Лифт с приводом трения

Лифт с приводом трения

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛИФТЫ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К УСТРОЙСТВУ И УСТАНОВКЕ. ЛИФТЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ГРУЗОВ

Lifts. General safety requirements for the construction and installation. Lifts for the transportation of goods

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством «Российское лифтовое объединение», Публичным акционерным обществом «Карачаровский механический завод»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 «Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов»

4 Взамен ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) в части общих требований безопасности к устройству и установке лифтов для транспортирования грузов без сопровождения людьми

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2017 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности к конструкции и установке в зданиях и сооружениях лифтов, предназначенных для транспортирования грузов без сопровождения людьми.

Настоящий стандарт разработан на основе ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке», в который требования к грузовым лифтам и малым грузовым лифтам были включены дополнительно для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации.

Настоящий стандарт конкретизирует требования безопасности к устройству и установке грузовых лифтов, предназначенных для транспортирования грузов без сопровождения людьми.

С этой целью в стандарт не включены или откорректированы положения ГОСТ Р 53780-2010, которые связаны с обеспечением безопасности при транспортировании людей или людей и грузов в кабине лифта.

Стандарт заменяет ГОСТ Р 53780-2010 в части общих требований безопасности к устройству и установке грузовых лифтов, предназначенных для транспортирования грузов без сопровождения людьми.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности к конструкции и установке в зданиях, сооружениях электрических лифтов с приводом трения, приводом с барабаном или звездочкой и гидравлических лифтов, предназначенных для транспортирования грузов без сопровождения людьми.

1.2 В тех же случаях, когда лифты предназначены для работы в специальных условиях (взрывоопасной среде, особых климатических условиях, при сейсмическом воздействии, транспортировании опасных грузов и т.д.), в дополнение к требованиям настоящего стандарта должны быть выполнены специальные требования, обеспечивающие безопасность. Требования к условиям работы лифтов определяют при заключении договора на поставку лифта.

1.3 Настоящий стандарт не распространяется на:

— лифты с приводом, отличающимся от указанных в 1.1;

— гидравлические лифты со скоростью более 1,0 м/с;

— лифты, устанавливаемые и используемые:

1) в шахтах горной и угольной промышленности,

2) на судах и иных плавучих средствах,

3) на платформах для разведки и бурения на море,

4) на самолетах и летательных аппаратах;

— установку лифтов в существующие здания, где размеры и другие особенности строительной части не позволяют обеспечить выполнение требований настоящего стандарта.

1.4 Настоящий стандарт допускается использовать при оценке соответствия лифтов и устройств безопасности лифтов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 53387 Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры. Методология анализа риска

ГОСТ Р 53781 Лифты. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений при сертификации лифтов. Правила отбора образцов

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по Техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:

безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации: Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

3.2 блокировка кабины: Фиксация и удержание в неподвижном положении кабины с помощью механических средств.

3.3 блочное помещение: Специальное помещение для размещения отводных блоков.

3.4 гидравлический лифт непрямого действия: Гидравлический лифт, у которого плунжер или цилиндр соединен с кабиной или с каркасом кабины с помощью тяговых элементов.

3.5 гидравлический лифт прямого действия: Гидравлический лифт, у которого плунжер или цилиндр непосредственно соединен с кабиной или ее каркасом.

3.6 обратный гидроклапан: Клапан, который пропускает жидкость только в одном направлении.

3.7 номинальная грузоподъемность: Масса груза, на перевозку которого рассчитан лифт.

3.8 давление при полной нагрузке: Статическое давление, возникающее в трубопроводе, непосредственно присоединенном к гидроцилиндру, при неподвижной кабине с номинальным грузом, находящимся на уровне верхней посадочной площадки.

3.9 дроссель: Клапан, в котором вход и выход соединены посредством канала установленного сечения.

3.10 «запорный» клапан: Управляемый вручную двухходовой клапан, который пропускает или перекрывает поток жидкости.

3.11 зона отпирания дверей шахты: Зона шахты, располагающаяся выше и ниже этажной площадки, при нахождении в которой кабина соответствующими своими элементами может отпереть автоматический замок дверей шахты.

3.12 клапан движения вниз: Электрический управляемый клапан в гидравлической схеме для контроля опускания кабины.

3.13 лебедка: Электромеханическое устройство с электродвигателем, предназначенное для создания тяговой силы, обеспечивающей движение кабины лифта.

3.14 барабанная лебедка: Лебедка, у которой тяговая сила создается за счет жесткого крепления тяговых элементов к барабану и их трения с барабаном.

3.15 лебедка со шкивом или барабаном трения: Лебедка, у которой тяговая сила создается за счет трения тяговых элементов со шкивом или барабаном.

3.16 лебедка со звездочкой: Лебедка, у которой тяговая сила создается за счет зацепления звездочки с тяговой цепью.

3.17 электрический лифт: Лифт с электроприводом.

3.18 гидравлический лифт: Лифт, в котором подъемная сила создается насосом с электроприводом, передающим гидравлическую жидкость в гидроцилиндр, действующий непосредственно или косвенно на кабину.

3.19 грузовой лифт: Лифт, предназначенный только для подъема и спуска грузов при наружном управлении.

3.20 грузовой малый лифт: Лифт, предназначенный только для подъема и спуска грузов, у которого размеры кабины и дверей шахты предотвращают свободный доступ в нее человека.

3.21 ловители плавного торможения: Ловители, содержащие упругий элемент (пружину и т.п.), деформация которого определяет силу, передаваемую на тормозной элемент (клин, колодку и т.д.).

3.22 ловители резкого торможения: Ловители, не содержащие упругого элемента.

3.23 машинное помещение: Специальное помещение для размещения одного или нескольких приводов лифта и/или связанного с ним оборудования.

3.24 многослойное стекло: Пакет из двух и более слоев стекла, скрепленных посредством пленки.

3.25 монтажный чертеж: Чертеж, согласно которому устанавливают и монтируют оборудование лифта.

3.26 наружное управление: Вид управления, при котором команда управления на пуск лифта в режиме нормальной работы подается только с этажных площадок.

3.27 назначенный срок службы лифта: Календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация лифта должна быть прекращена независимо от его технического состояния.

3.28 недопустимое использование лифта: Использование лифта не по назначению.

3.29 общие требования безопасности: Требования безопасности, выполнение которых обеспечивает устранение или уменьшение до приемлемого уровня рисков при эксплуатации лифта в обычных условиях.

3.30 односторонний дроссель: Клапан, который пропускает жидкость в одном направлении и ограничивает его в другом направлении.

3.31 перепускной (предохранительный) клапан: Клапан, предотвращающий превышение установленного давления в гидравлической системе.

3.32 полезная площадь кабины: Площадь кабины, измеренная на высоте 1 м от уровня пола кабины без учета поручней.

3.33 привод гидравлического лифта: Агрегат, приводящий в движение и останавливающий лифт, содержащий насос, двигатель и управляющие клапаны.

3.34 приямок: Часть шахты лифта, расположенная ниже уровня нижней этажной (погрузочной) площадки.

3.35 разрывной клапан: Клапан, автоматически перекрывающий или ограничивающий поток жидкости при снижении давления, вызванного увеличенным, относительно ранее установленного количества, расходом жидкости.

3.36 режим «ревизия»: Режим управления движением кабины персоналом, находящимся на крыше кабины.

3.37 режим «нормальная работа»: Режим, при котором управление осуществляется пользователем.

3.38 режим «управление из машинного помещения»: Режим управления движением кабины персоналом, находящимся в машинном помещении.

3.39 номинальная скорость: Скорость движения кабины, на которую рассчитан лифт.

3.40 специальные требования безопасности: Требования безопасности, дополняющие общие требования безопасности, выполнение которых обеспечивает устранение или уменьшение до приемлемого уровня рисков при эксплуатации лифта в условиях, отличающихся от обычных условий (пожар, вандализм, сейсмические воздействия и т.д.).

3.41 точность остановки кабины (точность остановки): Расстояние по вертикали между уровнем порога дверей кабины и уровнем порога дверей шахты после автоматической остановки кабины.

3.42 тротуарные лифты: Грузоподъемное устройство, платформа которого выходит из шахты через люк, расположенный в ее верхней части.

3.43 упор: Механическое устройство для фиксации кабины и удержания ее в стационарном положении.

Источник

Лифт с приводом трения

ГОСТ 33984.1-2016
(EN 81-20:2014)

Общие требования безопасности к устройству и установке

ЛИФТЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ЛЮДЕЙ ИЛИ ЛЮДЕЙ И ГРУЗОВ

Lifts. General safety requirements for the construction and installation. Lifts for the transport of persons and persons and goods

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

1 ПОДГОТОВЛЕН Ассоциацией «Российское лифтовое объединение» на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 марта 2017 г. 163-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33984.1-2016 (EN 81-20:2014) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2018 г.*

* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 марта 2017 г. N 163-ст ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН 81-1:1998, ЕН 81-2:1998) в части общих требований безопасности к устройству и установке лифтов для транспортирования людей или людей и грузов отменен с 15 февраля 2020 г.

5 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к европейскому стандарту EN 81-20:2014 «Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Лифты для транспортирования людей и грузов. Часть 20. Пассажирские и грузопассажирские лифты» («Safety rules for the construction and installation of lifts — Lifts for the transport of persons and goods — Part 20: Passenger and goods passenger lifts», MOD) в части общих требований безопасности к устройству и установке лифтов для транспортирования людей или людей и грузов.

Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

Дополнительные положения и требования, включенные в текст настоящего стандарта для учета потребностей национальной экономики указанных выше государств и/или особенностей межгосударственной стандартизации, выделены курсивом .

В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделах «Введение», 2 «Нормативные ссылки», 3 «Термины и определения», 5 «Требования безопасности и/или защитные меры» выделены курсивом, остальные по тексту документа приводятся обычным шрифтом. — Примечания изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного европейского стандарта приведено в дополнительном приложении ДА

7 ИЗДАНИЕ (февраль 2019 г.) с Поправкой (ИУС 8-2018)

8 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 7, 2019 год; поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2019 год; поправка, опубликованная в ИУС N 11, 2019 год

Поправки внесены изготовителем базы данных

Введение

Настоящий стандарт разработан с учетом положений межгосударственных стандартов ГОСТ 1.3-2014 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов» и ГОСТ 1.5-2001 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению».

Разработка настоящего стандарта на основе применения европейского стандарта ЕН 81-20:2014 «Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов — Часть 20: Пассажирские и грузопассажирские лифты» («Safety rules for the construction and installation of lifts — Lifts for the transport of persons and goods — Part 20: Passenger and goods passenger lifts») имеет целью содействовать устранению технических барьеров в международной торговле, в том числе между государствами — участниками Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации стран Содружества Независимых Государств.

С целью обеспечения соответствия структуры настоящего стандарта структуре европейского стандарта EN 81-20:2014 в настоящем стандарте в максимально возможной степени сохранена нумерация структурных элементов европейского стандарта EN 81-20:2014.

Принятый за основу европейский стандарт EN 81-20:2014 содержит современные требования безопасности к устройству и установке пассажирских и грузопассажирских лифтов, отражающие передовой международный опыт.

Настоящий стандарт является нормативной базой для нового поколения лифтов, учитывающих достижения мирового лифтостроения в совершенствовании конструкций и технологии.

Настоящий стандарт разработан при участии:

— ОАО «Мослифт» (А.А.Рожков — подраздел 5.2);

— ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» (С.В.Павлов — подразделы 5.3 и 5.4);

— ОАО «Карачаровский механический завод» (М.А.Цимбаревич — подразделы 5.5, 5.7 и 5.9);

— ОАО «МОС ОТИС» (В.В.Комаров — подразделы 5.10, 5.11 и 5.12);

— НТЦ «Промбезопасность» (В.В.Котельников — подразделы 5.6 и 5.8);

— ООО Инженерный центр «НЕТЭЭЛ» (В.Н.Абрамов, Е.И.Боксер).

0.1.1 Целью настоящего стандарта является определение требований безопасности к конструкции и установке пассажирских и грузопассажирских лифтов (грузовых лифтов, предназначенных в основном для транспортирования грузов, сопровождаемых людьми) в зданиях и сооружениях, направленных на защиту людей и объектов от рисков в период использования по назначению, технического обслуживания и аварийных ситуаций.

0.1.2 При разработке стандарта были учтены опасности и опасные ситуации, перечисление которых приведено в разделе 4.

0.1.2.1 Настоящий стандарт устанавливает требования по обеспечению безопасности:

a) пользователей лифтами, персонала, осуществляющего техническое обслуживание, осмотр, оценку соответствия, обследование лифтов;

b) лиц, находящихся в непосредственной близости к шахте, машинному или блочному помещениям (при их наличии).

0.1.2.2 Настоящий стандарт устанавливает требования по предотвращению причинения вреда:

c) зданию, в котором установлен лифт.

Требования пожарной безопасности, вандалозащищенности и доступности лифтов для инвалидов и других маломобильных групп населения установлены в других стандартах.

0.1.3 В тех случаях, когда вес, размер и/или форма узлов, сборочных единиц и оборудования, входящих в состав лифта, не позволяет обеспечить их перемещение вручную, они должны быть спроектированы и изготовлены таким образом, чтобы обеспечивалась возможность их перемещения при помощи грузоподъемных средств.

При разработке настоящего стандарта были применены следующие принципы:

0.2.1 Настоящий стандарт не повторяет общетехнические правила, относящиеся к электрическому, механическому оборудованию и строительным конструкциям.

Требования стандарта относятся к специфике конструкции и применения лифтового оборудования.

0.2.2 Настоящий стандарт устанавливает требования к строительной части лифтов. Выполнение этих требований не относится к области ответственности лифтовых организаций.

0.2.3 Требования настоящего стандарта к применяемым материалам и оборудованию лифтов ограничены задачей обеспечения безопасности лифтов.

0.2.4 Расчетная масса человека в стандарте принята равной 75 кг.

0.3.1 При заключении договора на поставку лифта заказчик и поставщик согласовывают:

a) назначение и предполагаемое использование лифта;

b) размеры и массу средств, планируемых к использованию для загрузки/разгрузки грузов грузопассажирских лифтов;

c) условия окружающей среды (температура, влажность и т.п.);

d) особенности установки лифта в здание, включая условия монтажа.

0.3.2 Требования к лифтовому оборудованию разработаны на основе анализа рисков и основаны на следующем:

a) применены современные методы расчета и конструирования;

b) изготовлены из материалов требуемой прочности и надлежащего качества;

d) не содержат опасных материалов (например, асбеста).

0.3.3 Лифтовое оборудование обеспечено регулярным техническим обслуживанием, ремонтом, оценкой соответствия и сохраняет нормируемые размеры в ходе эксплуатации.

0.3.4 Применяемое лифтовое оборудование обеспечивает безопасную работу лифта при прогнозируемых условиях эксплуатации, включая влияние окружающей среды.

0.3.5 Конструкция несущих элементов лифта обеспечивает безопасную работу лифта в нормальном режиме при нагрузках от 0% до 100% номинальной грузоподъемности лифта плюс допускаемая расчетная перегрузка (п.5.12.1.2).

0.3.6 Требования настоящего стандарта к электрическим устройствам безопасности и к устройствам безопасности, подлежащим сертификации, такие, что их отказ при выполнении требований настоящего стандарта считается маловероятным и не учитывается.

0.3.7 Пользователи защищены от возможных рисков при соблюдении ими правил пользования лифтом.

0.3.8 Если при проведении работ по техническому обслуживанию лифта устройство безопасности, обычно недоступное для пользователей, переводится в нерабочее состояние (нейтрализация), должны быть приняты компенсирующие меры безопасности для обслуживающего персонала.

Обслуживающий персонал должен иметь требуемую квалификацию и выполнять работы в соответствии с инструкцией изготовителя.

0.3.9 Статическая нагрузка на элементы конструкции лифта, создаваемая человеком, принимается:

Источник

Читайте также:  Стиральная машина с прямым приводом или инверторным двигателем что лучше
Оцените статью
Авто Сервис