- Объявления
- Блокировка разъединителей
- Сообщений 10
- 1 Тема от Леонид Глыбин 2018-01-19 10:35:42
- Тема: Блокировка разъединителей
- 2 Ответ от nkulesh 2018-01-19 11:06:54
- Re: Блокировка разъединителей
- 3 Ответ от karghsi 2018-01-19 11:16:31
- Re: Блокировка разъединителей
- 4 Ответ от Леонид Глыбин 2018-01-19 14:50:26 (2018-01-19 14:50:53 отредактировано Леонид Глыбин)
- Re: Блокировка разъединителей
- 5 Ответ от aignashev 2018-01-19 20:38:46
- Re: Блокировка разъединителей
- 6 Ответ от Леонид Глыбин 2018-01-22 08:52:17
- Re: Блокировка разъединителей
- 7 Ответ от nkulesh 2018-01-22 09:23:54
- Re: Блокировка разъединителей
- 8 Ответ от doro 2018-01-22 12:51:21 (2018-01-22 19:45:02 отредактировано doro)
- Re: Блокировка разъединителей
- 9 Ответ от aignashev 2018-01-22 21:09:09
- Re: Блокировка разъединителей
- Блокировка выключателей и разъединителей
Объявления
Если вы интересуетесь релейной защитой и реле, то подписывайтесь на мой канал
Блокировка разъединителей
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Сообщений 10
1 Тема от Леонид Глыбин 2018-01-19 10:35:42
- Леонид Глыбин
- Пользователь
- Неактивен
- Откуда: Чебоксары
- Зарегистрирован: 2013-07-05
- Сообщений: 55
- Репутация : [ 0 | 0 ]
Тема: Блокировка разъединителей
Существуют следующие виды блокировок:
— механическая;
— электромеханическая;
— электромагнитная;
— логическая (цифровая).
Сейчас изучаю проект.
Нетиповая схема (110/10), близкая к 110-8 (шестиугольник):
http://rzia.ru/uploads/6030/thumbnail/5AB9xbzTvCJDKUqndwfm.jpg
Реализованы ЭМБ: отдельно по 110, отдельно по 10. Внешний вид по 10:
http://rzia.ru/uploads/6030/thumbnail/CiHsjo8M56Pla_4GpIXx.jpg
Также реализован ОБР с помощью терминала ТОР 300 ОБР 591, который:
— принимает РПО, РПВ коммутационных аппаратов (КА), изображенных на рисунке 1;
— выдаёт сигналы деблокирования, включения и отключения КА.
Вопросы:
1. Реализуемая ОБР через терминал к какому виду блокировки относится?
2. Обязательно выполнять и ЭМБ и ОБР через терминал? Как определяется необходимость того или иного вида блокировки. Если дополнительно приведёте выкладку из стандарта — буду бесконечно благодарен.
2 Ответ от nkulesh 2018-01-19 11:06:54
- nkulesh
- пенсионер
- Неактивен
- Откуда: Зея
- Зарегистрирован: 2011-01-12
- Сообщений: 1,458
- Репутация : [ 5 | 0 ]
Re: Блокировка разъединителей
Трансформатор — одно присоединение. Как можно выполнить блокировку отдельно? Чтобы включить ЗН в сторону тр-ра, нужно знать положение всех ТР, в том числе и на стороне ВН.
3 Ответ от karghsi 2018-01-19 11:16:31
- karghsi
- Пользователь
- Неактивен
- Зарегистрирован: 2011-03-22
- Сообщений: 1
- Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Блокировка разъединителей
Блокировка выполненная на МП терминале управляет КА (выключатели, разъединители, ЗН) имеющих электромагнитные и электрические блокировки.
4 Ответ от Леонид Глыбин 2018-01-19 14:50:26 (2018-01-19 14:50:53 отредактировано Леонид Глыбин)
- Леонид Глыбин
- Пользователь
- Неактивен
- Откуда: Чебоксары
- Зарегистрирован: 2013-07-05
- Сообщений: 55
- Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Блокировка разъединителей
Трансформатор — одно присоединение. Как можно выполнить блокировку отдельно? Чтобы включить ЗН в сторону тр-ра, нужно знать положение всех ТР, в том числе и на стороне ВН.
Ни в коем случае не отдельно. В данном примере в схеме ЭМБ 10 кВ используются БК выключателя по высокой стороне.
Но цепочки электромагнитной блокировки по 110 и 10 насколько я знаю всегда делят по питанию. Это имелось в виду. Предположу, что это регламентируется. Не уточните?
Блокировка выполненная на МП терминале управляет КА (выключатели, разъединители, ЗН) имеющих электромагнитные и электрические блокировки.
Что подразумеваете под электрической блокировкой?
Повторюсь, есть :
— механическая (до 220 кВ);
— электромеханическая (выше 220 кВ);
— электромагнитная;
— логическая (цифровая) (ПС нового поколения).
Правильно ли я понимаю:
Реализация ОБР через терминал — та жа самая ЭМБ.
Через терминал — более дорогого исполнения, но зато легче в обслуживании и выявлении неисправностей.
Не понятно только одно — почему в проекте было реализовано и классическая ЭМБ и ЭМБ через терминал? Достаточно ведь было реализовать лишь одного из этого?
5 Ответ от aignashev 2018-01-19 20:38:46
- aignashev
- Пользователь
- Неактивен
- Откуда: Москва
- Зарегистрирован: 2011-09-03
- Сообщений: 60
- Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Блокировка разъединителей
Откуда эта градация?
— механическая (до 220 кВ);
— электромеханическая (выше 220 кВ);
— электромагнитная;
— логическая (цифровая) (ПС нового поколения).
И почему логическая относится к ПС нового поколения не понятно.
Логику можно в любой момент поменять, т.к. она хранится в виде логических формул в терминале или контроллере.
Сигнал может идти по цифре и сухим контактом. От этого логика в общем не меняется.
6 Ответ от Леонид Глыбин 2018-01-22 08:52:17
- Леонид Глыбин
- Пользователь
- Неактивен
- Откуда: Чебоксары
- Зарегистрирован: 2013-07-05
- Сообщений: 55
- Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Блокировка разъединителей
Откуда эта градация?
— механическая (до 220 кВ);
— электромеханическая (выше 220 кВ);
— электромагнитная;
— логическая (цифровая) (ПС нового поколения).
И почему логическая относится к ПС нового поколения не понятно.
Логику можно в любой момент поменять, т.к. она хранится в виде логических формул в терминале или контроллере.
Сигнал может идти по цифре и сухим контактом. От этого логика в общем не меняется.
Касательно терминов. Взяты из:
— ФСК. Распоряжение №236р. Думаю данного документа достаточно, но всё же дополнительно:
— РД 34.35.512.
ФСК. Распоряжение №236р:
3.1. На ПС ЕНЭС нового поколения применяется программная (логическая)
блокировка, реализуемая в контроллерах присоединений в составе АСУ ТП с
использованием блокировочных элементов приводов с соблюдением следующих
условий: .
7 Ответ от nkulesh 2018-01-22 09:23:54
- nkulesh
- пенсионер
- Неактивен
- Откуда: Зея
- Зарегистрирован: 2011-01-12
- Сообщений: 1,458
- Репутация : [ 5 | 0 ]
Re: Блокировка разъединителей
Вообще-то любая блокировка — логическая 🙂 И логика эта очень проста — не допустить операции включения разъединителя, после чего возможна подача напряжения на заземленную часть схемы (электроустановки), или операции включения ЗН (заземления) части схемы, которая не отделена отключенными разъединителями от находящейся под рабочим напряжением схемы. Все остальное — более или менее необходимые детали.
Механическая блокировка актуальна сегодня только как часть конструкции разъединителя с ЗН на его же раме. Т.е. это блокировка, не позволяющая механически включить ЗН при включенном положении главных ножей, и наоборот, включить главные ножи при включенных ЗН. Понятно, что такая блокировка ограничена одним устройством.
Электрическая блокировка возможна там, где разъединители и ЗН имеют электрические приводы или приводы с электрическим управлением. Управление такими аппаратами ведется так или иначе дистанционно: с выносных пультов или шкафов управления, или от устройств дистанционного управления (терминалов управления), это не так и важно. Логика блокировки может быть реализована схемно, когда релейно-контактная группа подает в конце концов напряжение питания на реле разрешения операции (реле блокировки), и возможно управление приводом от кнопки, ключа или от реле «Включить» или «Отключить».
Электромагнитная блокировка с ключами и замками это, как известно, сочетание электрической блокировки и механической. На каждом аппарате электромагнитный замок механически блокирует операцию, в случае, если логика операцию разрешает собирается цепь катушки замка ЭМБ. Вставляете ключ — соленоид деблокирует привод, операцию можно выполнять.в принципе, такую цепь может создавать и контроллер, но как-то в последние годы не встречались аппараты с ручным приводом.
Схема блокировки с контроллерами самая экономная по кабельным связям и простая. В ней вполне возможно выполнить достоверизацию положения аппарата (либо включен, либо отключен).
Да, практически всегда проектировщики не предусматривают блокировку (электрическую) в пределах одного разъединителя, т.е. блокировку включения ЗН при включенных главных ножах и наоборот, включения разъединителя при включенных ЗН. Вероятно, они полагаются на механическую блокировку (конструктивную). Однако моторный привод более или менее легко это блокировку ломает, либо срезает зубья в редукторе привода, ну, тут кто кого. Поэтому при наладке приходится это исправлять, и всегда выполнять такую электрическую блокировку, иначе оборудование повреждается еще до ввода в работу.
Думаю, что руководствоваться нужно Нормами ТП ПС, инструкцией по переключениям и ПУЭ. Поищите сами конкретный текст, я сейчас с планшета пишу, книжек нет под рукой.
8 Ответ от doro 2018-01-22 12:51:21 (2018-01-22 19:45:02 отредактировано doro)
- doro
- свободный художник
- Неактивен
- Откуда: г. Краснодар
- Зарегистрирован: 2011-01-08
- Сообщений: 9,566
Re: Блокировка разъединителей
Есть еще блокировка «думай головой». Это — вопрос больше диспетчеров. На одном конце линии еще включен ЗН, на другом собирается схема ЛР. В принципе, можно организовать блокировку посредством телеуправления или чего-то подобного, но нам пока так не жить (по крайней мере, на большинстве объектов).
Собственно, как-то упоминал о случае вывода из работы ЭМБ на переводимом на ОВ присоединении с включением ЗН. Ну деблокировали принудительно в нарушение регламента, ну обо***лись. Пытались еще наврать, что причина отключения линии — внешний фактор за забором.
9 Ответ от aignashev 2018-01-22 21:09:09
- aignashev
- Пользователь
- Неактивен
- Откуда: Москва
- Зарегистрирован: 2011-09-03
- Сообщений: 60
- Репутация : [ 0 | 0 ]
Re: Блокировка разъединителей
Касательно терминов. Взяты из:
— ФСК. Распоряжение №236р. Думаю данного документа достаточно, но всё же дополнительно:
— РД 34.35.512.
ФСК. Распоряжение №236р:
3.1. На ПС ЕНЭС нового поколения применяется программная (логическая)
блокировка, реализуемая в контроллерах присоединений в составе АСУ ТП с
использованием блокировочных элементов приводов с соблюдением следующих
условий: .
меня смутила формулировка — логическая (цифровая) (ПС нового поколения).
На новых подстанциях какая-угодно логика может быть, 236р только требует применять на новых подстанциях ОБР на цифровой логике.
Этим подстанциям «нового поколения» уже почти 8 лет. И то, что было тогда и сейчас это разные новые поколения.
В 236р имеется в виду стандартная цифровая логика на терминалах, контроллерах ТМ или АСУТП.
Ее основное отличие — сигнал попадает сначала в систему АСУТП через модули УСО (или непосредственно в терминал), а далее, согласно алгоритмам, производится выдача сигнала разрешения конкретному приводу тоже через УСО. Логику можно многократно усложнять доводя до невероятно сложной с использованием сигналов измерений и положения КА с других подстанций. Или например, ловить сигналу удаленного управления с модулей релейного вывода системы АСУТП, а затем подавать сигнал разрешения непосредственно на КА. Можно для включения и отключения использовать разные логические цепи или в зависимости от положения ключа местное\дистанционное.
Какие сами привода, моторные или ручные — не имеет значения. Цифровую логику можно применять везде. Различие в нюансах.
Механическая логика обычно страхуется цифровой, т.к., действительно, привод можно легко «свернуть» усилием двигателя.
Источник
Блокировка выключателей и разъединителей
Ошибочные операции с разъединителями и отделителями, разъемными контактами выкатных тележек КРУ, стационарными заземлителями (под термином «стационарные заземлители» понимаются заземляющие ножи разьединителя) приводят к авариям и несчастным случаям с персоналом, принимавшим участие в переключениях.
На основании многолетнего опыта эксплуатации было установлено, что ни знания оперативным персоналом производственных инструкций, ни предупреждающие плакаты и надписи, ни различного рода сигнальные устройства не являются достаточной гарантией против ошибок, допускаемых при переключениях. Для предотвращения неправильных операций в РУ применяют блокирующие устройства между выключателями и разъединителями и между разъединителями и стационарными заземлителями. Блокировка обеспечивает выполнение операций данным аппаратом в зависимости от положения других.
Блокировка выключателей с разъединителями контролирует действия персонала с коммутационными аппаратами, разрешая выполнение операций в определенной последовательности. В случае нарушения установленной последовательности операций блокировка запрещает их выполнение.
Применяются два типа блокировок: электромагнитная и, реже, механическая. Электромагнитная блокировка (рис. 10.7) выполняется с использованием электромагнитного замка. Последний состоит из корпуса 1, контактных гнезд 2 и стального запирающего стержня 3 с пружиной 4. Замок устанавливается так, чтобы стержень мог входить в специальные отверстия в рычажном приводе разъединителя, запирая тем самым привод. Для отпирания замка используется электромагнитный ключ, состоящий из помещенных в его корпусе электромагнита с подвижным сердечником 5 и обмоткой 6. Концы обмотки подключены к штырям 7, входящим в гнезда замка. Для отпирания замка необходимо вставить ключ в замок и нажать на головку сердечника электромагнита. Если операция с разъединителем разрешается, то катушка электромагнита будет обтекаться током и сердечник подтянет к себе запирающий стержень, освобождая запорную чеку привода разъединителя. Оттянув далее запорную чеку привода, производят операцию включения или отключения разъединителя. По ее завершении запорную чеку отпускают и вынимают ключ из замка.
Рис. 10.7. Схема электромагнитной блокировки разъединителя в РУ с одной системой сборных шин.
В электроустановках с двумя системами сборных шин все присоединения имеют по два шинных разъединителя. В таких установках блокировка выключателей и разъединителей значительно сложнее. Она должна дополнительно позволять проведение операций с одним из шинных разъединителей, когда включены второй шинный разъединитель, а также шиносоединительный выключатель своей секции и его разъединители.
Блокировка стационарных заземлителей с разъединителями (отделителями) должна выполняться так, чтобы нельзя было разъединителями (отделителями) подать напряжение на участок электрической цепи, если там включены стационарные заземлители, а также короткозамыкатели. В равной мере она должна запрещать включение стационарных заземлителей на токоведущие части, не отделенные разъединителями от частей, находящихся под напряжением.
Конструктивно блокировка стационарных заземлителей в сторону линии с линейными разъединителями выполняется в виде механической связи приводов собственно разъединителей и их стационарных заземлителей. Такого рода блокировка не исключает возможности включения стационарных заземлителей на напряжение, не снятое с линии со стороны смежной подстанции, а также подачи напряжения на включенные там стационарные заземлители. Поэтому персонал обязан проявлять особую бдительность в отношении действий со стационарными заземлителями при выводе линий в ремонт и подаче напряжения после ремонта.
В эксплуатации еще имеются блокирующие устройства, выполненные не в полном объеме, т. е. такие, которые не предотвращают проведение ряда неправильных операций с разъединителями и стационарными заземлителями. Например, на открытых РУ с большим числом электрических цепей стационарные заземлители, включаемые в сторону сборных шин, в ряде случаев имеют механическую блокировку только с разъединителями трансформатора напряжения, в то время как при полном объеме они должны иметь блокировку с шинными разъединителями всех электрических цепей, включаемых на эту систему шин. Наличие в эксплуатации блокировочных устройств, выполненных не в полном объеме, вносит элемент сложности в оперативное обслуживание подстанций, обязывая персонал применять дополнительные меры, обеспечивающие безопасное проведение переключений и ремонтных работ.
Приводы разъединителей, включением которых может быть подано напряжение на заземленные участки, запирают в этом случае навесными замками. Ключи от замков хранят у оперативного персонала и никому не выдают. Включение стационарных заземлителей на сборные шины и операции с шинными разъединителями при ремонтах производят в присутствии контролирующих лиц после проверки схемы в натуре.
В КРУ имеется возможность выполнения и обычно выполняется блокировка, запрещающая выкатывание тележек из рабочего положения и вкатывание в рабочее положение с включенным выключателем. Блокировка в шкафах КРУ не разрешает включение там стационарных заземлителей, если тележка с выключателем находится в рабочем положении, а также не позволяет вкатывать в рабочее положение тележки при включенных стационарных заземлителях. Блокировка КРУ запрещает включение стационарных заземлителей на сборные шины при рабочем положении выключателей тех электрических цепей, по которым возможна подача напряжения на шины. Блокировка не разрешает также вкатывание в рабочее положение тележек этих электрических цепей при включенных стационарных заземлителях на сборных шинах КРУ.
Кроме оперативной блокировки в КРУ выкатного исполнения имеются автоматические шторки, закрывающие доступ в отсек неподвижных разъединяющихся контактов при выкатывании из шкафа тележки выключателя.
В КРУ стационарного исполнения в систему блокировки включены запоры сетчатых дверей ячеек, которые открываются только после отключения электрической цепи выключателем и разъединителем.
На основании сказанного можно сделать вывод о том, что блокировка в КРУ выполняется в объеме, достаточном для предотвращения ошибочных операций при переключениях, если при этом не нарушалось взаимодействие отдельных элементов блокирующих устройств. Однако в эксплуатации были случаи, когда при приложении больших усилий механическая блокировка в КРУ отказывала в работе и позволяла вкатывать и выкатывать тележки с выключателями под нагрузкой или вкатывать тележки в рабочее положение при включенных стационарных заземлителях.
Свою роль блокировка выполняет только при ее исправности и бережном отношении к ней персонала.
Отказы в работе часто возникают вследствие некачественного монтажа шкафов КРУ, смещения деталей приводов (валов, рукояток, сеток), неисправности вспомогательных контактов КСА, коррозии и загрязнении блок-замков.
Для предотвращения случаев отказа блокировки необходимы периодические проверки ее действия, защита от неблагоприятных атмосферных явлений (дождь, снег) и загрязнений, вносимых из окружающей среды (пыль), срочный ремонт при повреждениях.
Общеизвестны недостатки конструкции и отдельных узлов блокировочных устройств. Однако они не должны вызывать чувства недоверия к блокировке. Запрещение блокировкой операций должно восприниматься персоналом как абсолютно правильное, не требующее какого-либо вмешательства в ее работу.
Анализ аварий, связанных с отключением разъединителей под нагрузкой и подачей напряжения на включенные заземлители, показывает, что все они, как правило, имели место там, где персонал пренебрегал работой блокировки и принудительно выводил ее из действия.
В эксплуатации все устройства блокировки должны находиться в работе. Цепи питания электромагнитной блокировки целесообразно держать постоянно под напряжением, чтобы непрерывно контролировать состояние их изоляции. Во время переключений персоналу запрещается нарушать взаимодействие элементов блокировки.
Если блокировка не разрешает проведение какой-либо операции, кажущейся на первый взгляд правильной, переключения следует прекратить и проверить:
1) правильность выбранного коммутационного аппарата;
2) положение всех тех коммутационных аппаратов, операции с ко торыми должны были предшествовать проводимой операции;
3) целость предохранителей в цепях блокировки и исправность электромагнитного ключа.
Если проверкой не будет установлена причина, в результате которой блокировка запрещает выполнение операции, персонал должен возвратиться на щит управления и сообщить о невозможности выполнения операции диспетчеру, отдавшему распоряжение о переключении.
Оперативному персоналу, непосредственно производящему переключения, запрещается принудительно деблокировать неисправную (по его мнению) блокировку. Неисправность блокировки должна удостоверяться лицом, ответственным за ее техническое состояние (начальник подстанции или группы подстанций и т. д.). По его указанию неисправная блокировка выводится из работы.
Если в нормальных условиях эксплуатации возникнет необходимость деблокирования, а операции выполнялись без бланка переключений, необходимо составить бланк переключений с внесением в него операций по деблокированию.
В аварийных ситуациях разрешение на деблокирование может дать диспетчер, в оперативном управлении которого находится оборудование.
При несчастном случае, когда блокировка препятствует быстрому проведению переключений, коммутационные аппараты могут быть деблокированы без разрешения вышестоящих лиц. Однако в этом случае необходим строгий контроль последовательности проводимых операций по схеме.
О всех случаях деблокирования должна производиться запись в оперативном журнале.
Во время дежурства (или посещения подстанции ОВБ) следует проверять сопротивление цепей электромагнитной блокировки с помощью устройства контроля изоляции.
Системы сигнализации
На электрических станциях и подстанциях применяют звуковую и световую сигнализацию различного исполнения. Различают следующие типы сигнализации: положения аппаратов, предупреждающая, аварийная, фиксирующая, командная.
Сигнализация положения показывает положение выключателей и разъединителей. Сигнализация положения выключателей выполняется с использованием сигнальных ламп (см. рис. 10.8). Горение красной лампы показывает, что выключатель включен, а горение зеленой лампы — что он отключен.
Рис. 10.8. Сигнализация положения разъединителя.
а — возможные положения указателя прибора ПС; б — схема сигнализации.
Сигнализация положения разъединителей выполняется с использованием сигнальных приборов (ПС), состоящих из электромагнита, подвижного якоря и связанного с ним указателя положения. Приборы ПС врезаются в мнемоническую схему на панелях щитов управления. Указатель положения (полоска) прибора ПС может занимать три положения (рис. 10.8,а): вдоль линии мнемоники, показывая, что разъединитель включен; перпендикулярно линии мнемоники, когда разъединитель отключен; под углом в 45° к линии мнемоники при отсутствии или исчезновении постоянного тока на электромагните прибора. Переход указателя из одного положения в другое происходит при изменении направления тока в электромагните прибора, осуществляемом с помощью блок-контактов разъединителя (рис. 10.8,6).
Предупреждающая сигнализация предупреждает персонал о возникновении ненормальных режимов работы элементов электроустановки (перегрузки, недопустимые превышения температуры, нарушение изоляции цепей постоянного тока, замыкания на землю в сетях с изолированной нейтралью, исчезновение или недопустимое понижение напряжения оперативного тока, перегорание предохранителей оперативных цепей, ошибочность выполняемых персоналом операций и т. п.). Сигнализация выполняется с центральным (единым для электроустановки) звуковым сигналом и с индивидуальными (по объектам) световыми сигналами в виде световых табло. Центральная предупреждающая сигнализация имеет центральный съем сигнала, цепи опробования сигнала и контроля целостности предохранителей. Благодаря наличию в схеме реле импульсной сигнализации (РИС) сигнализация обладает свойством повторности действия в условиях, когда один ненормальный режим накладывается на другой.
Аварийная сигнализация оповещает персонал об отключении выключателей под действием релейной защиты. При этом появляется центральный звуковой сигнал (сирена) и индивидуальные световые сигналы, указывающие, какие именно выключатели (или выключатель) отключились. На мощных электростанциях с большим числом генераторов и трансформаторов главный щит управления имеет значительные размеры и дежурному персоналу затруднительно уследить за световыми сигналами на многочисленных панелях. В этом случае на щите дополнительно устанавливают панели со световой участковой сигнализацией, показывающей персоналу, на каком участке электроустановки произошло отключение выключателя.
Упрощенная схема аварийной сигнализации приведена на рис. 10.9.
Рис. 10.9. Схема звуковой аварийной сигнализации.
1РИС— реле импульсной сигнализации; ТН — трансформатор напряжения; PC — поляризованное сигнальное реле; 1РП — реле промежуточное; КО — кнопка опробывания сигнала; КЦС — кнопка центрального съема звукового сигнала;: ЭС — электросирена; РКП — реле контроля исправности предохранителей; R — сопротивления.
Реле PC имеет две обмотки. При возникновении тока в первой обмотке реле замыкает свои контакты; при подаче тока во вторую обмотку контакты размыкаются. В случае отключения релейной защитой любого из выключателей электроустановки образуется замкнутая цепь от шинки —ШС до шинки +ШС через первичную обмотку ТН. Ток переходного процесса, возникающий во вторичной обмотке ТН, вызывает срабатывание реле PC. Его контакты 1РИС замыкают цепь обмотки промежуточного реле 1РП, имеющего три пары контактов. Контакты 1РП-1 замыкают цепь сирены, контакты 1РП-2 обеспечивают самоудерживание реле 1РП, а контакты 1РП-3 замыкают цепь второй обмотки реле PC, что приводит к размыканию контактов 1РИС. Повторность действия звукового сигнала обеспечивается благодаря наличию в схеме дополнительных сопротивлений R, параллельное подключение которых изменяет ток, проходящий через первичную обмотку трансформатора ТН. Реле РКП обеспечивает контроль целости предохранителей 4ПР и 5ПР. Съем аварийного сигнала осуществляется кнопкой КЦС, а его опробование — кнопкой КО.
Сигнализация фиксирующая, осуществляемая с помощью световых табло, фиксирует, какие типы защит и автоматики сработали в процессе работы электроустановки. Пусковыми органами этой сигнализации являются указательные реле, включаемые в выходные цепи устройств релейной защиты и автоматики. Для снятия сигнала необходимо поднять выпавший флажок указательного реле соответствующей защиты или устройства автоматики.
Сигнализация командная обеспечивает передачу стандартных команд дежурному персоналу, находящемуся на различных рабочих местах электроустановки, (например, на щите управления и в машинном зале). Сигнализация осуществляется с помощью световых табло.
При подаче той или иной команды нажимается соответствующая кнопка на передающем конце линии связи. При этом на пультах управления передающего и приемного конца загораются табло с одноименными надписями. Дежурный приемного конца, приняв команду, нанимает кнопку съема сигнала, гася тем самым световые табло обоих концов линии связи.
1. Каково назначение систем управления, контроля и сигнализации?
2. Что размещается на щите управления?
3. Отчего зависит месторасположение и конструкция щитов управления?
4. Назовите щиты управления на станциях с поперечными связями?
5. На каких электростанциях предусматриваются блочные щиты управления?
7. Перечислите основные группы КИП.
8. В каких цепях устанавливается наибольшее количество приборов?
9. Какую информацию должно давать система дистанционного управления выключателей и разъединителей?
10. Назначение блокировочных устройств?
11. Перечислите основные виды сигнализации.
Источник