. Следите за состоянием ручного стояночного тормоза маз.

Периодически выполняете регулировку по описанной выше схеме. Только так в любой, даже аварийной ситуации, вы вместе со своим автомобилем маз будете в полной безопасности. Так же Вы можете следить за блогом нашей компании в социальных сетях twitter, facebook, в контакте, google+.

Как развести колодки на мазе

МАЗ-152. Техническое обслуживание тормозной системы

4.8.7.1 уход за тормозными механизмами и их регулировка

При проведении ТО провести смазку подшипников опор разжимных кулаков, осей тормозных колодок и регулировочных рычагов смазкой ШРУС-4 в соответствии с указаниями, приведенными в Химмотологической карте.

РЕГУЛИРОВКА ХОДА ШТОКОВ ТОРМОЗНЫХ КАМЕР

В отрегулированных тормозах полный ход штоков тормозных камер должен быть в пределах 38.44 мм. При увеличении хода штоков, а также при замене регулировочного рычага, необходимо отрегулировать ход штоков тормозных камер. Разница в ходе штоков тормозных камер на одной оси не должна превышать 5 мм. Регулировка производится следующим образом:

— установить регулировочный рычаг (рис. 4.8.5) на вал разжимного кулака так, чтобы расстояние от вилки тормозной камеры до отверстия в корпусе рычага было равно 20-80 мм. Рычаг должен располагаться заглушкой 13 вперед по ходу штока тормозной камеры при торможении, а шестигранным концом вала-червяка 14 — к тормозной камере;

— вращая шестигранный конец вала-червяка 14 против часовой стрелки (при этом должны ощущаться щелчки муфты обратного хода) совместить отверстия вилки штока камеры и корпуса рычага, соединить рычаг с вилкой пальцем и зашплинтовать. Вал разжимного кулака при этом должен оставаться в исходном положении под действием стяжной пружины колодок;

— повернуть поводок вместе с ухом управляющего привода 5 до упора (в сторону вращения рычага при торможении) и закрепить его в этом положении;

— нажать на педаль тормоза до упора, подав в тормозную камеру сжатый воздух при давлении 0,6 МПа (6 кгс/см2), не менее. При этом ход штока должен находиться в пределах 25.35 мм. Если ход штока тормозной камеры превышает 35 мм, необходимо провести регулировку, поворачивая против часовой стрелки шестигранную головку червяка 14.

Для отвода рычага (для увеличения хода штока тормозной камеры или для облегчения снятия тормозного барабана) необходимо вывернуть пробку 6, вывести отверткой подвижную полумуфту 11 из зацепления с зубьями неподвижной полумуфты, и, вращая вал-червяк 14 за регулировочный шестигранник по часовой стрелке, отвести рычаг на нужное расстояние.

МАЗ-152. КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ И ЗАМЕНА ТОРМОЗНЫХ НАКЛАДОК

Конструкция тормозных механизмов предусматривает легкосъемный тормозной барабан и возможность визуального определения состояния тормозных накладок через смотровые отверстия в щитах тормоза 25 (см. рис. 4.3.1). При износе накладки до лимитирующего буртика накладки (высота буртика 5 мм), или при остаточной толщине материала накладки менее 1 мм до шляпок заклепок, их необходимо заменить.

Для замены изношенных накладок необходимо:

— снять колесо, вывернуть болты крепления тормозного барабана;

— ввернуть два демонтажных болта (резьба М16) в демонтажные резьбовые отверстия тормозного барабана

и равномерным ввертыванием болтов демонтировать барабан;

Рисунок 4.8.5 — Регулировочный рычаг: 1 — толкатель; 2 — шестерня; 3, 7 — уплотнительное кольцо; 4 — винт; 5 — управляющий привод; 6 — пробка; 8 — контрольный клапан; 9 — корпус; 10 — масленка; 11 — подвижная полумуфта; 12 — пружина; 13 — заглушка; 14 — вал-червяк

— вывернуть болт и снять стопорную пластину осей колодок;

— выбить оси колодок в сторону щита тормоза и снять колодки;

— заменить изношенные накладки новыми, и произвести установку колодок в порядке, обратном снятию.

После приклепывания накладок для ускорения приработки производится их проточка.

После установки тормозных колодок оси 27 смазать смазкой ШРУС-4 до появления смазки из клапана 24.

Стоимость работ

Цены, указанные на сайте, не являются окончательными и могут изменяться как в большую так и в меньшую сторону.

Сейчас действует 2 специальных предложения и акции

Оригинальные запчасти для грузовиков МАЗ со склада в Москве

Возможность вашего присутствия рядом с автомобилем во время проведения ТО или ремонта

Стенд TS 1500 CAORLE для проточки тормозных барабанов и тормозных дисков.

Стенд для испытания и регулировки механических форсунок

Стенд для испытания и регулировки топливных насосов высокого давления (ТНВД)

9 постов оборудованных для ТО

Bosch EPS205 — стенд для проверки форсунок Common Rail

CR-NeXT — комплекс для ремонта и регулировки форсунок

MP-250 SASH — cтанок для восстановления клапана форсунки

Сертификаты на выполнение сервисных работ Техническим

В грузовом автосервисе «СТ Сервис» обслуживают грузовики:

Устройство тормозной системы МАЗ и как устранить ее неполадки

Тормозная система МАЗ (ТС) служит для обеспечения безопасности при движении грузового автомобиля и фиксации его на стоянке. Конструктивно она выполнена в виде четырех независимых систем: рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной. В нормальном режиме движения используют рабочую ТС, однако в случае выхода ее из строя или применения экстренного торможения в работу включают все тормоза.

Техническое обслуживание

Тормозной барабан для МАЗ 4370 входит в устройство:

  1. Стояночной системы;
  2. Рабочей системы;
  3. Запасной системы;
  4. Вспомогательной системы.

Как правило, деталь очень прочная. Особые технологии производства позволяют повысить срок службы детали подвески грузовика.

Однако каким бы крепким не был агрегат, помните, что состояние тормозного барабана МАЗ непосредственно влияет на безопасность передвижения.

Запчасть нуждается в регулярном обслуживании и уходе. Необходимо следить за состоянием детали и проводить своевременный ремонт.

Устройство

Схема тормозной системы выполнена по принципу независимого воздействия на приводные механизмы колес передней и задних осей. Пневматическая ТС, применяемая на автомобилях МАЗ, состоит из следующих элементов:

  • компрессор;
  • резервуары сжатого воздуха (ресиверы);
  • пневмопроводы и приборы управления;
  • тормозные механизмы.

На автомобиле может устанавливаться одно- или двухцилиндровый компрессор. Последний применяется на тягачах (автопоездах).

Сжатый воздух подается по пневмопроводу в ресиверы. В ТС в зависимости от модели может использоваться 3 или 4 воздушных баллона различной емкости. Каждая пара колес (ось) имеет свой ресивер: передняя и средняя — по 40 л каждый, задняя — 20 л. Отдельным 20-литровым баллоном оборудована стояночная система.

Неисправности

При эксплуатации ТС автомобиля могут возникнуть следующие поломки:

  • низкая эффективность торможения;
  • неравномерное торможение колес правой и левой стороны;
  • заедание рабочих или стояночных тормозов (клинит тормоза);
  • увеличенный ход ручки стояночного тормоза.

Увеличение тормозного пути может произойти из-за большого зазора между колодками и тормозным барабаном (ТБ), вследствие износа колодок или недостаточного выхода штока при низком давлении в пневмосистеме. Если такая неисправность появилась после ремонта, связанного с заменой колодок, то существует большая вероятность замасливания фрикционного материала либо внутренней поверхности ТБ.

В большинстве случаев занос автомобиля во время торможения возникает из-за большой разницы в ходах штоков ТК, установленных на одной оси либо заклинки вала во втулках разжимного кулака в блоке тормозных колодок.

Медленное оттормаживание чаще всего происходит по причине поломки или заклинки возвратной пружины в тормозном цилиндре. Причиной такого дефекта может быть и неправильная регулировка тормозной педали. Поэтому рычаг тормозного крана не доходит до упора. Вследствие поломки стягивающих пружин тормозных колодок возможно возникновение самопроизвольного торможения, а при движении будет слышен характерный стук в колесе.

При движении грузовика с прицепом может возникнуть запаздывание торможения последнего. Это связано с неправильной установкой регулировочного кольца в тормозном кране. Такая же поломка характерна для заклинки поршня в воздухораспределителе прицепа.

Необходимо помнить, что поломка в рулевом управлении приведет только к потере управления машиной, а отказ ТС — к невозможности ее остановки, что неминуемо окончится аварией.

Причины, по которым не работает ручной тормоз

Зачастую причины банальны, и работы собственно на 10 минут (про это чуть позже), а сейчас перечислю основные моменты:

  • Износ задних тормозных колодок. Обычно сопровождается скрежетом при торможении. Тут подтягивай, не подтягивай тросик, ничего не получится. Нужно для начала заменить колодки, желательно сразу на обоих колесах, ибо они изнашиваются равномерно.

  • Неправильно отрегулированный стояночный тормоз. Бывает и такое, просто ослаблен регулировочный болт – нужно подтянуть.

  • Клин троса в оболочке. Такое часто происходит от времени, и зачастую проявляется на 5 летних и более «старших» машинах. В дело в том, что между оболочкой и самим тросом попадает влага, после чего ржавчина и тросик клинет в оболочке. Здесь есть два пути, либо его смазать и разработать, чтобы он ходил нормально. Либо стоит заменить тросики на новые.

  • Обрыв тросика. Бывает трос рвется, как от самой ручки, так и под машиной, нужно его заменить.
  • Лед или соль, реагенты на поверхности накладок. Происходит редко, но бывает, особенно после проезда глубоких луж. Стоит очистить колодки несильными нажатиями при движении на короткие дистанции. Весь налет должен очиститься.
  • Попадание масла или тормозной жидкости на колодки. Например, потек рабочий цилиндр, возможно, течет сальник задней полуоси. Здесь нужно для начала удалить причину течи, затем очистить колодки. Конечно, они сами очистятся после нескольких циклов торможения. Если «замасливание» сильное, тогда нужно заменить колодки на новые, потому как — поверхность накладок может пропитаться маслом полностью.

По опыту знаю, что в основном это первые четыре причины. Например, на наших ВАЗ, очень часто от времени ржавеет тросик в оболочке, либо его рвет, ну и подтягивать нужно вовремя.

Как снять тормозной барабан

Во время эксплуатации автомобиля изнашиваются как накладки тормозных колодок, так и внутренняя поверхность барабана. В результате этого теряется эффективность торможения. В этом случае необходимо демонтировать барабан и заменить колодки. Работа по демонтажу несложная, но потребует приложения некоторых физических усилий, т.к. детали имеют большой вес.

Для снятия тормозного барабана необходимо произвести следующее:

  • установить машину на ровной поверхности и зафиксировать от возможного перемещения;
  • поддомкратить колесо;
  • отвернуть гайки и снять его;
  • вкрутить 3 болта М10 в отверстия на крышке барабана и отжать его;
  • снять деталь со ступицы.

Необходимо помнить, что ТБ изготовлен из чугуна, поэтому применять для снятия молоток нужно с большой осторожностью.

Как работают?

Схема работы банальна и проста — есть ручка, которая соединена с тросом, который в свою очередь находится в специальной оплетке (то есть трос в ней ходит). Дальше этот тросик зацепляется на специальный регулировочный болт (его можно подтянуть и ослабить), который находится в зацеплении с планкой, по краям которой есть еще два троса, уходящих на два задних колеса. А уже эти тросики (отходящие на колеса), находятся в зацеплении со специальной скобой, именно она разжимает колодки и блокирует барабаны.

То есть простыми словами, когда вы отводите ручку вверх (поднимаете ручник), трос натягивается и натягивает два отдельных троса к колесам. Внутри барабанов разжимаются скобы, которые разводят задние колодки, благодаря чему колеса блокируются.

Смотрим небольшое видео, станет понятнее.

Замена накладок

Тормозные колодки состоят из двух частей: металлического тела и фрикционной накладки. Раньше, лет 40 назад, накладки изготавливались из асбестосодержащего материала, который с помощью заклепок устанавливался на металлическую часть. Моторесурс таких деталей был мал и составлял 40-50 тыс. км. Сегодня применяются новые фрикционные материалы, которые могут пройти без замены 180-200 тыс. км. Поэтому замену тормозных накладок проводить нет смысла, а колодки меняются комплектом.

После снятия барабана для демонтажа элементов необходимо выполнить следующие действия:

  • снять пружину, стягивающую колодки;
  • демонтировать чашки с пружинами, прижимающие детали к защитному кожуху;
  • снять колодки с посадочных мест.

Если принято решение заменить только фрикционные накладки, то к перечисленным действиям необходимо выполнить дополнительно:

  • демонтаж остатков фрикционного материала;
  • зачистку поверхности детали;
  • установку новых накладок;
  • обработку на токарном станке до необходимого размера.

Устанавливаемый материал должен иметь толщину не менее 7 мм, при запасе накладки до головки заклепки 3.5 мм. Зазор между фрикционным материалом и телом колодки допускается не более 0,1 мм. Выполнить такие работы можно без специальных приспособлений на слесарных тисках с соблюдением требуемых размеров и допусков.

Регулировка

В исправных и отрегулированных тормозах зазор между накладкой и внутренней поверхностью барабана не должен превышать 0,4 мм. Это соответствует перемещению штока ТК на 25-40 мм. Если же это значение увеличится до 45 мм и более, то необходима регулировка тормозов. Большинство водителей предпочитают эту работу делать своими руками.

Работы по регулировке предполагают последовательное выполнение следующих действий:

  • постановку оси на домкрат;
  • освобождение червячного винта регулировочного рычага от стопорной пластины;
  • поворот его до начала торможения вращающегося колеса;
  • вращение червяка в обратную сторону на 1/3 оборота, что будет соответствовать ходу штока 25-40 мм.
  • возврат стопора в исходное положение.

Необходимо помнить, что разность хода штока ТК на одной оси не должна быть более 8 мм. Исправные тормозные системы обеспечат безопасное движение и стоянку автомобиля.

Источник

Читайте также:  Педаль тормоза volvo xc90
Оцените статью
Авто Сервис