- Ремонт двигателя КАМАЗ Евро-1
- модели 740.11, 740.13, 740.14
- Общие указания
- Рекомендации по снятию, установке и дефектовке деталей и узлов двигателя
- Для снятия шестерни привода топливного насоса в сборе с валом:
- Для снятия гильзы цилиндра съемником 801.05.000
- Для снятия картера маховика:
- Шатунно-поршневая группа
- Для снятия и разборки шатунно-поршневой группы:
- При сборке и установке шатунно-поршневой группы:
- Коленчатый вал
- Для снятия коленчатого вала
- При установке коленчатого вала
- Для разборки и сборки коленчатого вала:
- Для снятия шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала
- Головка цилиндра и клапана
- Для снятия головки цилиндра
- Клапаны
- Масляный насос
- Для разборки, сборки и проверки масляного насоса:
- Для разборки, сборки и проверки фильтра масляного:
- Для разборки, сборки и проверки работы водомасляного теплообменника:
- Топливная система
- Для снятия топливного насоса высокого давления:
- Для установки топливного насоса высокого давления:
- При ремонте топливного насоса высокого давления:
- При ремонте регулятора частоты вращения:
- При ремонте насоса низкого давления и насоса предпусковой прокачки топлива:
- Муфта опережения впрыскивания топлива
- Для снятия автоматической муфты опережения впрыскивания топлива
- Для разборки муфты:
- Для сборки муфты:
- Разборка форсунки
- Размеры деталей и допустимый износ
- Ремонт турбокомпрессора
- Система охлаждения
- Ремонт водяного насоса.
- Ремонт водяного радиатора
- Для снятия и разборки гидромуфты:
- Для снятия и разборки коробки термостатов:
- Для снятия и разборки включателя гидромуфты:
- Ремонт ЭФУ
- Испытания двигателя после ремонта
- Эксплуатационная обкатка в составе автомобиля
Ремонт двигателя КАМАЗ Евро-1
модели 740.11, 740.13, 740.14
Общие указания
- До истечения гарантийного срока не разбирайте двигатель (не снимайте головки цилиндров, масляный картер, не нарушайте пломбы топливного насоса высокого давления и не разбирайте его), в противном случае утрачивается право на гарантийный ремонт двигателя. При необходимости допускается заменять топливопроводы высокого и низкого давления, шланги, фильтры очистки масла, топлива и воздуха, водяной насос, вентилятор, выключатель гидромуфты, внешние крепежные детали, впускные воздухопроводы и выпускные коллекторы, водосборные трубы, форсунки, штанги толкателей, турбокомпрессоры;
- Для разборки рекомендуется использовать поворотный стенд Р-770, на котором двигатель имеет возможность поворачиваться вокруг вертикальной и горизонтальной оси.
- Перед установкой двигателя на стенд снимите масляный фильтр с теплообменником, вентилятор, выпускные коллекторы, кронштейны передних опор, стартер;
- трущиеся поверхности деталей, кроме оговоренных особо, при сборке смазывайте моторным маслом;
- при креплении деталей посредством резьбовых соединений, кроме указанных в тексте особо, обеспечьте момент затяжки согласно приложению 9;
- неметаллические прокладки для удобства сборки, при необходимости, ставьте с нанесением на одну из сопрягаемых деталей консистентной смазки. Следите, чтобы прокладки равномерно прилегали к сопрягаемым поверхностям, были плотно зажаты и не выступали за контур сопряженных поверхностей;
- при установке резиновые уплотнительные кольца и заходные фаски сопрягаемых деталей смазывайте консистентной смазкой;
- не подгибайте шпильки при надевании на них деталей.
Рекомендации по снятию, установке и дефектовке деталей и узлов двигателя
Для снятия шестерни привода топливного насоса в сборе с валом:
- выверните четыре болта крепления компрессора и снимите компрессор;
- выверните три болта крепления насоса гидроусилителя руля и снимите насос;
- ослабьте затяжку стяжного болта 10 (рис. Установка угла опережения впрыскивания топлива двигателя 740.13-260) или 6 (рис. Установка угла опережения впрыскивания топлива двигателей 740.11-240 и 740.14-300).
- снимите корпус заднего подшипника в сборе с манжетой;
- снимите шестерню привода топливного насоса высокого давления в сборе с валом (рис. Снятие шестерни привода ТНВД в сборе с валом).
При сборке совместите метки на торцах шестерни привода и шестерни распределительного вала.
Для снятия гильзы цилиндра съемником 801.05.000
(рис. Снятие гильзы цилиндров съемником) сложите захват вдоль винта 1 и в таком виде вставьте его внутрь гильзы.
Зацепив захват за нижний торец гильзы 5, установите его перпендикулярно винту, после этого установите опоры 4 в отверстие на привалочной плоскости блока и, вращая рукоятку 2, выверните винт до полного снятия гильзы.
Для снятия картера маховика:
- снимите компрессор (см. выше);
- снимите насос гидроусилителя руля (см. выше);
- выверните три болта и снимите рым задний;
- снимите скобы крепления трубки отвода топлива от форсунок;
- выверните болт крепления масляного щупа;
- выверните болты крепления маховика и монтажными болтами с резьбой М8 (рис. Снятие маховика монтажными болтами);
Снятие маховика монтажными болтами
- снимите маховик;
- выверните болты крепления картера маховика, снимите картер.
При установке картера маховика, для предохранения манжеты уплотнения хвостовика коленчатого вала, используйте оправку (рис. Оправка манжеты для установки картера маховика): при этом манжету обильно смажьте моторным маслом.
Оправка манжеты для установки картера маховика
Для ремонта коленчатого вала, блока и шатуна предусмотрено семь ремонтных размеров вкладышей (см. приложения 1 и 2). Обозначение вкладышей нанесено на его тыльной стороне.
Шатунно-поршневая группа
Для снятия и разборки шатунно-поршневой группы:
- снимите головку цилиндра (см. «Механизм газораспределения»);
- удалите нагар с верхнего пояса гильзы;
- снимите крышку нижней головки шатуна съемником (рис. Снятие съемником нижней головки шатуна);
- извлеките поршень в сборе с шатуном из цилиндра;
- снимите поршневые кольца приспособлением (рис. Снятие поршневых колец съемником И801.08.000);
- выньте стопорные кольца из бобышек поршня щипцами И801.23.000;
- нагрейте поршень в масляной ванне до температуры 80 – 100°С;
- выньте поршневой палец.
При сборке и установке шатунно-поршневой группы:
- компрессионные кольца устанавливайте конической поверхностью (с клеймом ВЕРХ) к днищу поршня, на двигателях 740.13-260 и 740.14-300 верхнее кольцо устанавливается так, чтобы внутренняя выборка была расположена со стороны днища;
- маслосъемные кольца устанавливайте так: сначала встаньте в канавку пружинный расширитель, затем наденьте маслосъемное кольцо таким образом, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца; смежные кольца направьте замками в противоположные стороны;
Снятие съемником нижнем головки шатунаСнятие поршневых колец съемником И801.08.000:
1 – поршень; 2 – кольцо; 3 – съемник
- поршень и шатун при сборке устанавливайте так, чтобы выточки А под клапаны в днище поршня и паз В в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне (см. рис. Установка поршня с шатуном и кольцами в сборе в гильзу цилиндров):
- не запрессовывайте палец в холодный поршень;
- при установке поршня в цилиндр предварительно вставьте его в обойму И801.00.000 (см. рис. Установка поршня с шатуном и кольцами в сборе в гильзу цилиндров);
- индекс, выбитый на днище поршня, должен быть одинаковым с индексом, выбитым на торце гильзы, если не было замены поршня. Выточки под клапаны на днище поршня сместите в сторону развала блока цилиндров. Клейма спаренности из цифр на шатуне и крышке шатуна должны быть одинаковыми.
Коленчатый вал
Для снятия коленчатого вала
- шатунно-поршневую группу (см. выше);
- картер маховика;
- переднюю крышку блока с гидромуфтой в сборе;
- масляный насос с масло-заборником в сборе;
- крышки коренных опор;
- снимите коленчатый вал подъемником или талями, зацепив латунными крюками за первую и четвертую шатунные шейки.
При установке коленчатого вала
- совместите метки на шестернях привода агрегатов;
- обеспечьте соответствие размеров вкладышей размерам шеек вала;
- установите полукольца упорного подшипника так, чтобы стороны с канавками прилегали к упорным торцам вала (см. рис. Установка полуколец упорного подшипника коленчатого вала);
- проследите за совпадением номеров крышек коренных подшипников с порядковыми номерами опор на блоке цилиндров (см. рис. Установка крышек коренных опор)
- номера начинаются от переднего торца;
- болты крепления крышек коренных подшипников и стяжные болты блока затягивайте в такой последовательности:
- Очистите от грязи резьбу в отверстиях блока и на болтах, смажьте моторным маслом резьбу на болтах, избыток масла удалите.
- Установите по посадочным поверхностям плотно, без перекоса крышки коренных подшипников.
- Вверните с установкой шайб 16×3 болты M16 крепления крышек, обеспечив предварительный момент затяжки 95-120 Н.м (9,6 – 12 кгс.м).
4.Затяните окончательно болты крепления крышек, обеспечив момент затяжки 275-295 Н.м (28 – 30 кгс.м)
5.Вверните и затяните стяжные болты блока, обеспечив момент затяжки 147-167 Н.м (15-17 кгс.м). При затяжке болтов динамометрическим ключом сопротивление должно нарастать плавно, без рывков. Момент отсчитывайте при движении ключа. По окончании затяжки коленчатый вал должен свободно проворачиваться от усилия руки, приложенного к установочным штифтам маховика, осевой зазор в упорном подшипнике должен быть не менее 0,05 мм.
Примечание: В переходный период освоения выпуска в составе двигателя может быть использован блок цилиндров с привертными направляющими толкателей, с втулками распределительного вала увеличенной размерности, без увеличенных маслоканалов, с моментами затяжки болтов крепления крышек коронных подшипников:
- предварительная затяжка – 95-120 Н.м (9,6-12 кгс.м);
- окончательная затяжка – 206-230 Н.м (21-23.5 кгс.м);
- стяжные болты затягиваются моментом 81-91 Н.м (8.2-9.2 кгс.м).
Для разборки и сборки коленчатого вала:
снимите передний и задний противовесы, а также ведущую шестерню коленчатого вала и шестерню привода масляного насоса съемником И801.01.000. Для снятия шестерни коленчатого вала и заднего противовеса лапы захватов 1 (см. рис. Снятие шестерни и заднего противовеса коленчатого вала съемником) заведите за край шестерни противовеса и зафиксируйте стопорами 5. Винт 3 через наконечник 2 уприте в торец коленчатого вала и, вращая рукоятку 6, вверните винт 3 в траверсу 4 до полного снятия шестерни.
Для снятия шестерни привода масляного насоса и переднего противовеса коленчатого вала
(рис. Снятие шестерни и заднего противовеса коленвала…) на наконечник 3 установите наконечник 2 и снимите шестерню аналогично снятию шестерни коленчатого вала;
- выверните ввертыш;
- перед сборкой очистите масло-подводящие отверстия от отложений;
- промойте вал и продуйте каналы сжатым воздухом;
Примечание: при применении нового коленчатого вала необходимо вывернуть ввертыш, промыть вал, продуть каналы сжатым воздухом.
Сборку коленчатого вала производите в обратной последовательности, перед напрессовкой на коленчатый вал передний противовес, шестерню привода масляного насоса, задний противовес и ведущую шестерню коленчатого вала нагревайте до температуры 105 °С.
РАЗМЕРЫ ДЕТАЛЕЙ, мм
Кольца поршневые
Зазор в замке компрессионных поршневых колец * | 0,4… 0,6 |
Зазор в замке маслосъемного поршневого кольца * | 0,30…0,60 |
Торцовый зазор верхнего компрессионного кольца | 0,12…0,17 |
Торцовый зазор нижнего компрессионного кольца*. | 0,09…0,14 |
Торцовый зазор маслосъемного кольца* | 0,077. 0,112 |
Диаметр отверстий под палец. | 44,987 – 44,994 |
Зазор в сопряжении поршень—гильза (на длине поршня 104 мм от днища) | 0,119-0,162 |
* Зазор поршневых колец замеряйте в калибре 0 (120 +и,из ) мм
Внутренний диаметр | 120,00- 120,021 |
Палец поршневой
Диаметр поршневого пальца | 44,993…45,000 |
Зазор в сопряжении поршневой палец—верхняя головка шатуна | 0,017…0,031 |
Толщина вкладышей подшипников коренных опор | 2,440…2,452 |
Толщина вкладышей подшипников шатунных шеек. | 2,453…2,465 |
Вал коленчатый
Диаметр коренных шеек | 94,989-95,011 |
Зазор в подшипниках коренных шеек | 0,085 -0,152 |
Диаметр шатунных шеек. | 79,9905-80,0095 |
Зазор в подшипниках шатунных шеек | 0,06-0,104 |
Осевой зазор. | 0,100-0,195 |
Диаметр шейки вала под передний противовес и шестерню привода масляного насоса: | 125,080-125,110 |
Диаметр шейки вала под задний противовес и заднюю шестерню коленчатого вала: | 105,070-105,096 |
Диаметр шейки вала под заднюю манжету: | 104,86-105,00 |
Диаметр гнезда под подшипник первичного вала коробки передач: | 51,977…52,008 |
Диаметр отверстия под установочную втулку маховика: | 51,977…52,008 |
Полукольца упорного подшипника пятой коренной опоры коленчатого вала.
Головка цилиндра и клапана
Для снятия головки цилиндра
при замене, а также устранения неисправностей клапанного механизма и цилиндро-поршневой группы:
- слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя:
- выверните болты крепления выпускного коллектора и снимите коллектор;
- выверните из снимаемой головки болты крепления впускного воздухопровода и водосборной трубы,
- ослабьте крепления этих же болтов на других головках с целью получения необходимого зазора для снятия (Для снятия головок цилиндров правого ряда предварительно снимите с двигателя компрессор).
- снимите соединительный патрубок впускных воздухопроводов;
- отсоедините от головки все трубопроводы и защитите их полости от попадания пыли и грязи;
- снимите форсунку, предохраняя распылитель от ударов и засорения отверстий, крышку головки цилиндра, стойки вместе с коромыслами и штанги;
- ослабьте болты крепления головки цилиндра, соблюдая ту же последовательность, что и при затяжке (рис. Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндра), затем выверните их;
- снимите головку цилиндра с двигателя.
При установке головки цилиндра обратите внимание на правильность монтажа прокладок. Болты крепления головки цилиндра затяните в три приема в последовательности, указанной на рис. Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндра. После затяжки болтов проверьте и, если необходимо, отрегулируйте тепловые зазоры между клапанами и коромыслами.
Для разборки и сборки клапанного механизма приспособлением И801.06.000 (см. рис. Разборка головки цилиндра в приспособлении И801.06. 000):
- установите на основание головку блока цилиндров так, чтобы штифты вошли в штифтовые отверстия головки;
- вращая вороток 2, вверните винт 1 и тарелкой 3 отожмите пружины клапанов;
- снимите сухари и втулки;
- выверните винт 1 из траверсы, снимите тарелку и пружины клапанов;
- выньте впускной и выпускной клапаны.
Размеры клапанов приведены в табл. «Клапаны».
При сборке клапанного механизма стержни клапанов смажьте дизельным маслом.
Для притирки клапанов:
-разберите клапанный механизм, как описано выше:
-приготовьте пасту из 1.5 частей (по объему) микропорошка карбида кремния зеленого, одной части дизельного масла и 0.5 части дизельного топлива. Перед применением притирочную пасту перемешайте (микропорошок способен осаждаться):
-нанесите на фаску седла клапана тонкий равномерный слой насты, смажьте стержень клапана моторным маслом. Притирку производите возвратно-вращательным движением клапана дрелью с присоской или приспособлением. Нажимая клапан, поверните его на 1/3 оборота, затем на 1/4 оборота в обратном направлении. Не притирайте клапаны круговыми движениями. Притирку продолжайте до появления на фасках клапана и седла равномерного матового пояска шириной не менее 1.5 мм (рис. Расположение матового пояска на седле клапана);
Клапаны
Позиция на рис | Размеры клапана, мм | |
впуска | выпуска | |
А | 75 | 75 |
В | 5,975…6,025 | 9,464… 9,536 |
D | 55,15… 55,18 | 50,15…50,18 |
D1 | 51,30… 51,60 | 46,25…46,50 |
D2 | 55,00 … 55,03 | 50,00…50,03 |
D3 | 9,95 . .. 9,963 | 9,91… 9,93 |
D4 | 10,000…10,022 | 10,000… 10,022 |
D5 | 18,029.. .18,048 | 18,029…18.048 |