Необходима ли регулировка тормоза муфты сцепления трактора т 150к

Техническое обслуживание сцепления трактора Т-150

Техническое обслуживание сцепления заключается в смазке подшипников вала и механизма выключения сцепления (через 250 моточасов), проверки и регулировки свободного хода педали, положения отжимных рычагов, а также регулировке тормозка.

Смазка подшипников вала и механизма выключения сцепления

Подшипник вала и выжимной подшипник сцепления смазываются через 250 моточасов только смазкой №158, «Литол-24» или «Ориол-2у». Для проведения операций смазки необходимо снять крышки люков на корпусе сцепления и на картере маховика, очистить масленку, находящуюся на маховике двигателя, и масленку, расположенную на корпусе выжимного подшипника. После этого произвести 10-12 нагнетаний шприцем в корпус выжимного подшипника и 8-10 нагнетаний в полость подшипника вала сцепления. Не следует заправлять излишнее количество смазки, так как это приводит к выбросу ее из полостей установки подшипников и замасливанию деталей сцепления.

Регулировка сцепления и тормозка

Правильно отрегулированное сцепление не должно пробуксовывать во включенном состоянии и при нажатии на педаль должно полностью выключаться.

Для нормальной работы сцепления между упором 11 (рис. 1) выжимного подшипника 10 и кольцом 12 отжимных рычагов при включенном сцеплении должен быть зазор в пределах 3,5-4,0 мм, что обеспечивается правильной регулировкой сцепления и привода ее выключения. Этот зазор соответствует свободному ходу педали 30-40 мм. Уменьшение величины свободного хода педали свидетельствует об уменьшении зазора между нажимным кольцом и упором подшипника. По мере износа фрикционных накладок ведомых дисков зазор постепенно уменьшается или совсем исчезает, в результате сцепление пробуксовывает, что вызывает интенсивный износ фрикционных накладок ведомых дисков, упорного кольца отжимных рычагов, а также выход из строя выжимного подшипника.

Читайте также:  Трос ручного тормоза 2131 схема

Рис. 1. Регулировка сцепления:
1 – педаль; 2 – пневматическая камера; 3 – стакан; 4 – корпус выжимного подшипника; 5 – масленка; 6 – вилка, 7 – болт; 8 – стопорная пластина, 9 – гайка регулировочная; 10 – подшипник выжимной; 11 – упор выжимного подшипника; 12 – кольцо упорное; 13 – отжимной рычаг; 14 – кожух; 15 – диск ведомый; 16 – диск промежуточный, 17 – диск нажимной; 18 – рычаг; 19 – валик выключения; 20 – клапан пневмосервомеханизма; 21 – вилка двойная; 22 – пружина тормозка; 23 – колодка тормозка, 24 – тяга пневмосервомеханизма; 25 – рычаг педали

Ввиду этого регулярно, (в зависимости от интенсивности пользования сцеплением) проводить косвенный контроль зазора между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычагов по свободному ходу педали. Для этого без запуска двигателя и при отсутствии воздуха в пневмосистеме произвести нажатие педали без большого усилия и определить свободный ход педали линейкой, а при отсутствии ее – даже рожковым ключом на «24», если ход педали меньше 25 мм – произвести регулировку сцепления.

При слишком большом зазоре (более 5 мм) сцепление выключается не полностью и это приводит к быстрому износу фрикционных накладок ведомых дисков и накладки колодки тормозка, происходит затрудненное переключение рядов и износ шестерен и вилок коробки передач.

Зазор между упором 11 (рис. 1) выжимного подшипника 10 и кольцом 12 отжимных рычагов изменением длины тяги регулируйте в следующем порядке:
– отпустите контргайки тяги 24 и вворачивайте тягу, увеличивая зазор, или выворачивайте, уменьшая его;
– затяните контргайки тяги;
– проверьте зазор щупом, или определите его по свободному ходу педали.

Если зазор не восстанавливается изменением длины тяги 24 (в том случае, когда корпус 4 выжимного подшипника 10 упирается в торец стакана 3, что бывает при значительном износе фрикционных накладок ведомых дисков), отрегулируйте первоначальное положение отжимных рычагов 13. Для этого:
– снимите крышку люка корпуса сцепления;
– проворачивая коленчатый вал дизеля, установите один из отжимных рычагов напротив люка и нанесите метку мелом или чертилкой на ближайшей грани гайки 9, чтобы при регулировке не ошибиться ни на одну грань;
– отпустите болты крепления стопорной пластины 8, сдвиньте ее от гайки и отверните регулировочную гайку 9 на полтора оборота (при повороте регулировочной гайки на одну грань упорное кольцо 12 отжимных рычагов перемещается на 1,1 мм);
– зафиксируйте стопорную пластину 8 болтами 7, предварительно легонько постучав по ней через наставку, чтобы она надежно зафиксировала положение регулировочной гайки 9;
– проворачивая коленчатый вал дизеля последовательно на 90° произведите регулировку положения остальных трех рычагов, аналогично предыдущему;
– увеличивая длину тяги 24, отрегулируйте зазор между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычагов в пределах 3,5-4,0 мм;
– проверьте равномерность зазора и одновременность касания отжимными рычагами кольца 12 при выключении сцепления путем нажатия небольшим усилием руки на каждый отжимной рычаг, которые при этом должны оставаться неподвижными.

На практике нередки случаи, когда у четырехрычажного механизма выключения сцепления один из отжимных рычагов отрегулирован неправильно, что визуально определить невозможно. При выключении такого сцепления кольцо отжимных рычагов будет перекашиваться больше чем на 0,25 мм и выключение сцепления будет не полным. Это затруднит переключение рядов, включение заднего хода, приведет к интенсивному износу шестерен и вилок, что приведет к выходу из строя коробки передач.

Наилучшая регулировка кольца отжимных рычагов производится при снятом двигателе.

В этом случае необходимо, чтобы каждый рычаг отжимал кольцо на размер 66 мм от торца ступицы ведомого диска при нажатии на него без чрезмерного усилия глубомером «штангеля-колумбика».

После установки двигателя на трактор регулировку сцепления проводить тягой сервомеханизма.

Если хотя бы один из отжимных рычагов смещается при прикладывании усилия, необходимо повторно произвести регулировку сцепления, предварительно выполнив следующие операции:
– установите один из отжимных рычагов напротив люка и отпустите болты крепления стопорной пластины регулировочной гайки;
– закручивайте регулировочную гайку 9 до касания упорного кольца отжимных рычагов к выжимному подшипнику;
– проворачивая коленчатый вал дизеля последовательно на 90°, произведите регулировку положения остальных трех рычагов, аналогично предыдущему;
– после выполнения указанных операций повторите регулировку как описано раньше.

Проверьте величину хода корпуса 4 выжимного подшипника, который должен быть 21-22 мм при ходе педали 150-160 мм.

Одновременно с регулировкой сцепления проверьте и при необходимости отрегулируйте тормозок.

Для проверки и регулировки зазора между шкивом вала сцепления и фрикционной накладкой колодки тормозка полностью выключите сцепление, а затем гайкой 2 (рис. 2) серьги тормозка отрегулируйте зазор между торцом бонки тормозной колодки 3 и торцом гайки в пределах 2,5-3,0 мм. Для получения необходимого зазора отверните гайку до полного выхода ее выступа из паза бонки колодки тормозка, а затем заверните ее на два-три щелчка (при выключенном сцеплении).

Рис. 2. Регулировка тормозка:
1 – ключ; 2 – гайка; 3 – тормозная колодка

Работу привода управления сцеплением проверяйте при давлении воздуха в пневматической системе не менее 0,6-0,75 МПа (6-7,5 кгс/cм 2 ).

При работающем двигателе не разрешается держать ногу на педали сцепления в положении выключенного сцепления, так как это приведет к преждевременному износу фрикционных накладок ведомых дисков и к выходу из строя подшипника стакана выключения, упора подшипника и нажимного кольца.

При необходимости регулировки зазора между клапаном и плунжером следящего устройства следящее устройство следует снять с трактора, отсоединив вилки плунжера и тяги от рычагов и шланги от следящего устройства. Затем отвернуть переходную гайку (см. рис. 3) следящего устройства и, вынув клапан 3 с пружиной 2, выворачивая или заворачивая регулировочную гайку 8 отрегулировать расстояние от торца плунжера 6 до посадочного торца под клапан в корпусе 7 в пределах 1,7-1,9 мм. Перед установкой клапана 3 проверьте его износ по торцу касания его плунжера. При обнаружении его износа уберите его на наждаке, выдержав плоскостность. В случае, когда уже невозможно дальше снимать торец из-за появления сквозных отверстий, замените клапан. После регулировки надежно законтрить регулировочную гайку 8 контргайкой 9.

Рис. 3. Следящее устройство:
1 – переходная гайка; 2, 4 – пружина; 3 – клапан; 5 – манжета; 6 – плунжер; 7 – корпус; 8 – регулировочная гайка; 9 – контргайка, 10 – вилка; 11 – войлочное кольцо, А – отверстие, соединенное с атмосферой; Б – отверстие, соединенное с пневмосистемой; В – отверстие, соединенное с пневмокамерой

Регулировка сцепления с центральной диафрагменной нажимной пружиной двигателя «Дойтц»

Для нормальной работы сцепления полный ход муфты 8 (рис. 4) выключения должен быть 12,5-13,5 мм, а зазор «К» между лепестками нажимной пружины 6 и нажимным подшипником 7 должен быть 3-3,5 мм.

Рис. 4. Сцепление модели ЯМЗ-182:
1 – ведомый диск; 2 – нажимной диск; 3 – упорное кольцо; 4 – муфта выключения сцепления; 5 – шланг смазки; 6 – вилка выключения сцепления; 7 – оттяжная пружина; 8 – валик вилки выключения сцепления

По мере износа фрикционных накладок ведомого диска зазор «К» уменьшается или может совсем исчезнуть, в результате чего сцепление начинает пробуксовывать, что влечет за собой интенсивный износ фрикционных накладок и выход из строя выжимного подшипника.

При увеличении зазора более 3,5 мм сцепление выключается не полностью, что приводит к быстрому износу фрикционных накладок ведомого диска и накладки тормозка и затрудненому переключению рядов, в особенности при трогании трактора с места.

Зазор «К» регулируйте в следующем порядке:
– отпустите контргайки тяги сервомеханизма;
– для увеличения зазора «К» ввинчивайте тягу, для уменьшения зазора «К» вывинчивайте тягу сервомеханизма;
– после установки зазора, нажмите и отпустите педаль сцепления;
– повторно измерьте зазор;
– затяните контргайки тяги, если зазор «К» в требуемых пределах, если нет – повторите регулировку в указанном выше порядке, по окончании которой произведите контрольное измерение зазора «К».

Замерьте величину полного хода муфты выключения, который должен быть в пределах 12,5-13,5 мм при полном ходе педали сцепления до упора на крышке уплотнения. При необходимости регулировку хода муфты выключения произведите ввинчиванием и вывинчиванием указанного упора. После регулировки законтрите его гайкой.

Источник

Главная муфта сцепления трактора Т-150 и Т-150К

На тракторах Т-150 и Т-150К устанавливается унифицированная муфта сцепления (постоянно замкнутого типа) – двухдисковая, сухого трения, с демпферами (гасителями) колебаний крутящего момента дизеля [рис. 1].

Рис. 1. Главная муфта сцепления (Т-150К).

9) – Болт стопорной пружины;

11) – Регулировочная гайка отжимного рычага;

12) – Отжимная пружина рычага;

14) – Упор выжимного подшипника;

16) – Стакан выжимного подшипника;

23) – Подшипник механизма выключения;

Муфта сцепления трактора Т-150К от муфты сцепления трактора Т-150 отличается только корпусом, наличием проставочного корпуса, который соединяет корпус КПП с корпусом муфты, а также длиной ведомого вала. На тракторе Т-150 корпус КПП соединён непосредственно с корпусом муфты. Муфта сцепления располагается на маховике и включает в себя нажимной диск, промежуточный диск, пару ведомых дисков и механизм выключения. В ведомых дисках расположены гасители колебаний крутящего момента фрикционного типа с демпферами пружинного типа, которые закрыты защитными кожухами.

С целью обеспечения безударного введения шестерён (удвоителя Т150 и раздаточной коробки Т-150К) в зацепление применён тормозок колодочного типа, который в момент выключения муфты притормаживает ведомые детали муфты сцепления, а также связанные с ними детали коробки передач.

При нажатии на педаль муфты валик выключения сдвигает своей вилкой стакан выключения, который, действуя на отжимные рычажки, отводит нажимной диск, выключая муфту сцепления. Вместе с этим происходит прижимание тормозка к валу и его притормаживание.

Для снижения усилия, требуемого для выключения муфты сцепления, на тракторе Т-150К применён пневматический сервомеханизм, а на тракторе Т-150 – механический.

Сервомеханизм трактора Т-150 [рис. 2] включает в себя педаль, двуплечий рычаг, тягу, серьгу, пружину, тягу пружины и кронштейн. При включённой муфте сцепления пружина сервомеханизма удерживает педаль в крайнем заднем положении, воздействуя серьгой на короткое плечо двуплечего рычага. Нажатие на педаль приводит к растягиванию пружины сервомеханизма до момента, пока короткое плечо двуплечего рычага не пройдёт мёртвую точку. Затем пружина сжимается, поворачивая вперёд двуплечий рычаг и помогая выключить муфту сцепления.

Рис. 2. Привод выключения муфты сцепления трактора Т-150.

2) – Двуплечий рычаг педали;

5) – Пружина сервомеханизма;

8) – Корпус выжимного подшипника;

11) – Болт стопорной пружины;

13) – Кольцо отжимных рычагов;

14) – Упор выжимного подшипника;

Пневматический сервомеханизм трактора Т-150К [рис. 3] включает в себя педаль с рычагом, тягу, следящее устройство и пневматическую камеру. Корпус следящего устройства соединён с тягой, а плунжер (своей вилкой) с правым рычагом валика выключения. Пневмокамера смонтирована на корпусе муфты, а её щиток соединён с левым рычагом валика выключения. Следящее устройство соединяется с пневмосистемой трактора, а также с пневматической камерой посредством трубопроводов.

Рис. 3. Привод выключения муфты сцепления трактора Т-150К.

6) – Корпус выжимного подшипника;

9) – Болт стопорной пружины;

11) – Упор выжимного подшипника;

12) – Кольцо отжимных рычагов;

Плунжер следящего устройства [рис. 4] при нажатии на педаль муфты, сдвигаясь в осевом направлении, открывает клапан, и сжатый воздух из пневмосистемы трактора поступает в пневмокамеру. Шток пневматической камеры перемещается и поворачивает валик выключения, выключая муфту. При возвращении педали в исходное положение плунжер отходит от клапана, и клапан садится на своё место, отсоединяя пневматическую камеру от пневмосистемы трактора. Из пневмокамеры воздух выпускается в атмосферу.

Рис. 4. Следящее устройство.

Техническое обслуживание главной муфты сцепления тракторов Т-150 и Т-150К заключается в регулярном смазывании подшипников вала муфты сцепления и механизма выключения через расположенные на маховике двигателя, а также корпусе подшипника маслёнки посредством снятия люков на корпусе муфты и на картере маховика.

Нормальная работа муфты сцепления обеспечивается за счёт зазора (3,5-4 мм) при включённой муфте между упорным кольцом отжимных рычагов и упором выжимного подшипника. Данному зазору соответствует свободный ход педали, который соответствует 30-40 мм. Уменьшение зазора и свободного хода педали происходит по мере изнашивания трущихся поверхностей дисков. Отсутствие зазора между упором выжимного подшипника и упорным кольцом отжимных рычагов может стать причиной пробуксовывания муфты сцепления, вследствие чего приходят в негодность упорное кольцо отжимных рычагов, фрикционные накладки ведомых дисков, выжимной подшипник и выходит из строя муфта сцепления. Слишком большой свободных ход педали влечёт за собой неполное выключение муфты сцепления, о котором свидетельствует шум шестерён в КПП при переключении рядов и в особенности при трогании трактора с места.

Восстановление зазора между упорным кольцом отжимных рычагов и упором выжимного подшипника реализуется двумя путями:

1) – изменение длины тяги педали (наружная регулировка);

2) – восстановление первоначального положения отжимных рычагов (внутренняя регулировка).

Порядок регулировки зазора путём изменения длины тяги педали:

1) – отпускание контргайки тяги педали и ввёртывание тяги для увеличения зазора либо вывёртывание для уменьшения;

2) – затяжка контргайки тяги и проверка зазора.

В случае значительного износа фрикционных накладок ведомых дисков и многократной регулировке муфты сцепления происходит упор корпуса выжимного подшипника в торец стакана. Для установки величины зазора (3,5-4 мм) между кольцом отжимных рычагов и упором выжимного подшипника необходимо восстановление первоначального положения отжимных рычагов, для чего требуется:

1) – снятие крышки люка корпуса муфты сцепления;

2) – отпускание болтов крепления стопорных пружин отжимных рычагов при проворачивании коленчатого вала и отворачивание каждой регулировочной гайки отжимного рычага на 1,5 оборота (поворот регулировочной гайки на одну грань приводит к перемещению упорного кольца рычагов на 1,1 мм);

3) – установка зазора 3,5-4 мм путём изменения длины тяги педали;

4) – проверка равномерности зазора и одновременности касания отжимных рычагов упорного кольца в процессе выключения муфты сцепления;

5) – по завершении установки зазора застопоривание регулировочных гаек отжимных рычагов стопорными пружинами и затягивание болтов крепления пружин;

6) – проверка хода корпуса выжимного подшипника (при полностью выключенной муфте сцепления – порядка 21-22 мм), ход педали – 150-160 мм.

Вместе с регулировкой муфты сцепления необходимо проверить и отрегулировать (в случае необходимости) тормозок. Порядок правильной установки зазора между колодкой и тормозным шкивом вала муфты сцепления:

1) – полное выключение муфты сцепления;

2) – регулировка гайкой серьги тормозка зазора (порядка 3-4 мм) между торцом гайки и торцом бонки тормозной колодки [рис. 5].

Рис. 5. Регулировка тормозка.

На тракторе Т-150К проверка работы привода управления муфтой сцепления осуществляется при давлении воздуха в пневмосистеме от 5 кгс/см 2 . Запрещается удерживание ноги на педали сцепления при работающем двигателе, так как это влечёт за собой выход из строя деталей муфты сцепления. Ввиду того, что детали двигателя и муфты сцепления балансируются в сборе, то по завершении разборки муфты нажимной диск вместе с кожухом следует устанавливать по меткам «1» и «2», расположенным на маховике и кожухе муфты.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис