Катушка для спиннинга тормоз не работает

Содержание
  1. Как настроить фрикцион на катушке
  2. Зачем нужен фрикционный тормоз?
  3. Виды фрикционов для безынерционок
  4. Настройка фрикциона безынерционки «под максимум»
  5. Регулировка под рыбу
  6. Настройка байтраннера
  7. Настройка фрикциона на мультипликаторе
  8. Советы начинающим
  9. Ремонт спиннинговых катушек
  10. Основная маркировка катушек для спиннинга
  11. Что такое передаточное число катушки для спиннинга
  12. Строение безынерционных катушек
  13. Как разобрать
  14. Разборка мультипликаторной инерционной катушки
  15. Разборка ролика лесоукладывателя
  16. Самые популярные проблемы и их ремонт
  17. Обрывы лески под гайкой фрикциона
  18. Механизм катушки клинит под нагрузкой
  19. Отказ стопора обратного хода
  20. Шум внутри катушки
  21. Подача лески спиралью
  22. Неравномерное наматывание лески
  23. Самозатягивание фрикциона
  24. Самосброс дужки лесоукладывателя
  25. Чистка ролика лесоукладывателя
  26. Матчевые катушки — особый вид снасти в спортивной рыбалке
  27. Где отремонтировать?

Как настроить фрикцион на катушке

Успех рыбной ловли зависит не только от мастерства рыболова, но и правильного подбора снастей. Более того: некоторые элементы оснастки нуждаются не только в правильном подборе и монтаже, но и точной регулировке. И сегодня мы поговорим о правилах настройки фрикциона на катушках безынерционного типа и немного затронем мультипликаторы.

К сожалению, не все начинающие рыболовы знают о предназначении фрикционного тормоза, а разумно использовать его могут и вовсе единицы. А между тем, грамотно отрегулированный фрикционный тормоз способен спасти от поломки дорогостоящую снасть и помочь выкачать очень весомый трофей.

Зачем нужен фрикционный тормоз?

Все современные безынерционки и мультипликаторы оснащаются фрикционным тормозом. Этот механизм настраивается под определенную нагрузку. Если таковая нагрузка ложится на снасть, включается фрикцион, обеспечивающий выматывание лески. Стоит воздействию ослабеть, и выматывание лески прекращается.

Правильная регулировка фрикциона обеспечивает:

  • Эффективную подсечку без сверхнагрузок на снасть.
  • Отработку рывков крупных трофеев при вываживании.
  • Сохранность снасти при зацепах.
Читайте также:  Опель вектра сборка передних тормозов

Правильно настроенный фрикцион позволяет оперировать деликатной оснасткой при ловле экземпляров, превышающих границы тестов. Он необходим при отработке зацепов, особенно частых при ловле хищника в крепях. Словом, при правильном подходе вещь очень полезная и нужная.

Виды фрикционов для безынерционок

Вкратце пробежимся по разновидностям фрикционных тормозов:

  • Передний. Фрикционный тормоз этого типа имеет самое простое устройство и применяется преимущественно на скоростных безынерционках. Регулируется он при помощи специального винта, расположенного в передней части катушки. Он встроен в шпулю и отдельной замене не подлежит. К достоинствам этого варианта относятся легкость и относительная дешевизна. К минусам – относительно невысокая надежность и склонность к самозатягиванию. Хороший механизм рассчитан в среднем на шаг в 300 граммов за один щелчок регулировочного винта.
  • Задний. Более надежный, но тяжелый и дорогостоящий вариант, которым оснащают силовые катушки. Он расположен позади катушки, там же вмонтирован и регулятор. Такой фрикцион лучше показывает себя при трофейной ловле благодаря надежности и устойчивости заданных значений, однако регулировка менее точная – в среднем 500 граммов на щелчок.
  • Комбинированный. Это катушки одновременно с передним и задним фрикционом, которые переключаются благодаря байтраннеру. Такие катушки очень надежны и удобны, но, к сожалению, дороги и тяжелы. Их используют преимущественно при пассивной ловле.

Настройка фрикциона безынерционки «под максимум»

Существует масса мнений по поводу использования фрикциона. Одни рыболовы утверждают, что он снижает спортивный накал ловли, предпочитая сражаться даже с крупными трофеями на максимально зажатом механизме. Другие, напротив, настраивают его настолько слабо, что он включается в работу даже при поклевке 200-300-граммовой щучки-травянки.

Что ж, это их точка зрения, имеющая право на жизнь. И универсальных советов тут быть не может: грамотный рыболов оперирует фрикционом избирательно, под себя, да еще и подгоняет его под условия ловли.

Однако если вы еще не обладаете достаточным опытом и чувством снасти, стоит регулировать тормоз «под максимум» в соответствии с заявленной производителем разрывной нагрузкой лески.

Для корректной настройки потребуется груз соответствующей массы. Он должен быть слегка легче, нежели установленная для лески нагрузка на разрыв. Идеальное значение в 70-80% от этой нагрузки (например, для лески с прочностью на разрыв в 7 кг берем груз в 5-6 кг).

Настройка выполняется на полностью снаряженном спиннинге (фидере, донке). Действуем следующим образом:

  • Снаряжаем снасть и крепим груз к леске (либо цепляем за крючок приманки).
  • Располагаем груз на полу на расстоянии нескольких метров от себя. Оптимальна любая ровная поверхность.
  • Затягиваем фрикцион полностью и отпускаем на один щелчок (отпуск даст некоторый запас, необходимый для амортизации).
  • Имитируем подсечку и начинаем подмотку лески (приподнимаем кончик удилища, сохраняя угол примерно в 45 о ). Иногда поднимают груз по вертикали, но нужно быть осторожными, чтобы не повредить снасть – в таком случае на нее приходятся критические нагрузки.
  • Постепенно отпускаем фрикцион, следя за тем, чтобы груз оставался на месте.
  • Как только тормоз сработает (вы услышите звук трещотки, леска начнет выматываться), прекращаем регулировку.

Многие рыболовы настраивают фрикцион непосредственно на водоеме. Такой точности, как в прошлом примере, достичь не удается, зато тормоз можно отрегулировать конкретно под себя.

Для этого достаточно зацепить крючок за ствол дерева, отойти в сторону на несколько метров и действовать, как в предыдущем случае. Однако здесь маркером правильной настройки являются субъективные ощущения рыболова. Как только удилище изогнулось близко к критическому, потихоньку отпускают регулятор до активизации трещотки.

Регулировка под рыбу

Как уже было сказано выше, опытные рыболовы регулируют фрикцион под себя, в зависимости от условий ловли и предполагаемой добычи. Например, сверхдальние мощные забросы с тонкой оснасткой, которые нередки при ловле жереха, лучше выполнять на ослабленном фрикционе – это снижает риск обрыва лески.

Однако нужно понимать, что ослабленный тормоз снижает эффективность подсечки. Леска стравливается, рывок теряет силу, что очень нехорошо при ловле щуки или судака, славящихся твердым небом. Да еще и мощный хищник, почувствовав неладное, может уйти в растительность или коряги. Это значит, что при целевой охоте на этих хищников желательно затягивать тормоз под максимум.

В принципе, этим можно было бы и обойтись, если бы речь шла об экземплярах весом до 1,5-2 килограммов – ничего регулировать не нужно. Но если клюнет более весомый трофей, фрикционом придется поиграть, отпуская и подтягивая его в процессе вываживания по мере утомления рыбы.

С окунем складывается противоположная ситуация. Губы у этой рыбы мягкие, легко пробиваются на подсечке и могут оторваться при агрессивном вываживании. Это значит, что для окуня (равно как язя, голавля, жереха) нужно настраивать фрикцион более мягко. Не слишком сильно затягивают тормоз и при ловле карпа и прочей крупной мирной рыбы на донные снасти.

Настройка байтраннера

Современные силовые катушки иногда оснащают интереснейшей опцией, байтраннером. Спиннингистам этот механизм особо не нужен, ведь он существенно утяжеляет снасть. А вот для любителей донной ловли или троллинга без него придется туговато. Клюнувший солидный экземпляр может попросту утащить снасть с настроенным на вываживание тормозом. Жесткая фиксация удилища тоже не поможет: или леска оборвется, или сломается бланк. Так что или держать снасть руками, или не сводить с нее глаз, все время находясь поблизости.

Байтраннер – это механизм катушек с двумя фрикционами. Передний обычно настраивают на штатный режим вываживания, то есть, более жестко. Рычаг байтраннера отключает передний фрикцион, задействуя задний, настроенный не столь туго.

При поклевке с включенным байтраннером леска отпускается при незначительном усилии, звучит сигнализатор (хоть электронный, хоть колокольчик), рыбак подбегает к снасти. Далее достаточно провернуть рукоять катушки – и включается передний фрикцион, затянутый на подсечку. При вываживании солидных экземпляров можно периодически включать и отключать байтраннер, выкачивая рыбу. Это гораздо проще, чем в экстремальных условиях играть фрикционом.

Настройка фрикциона на мультипликаторе

Мультипликаторные катушки – высокотехнологичные устройства со сложной системой тормозов. Упор делается на настройку основных тормозных механизмов. Фрикцион подгоняется в последнюю очередь.

При ловле в заброс обычно применяют легкие мультипликаторы, которые иногда пренебрежительно именуют мыльницами. Фрикционный тормоз у них представлен крыльчатой звездочкой, одновременно служащей и регулятором. Механизм настраивают обычно под максимальную затяжку (только не сорвите резьбу в усердии), а затем отпускают звездочкой на пару щелчков. Зачастую подстройка осуществляется в процессе ловли.

Можно использовать груз или метод зацепа, описанные выше. Обратите внимание: испытания на практике показывают, что максимально затянутый фрикцион на таких катушках отпускает леску при значительно меньшей нагрузке, чем заявлено производителем. Это так называемая «защита от дурака»: снасть не сломается даже при максимальной нагрузке на затянутом фрикционе – он все равно начнет стравливать леску.

Теперь о мощных троллинговых катушках. Существует две основных разновидности тормозов для таких мультов: Level Drag (с рычагом) и Star Drag (с крыльчатой звездой и рычагом).

Неправильная настройка фрикциона на мультовой катушке для троллинга является одной из самых распространенных причин всевозможных поломок. Браться за эту процедуру желательно в том случае, если вы обладаете хотя бы минимальным опытом в этой сфере. Первое – нужно чувствовать «поведение» тормоза при различных усилиях, второе – понимать, что устройство фрикционов мультов зачастую отличается.

Нужно запомнить, что фрикцион регулируется только на полностью освобожденной шпуле (рычаг занимает нижнее положение). В крайнем верхнем положении рычага фрикцион удерживает шпулю максимально (то есть настолько, насколько вы настроите этот механизм). Некоторые рыболовы выставляют верхнее положение рычага под максимальную нагрузку, но это чревато поломкой снасти, особенно если в запале вываживания оперировать переключением рычага.

Если в механизме имеется крыльчатая звездочка, то нужно высвободить и ее, повернув на себя до упора. Далее нужно отпустить и постепенно подкручивать регулятор, досылая рычаг в промежуточное (рабочее) и верхнее положение, проверяя степень прилагаемых усилий и достигая оптимальных значений. Под рабочим положением подразумевают позицию, которую занимает рычаг при осуществлении троллинга. При осуществлении троллинговой проводки затягивать рычаг под максимум точно не стоит.

Советы начинающим

Надеемся, вы освоили основные правила обращения с фрикционным тормозом, настало время для финальных советов:

  • Собирайте снасть по правилам. Следуйте рекомендациям производителя: подбирайте удилище, катушку и леску в соответствии с тестом приманки. При недостатке опыта и использовании разнородных элементов оснастки никакой фрикцион не спасет леску или удилище от повреждений.
  • Выбирайте брендовые катушки. Безымянный контрафакт или откровенные подделки для более-менее комфортной ловли непригодны. Они неравномерно укладывают леску, легко повреждаются, а фрикцион самопроизвольно зажимается в процессе ловли.
  • Помните о возможности регулировки во время рыбалки. Ориентируйтесь по ситуации: ослабляйте фрикцион при вываживании очень сильных экземпляров, постепенно затягивая его все туже.
  • Не превышайте установленный максимум. Мы рассказали, как правильно затягивать тормоз под тест лески, но не утягивайте его еще туже – это небезопасно для снасти. Кстати говоря, некоторые катушки и вовсе нельзя затянуть наглухо – производитель оставляет резерв для защиты снасти.
  • Оставляйте тормоз на хранение не затянутым. Приехали с рыбалки – приведите снасть в порядок и отпустите фрикцион – так он прослужит дольше.

Желаем вам клевой погоды, хорошего улова и целых снастей, уважаемые коллеги по хобби!

Источник

Ремонт спиннинговых катушек

Во время рыбалки, спиннинги эксплуатируются в тяжёлых условиях, что приводит к их частым поломкам. Ремонт катушек для спиннинга производится либо у профессионалов в мастерской, либо в полевых условиях. Стоимость услуг профессионалов, порой эквивалентна цене новой детали. Самый дешёвый способ — это ремонт своими руками.

Неисправности снастей делают процесс рыбалки некомфортным и раздражающим. Рассмотрим, как производится разборка и ремонт катушки для спиннинга.

Основная маркировка катушек для спиннинга

При выборе снасти, маркировка даёт полную информацию об устройстве. Правильная подборка параметров сулит удачу в рыбном промысле.

Маркировкой безынерционных катушек служат символы и знаки на корпусе устройства. Она содержит информацию о характеристиках и помогает при выборе снасти. Фирмы выработали единые стандарты и стараются их соблюдать.

Основной массив информации располагается на самой детали:

  • размер (указывается цифрами);
  • количество лески для намотки (лесоёмкость);
  • передаточные числа катушки.

Размер шпули может иметь градацию от 1 до 4 тыс. Значение цифры на маркировке, пропорционально величине шпули, мощности и тяжести, а также вместительности для лески.

Показатель лесоёмкости отображается в виде маркировки, к примеру, 180/0,25. В этом случае, на шпулю может поместиться 180 м лески, сечением 0,25 мм.

Что такое передаточное число катушки для спиннинга

Передаточные числа показывают, сколько шпулька повернётся раз, если сделать один оборот рукояткой. Обычно маркировка отображается так: 5.0:1. В этом случае, при одном повороте рукоятки катушка с лесоукладчиком совершит пять оборотов вокруг оси.

На деталь могут наноситься и расширенные параметры, например, есть ли стопор заднего хода. Но эта информация считается второстепенной и существенного воздействия на успех в рыбалке не оказывает.

Строение безынерционных катушек

Устройства безынерционного вида имеют следующие составные части: корпус, привод, тормозной фрикцион, ротор, ножка катушкодержателя, переключатель заднего направления, шток крепления шпули, лесоукладыватель с дужкой, роликом, зубчатое колесо с дужкой.

Как разобрать

Ремонт катушки для спиннинга в домашних условиях осуществляется в следующей последовательности:

  1. отворачивается гайка тормозной системы и шпули;
  2. снимаются шестерни и шайбы, размещённые под шпулей;
  3. демонтируется ручка катушки;
  4. отворачивается гайка зажима в устройстве механизма;
  5. разбирается ротор;
  6. демонтируется лескоукладывательная дужка;
  7. демонтируется механизм защёлки лескоукладывателя;
  8. демонтируется ролик протягивания лески;
  9. отворачивается болт стопорного устройства заднего хода;
  10. демонтируется переключатель;
  11. отворачивается болт заглушки;
  12. демонтируется заглушка;
  13. демонтируется стенка.

Не разобранным остаётся главный механизм, состоящий из пары шестерёнок и бегунка. Его разборка нежелательна без крайней нужды.

Для очистки деталей безынерционной спиннинговой катушки используются влажные ватные диски и тампоны, пресная тёплая вода, лучше дистиллят. Для ликвидации загрязнений в недоступных узлах используются ватные палочки и пинцет.

При ремонте рыболовных катушек и их очистке от грязи, песка, нежелательно применять едкие бытовые чистящие растворы. Замените их на бензин или этиловый спирт.

Независимо от вида снасти, при разборке механизмов, детали и части располагают на чистой поверхности в последовательности демонтажа. Такой метод позволит собрать конструкцию обратно в несколько раз быстрее.

Разборка мультипликаторной инерционной катушки

Перед началом восстановления, спиннинговая катушка разбирается в следующем порядке:

  1. Откручивается контргайка, крепления ручки катушки.
  2. Для извлечения шпули разбирается кожух мультипликатора. С этой целью отворачивается контргайка, поворачивается и снимается «щека» мультипликатора.
  3. Извлекается шпуля из кожуха мультипликатора.
  4. Чтобы достичь главного устройства мультипликатора, снимается узел с оси и прокладки, размещённой под ней.
  5. Снимается крышка на осевом тормозе.
  6. Откручиваются болтовые соединения, фиксирующие крышку главного механизма и снимается крышка.
  7. Разбирается главный механизм. Максимальная по размеру шестерня является основной, в ней расположены фрикционные диски катушки спиннинга.
  8. Снимается декоративная накладка, извлекается направляющее устройство бегунка.
  9. Демонтируется стопор червячного узла, откручивается крышка и достаётся «зуб», затем извлекается «червяк».

После полной разборки изделие промывается, проводится диагностика неисправностей катушки и осуществляется её ремонт. Для профилактики неисправностей в работе катушки проводят определённые процедуры.

Периодически необходимо чистить устройство от грязи и пыли, протирать борт шпули для удаления наслоений. Они приводят к износу шнура и деформации бортика при вращении ручки катушки. Но самое главное в самостоятельной профилактике неисправностей детали — вовремя отремонтированный ролик лесоукладывателя.

Причины и периодичность профилактики роликов могут быть разными. Это зависит от индивидуальных особенностей конструкции. Узел ролика скольжения необходимо обслуживать один раз от 10 до 20 ч. наработки устройства, то есть, через каждые три—четыре рыбных ловли. Ролик на базе шарикоподшипника обслуживается с периодичностью от 40 до 50 ч. Такая высокая частота вызвана значительной скоростью вращения и постоянным контактом со шнуром.

Под ролик в процессе эксплуатации, посредством движущегося шнура, постоянно попадают вода, взвесь песка, водоросли. Выступая в качестве абразива, данные вещества преждевременно изнашивают узел, приводят к «пропилу» ролика, обрыву шнура и потерям трофеев и приманок.

Разборка ролика лесоукладывателя

Демонтаж потребует следующие инструменты:

  1. пинцет;
  2. карандаш;
  3. крестовая отвёртка;
  4. упаковка бумажных салфеток;
  5. набор ватных палочек;
  6. пузырёк с жидким маслом;
  7. банка с уайт-спиритом.

Не применяйте смазку сомнительного состава и происхождения. Популярный вариант — гидравлическое веретённое масло.

Перед разборкой ролика лесоукладывателя, зарисуйте или сфотографируйте его положение в узле. Во время всего процесса разборки следует проводить поэтапную фотофиксацию. Сборку катушки спиннинга осуществляют в противоположной последовательности. Как починить катушку для спиннинга, определяют после диагностики проблемы.

Самые популярные проблемы и их ремонт

Ремонт спиннинговой катушки может потребоваться из-за неаккуратного обращения на азартной рыбалке. Самые популярные проблемы и их последствия возникают от контакта спиннинговой катушки с водой, небрежного бросания на песок или землю. Проблема может возникать также из-за заводского брака либо по вине самого рыбака. Внимательно следите за шайбой и втулкой ролика лесоукладывателя.

Обрывы лески под гайкой фрикциона

В конструкциях с размещённым впереди фрикционом, фиксирующая гайка поднята на 1—2 мм над краем шпули. Когда леска наматывается, то зачастую цепляется за гайку и западает под край шпули, что приводит к запутыванию и обрыву.

Для решения проблемы, необходимо разобрать катушку с леской шпули, открутить гайку с шайбочками тормозного фрикциона и заменить прокладку из фетра на аналогичную из тонкого пластика.

Механизм катушки клинит под нагрузкой

Если при намотке лески, внутри устройства начинают звучать постукивания, периодически заедает и заклинивает под незначительными нагрузками, это свидетельствует о выходе из строя механизма шестерён передач. В таких случаях требуется замена ведомых и ведущих шестерён.

Отказ стопора обратного хода

Признаком износа является лёгкое вращение рукоятки устройства в обоих направлениях при включённой блокировке. Это связано с налипанием загрязнений или загустением смазочного состава. В такой ситуации следует произвести откручивание болта стопора обратного хода, демонтировать муфту, произвести очищение и смазывание.

Шум внутри катушки

При скрипе, скрежете катушки спиннинга, следует немедленно приостановить рыбалку. Шумы могут появиться из-за попадания грязи, порчи подшипников либо прочих узлов. Такая проблема требует разборки механизма, очистки, смазки или установки запасных частей.

Подача лески спиралью

Иногда, в процессе забрасывания приманки, происходит схождение лески спиралью. Этот дефект возникает из-за загрязнения ролика лесоукладывателя. Решением проблемы является разборка и смазка узла механизма.

Неравномерное наматывание лески

Изредка проявляется дефект неравномерной, конусообразной передней либо задней намотки лески на шпулю. В первом случае, снимается шайба с основного вала детали. А при намотке конусом вверх, напротив, добавляется дополнительная шайба.

Самозатягивание фрикциона

Во время протравливания лески иногда происходит обрыв, связанный с самозатягиванием фрикциона. Такое бывает у дешёвых некачественных деталей и проблема не устранима.

Самосброс дужки лесоукладывателя

Распространённый дефект — самопроизвольный сброс лесоукладывательной дужки в режим подмотки лески. В таком случае затяните потуже винты крепления дужки. Если дужка самосбрасывается, попытайтесь повысить жёсткость пружины, расположенной под крышкой. Для этого установите на стержень прокладку либо поставьте пружину с большей жёсткостью.

Чистка ролика лесоукладывателя

На первом этапе откручивается винт крепления. Разбирается устройство, с учётом наличия шайбы в щёчке ролика. После снятия шайбы, разбирается механизм. Тщательно осмотрев детали, промойте их в растворителе, размещённом в ёмкости от 50 до 70 граммов. Не следует промывать шариковый подшипник, так как смоется его смазка и он быстро придёт в негодность.

После промывки деталей тщательно удалите остатки загрязнений и насухо протрите бумажными салфетками.

При монтаже добавляйте по одной капле масла на узел. Избыток смазки нежелателен, так как под действием центробежных сил она может попасть на леску или шнур испортить их.

По установке ролика на шток проверьте лёгкость вращения. Для этого ребром сложенной салфетки проведите по краю ролика. Он должен легко провернуться.

При монтаже второй втулки необходимо нанести полкапли смазки на подшипник. Плечо со штоком сопоставляют и соединяются винтом с тугим закручиванием, но без перетяжки. Винт недопустимо обрабатывать фиксатором резьбы, так как при дальнейшей профилактике открутить его будет невозможно.

  • Завершив сборку, окончательно проверьте работу ролика. Для этого проведите по нему краем бумажной салфетки. Ролик должен вращаться легко и непринуждённо.

Матчевые катушки — особый вид снасти в спортивной рыбалке

Матчевая ловля предназначена для заброса наживки на значительные расстояния. Поэтому снасти и оснастка имеют особые характеристики. Главная снасть, предназначенная для действия на большой дистанции, отличается геометрией. Конструкция шпули имеет больший диаметр — от 40 до 46 мм. Шпуля при этом неглубокая, для её заполнения используется тонкая леска. Высота бортика не превышает 2 мм.

Дополнительное отличие — наличие заднего фрикциона. Тормоз такого типа можно точно настроить. Конструкция позволяет выуживать даже большую рыбу с помощью тонкой лески. Сила затяжки регулируется.

Передаточное соотношение также отличается от обычной конструкции, оно составляет соотношение 5,7:1.

Где отремонтировать?

Большинство поломок легко устраняются в полевых или домашних условиях, своими руками. Трудноустранимые поломки ликвидируются в условиях специализированных мастерских. В случае появления малейших неисправностей или подозрительных шумов в катушке спиннинга, необходимо немедленно приостановить эксплуатацию устройства и сразу приступить к ликвидации проблемы. Продолжение работы с неисправным устройством может привести к окончательной поломке или дорогостоящему ремонту.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис