Привод какие запчасти относятся

Автомобильный справочник

для настоящих любителей техники

Приводные валы

Крутящий момент, развиваемый двигателем ав­томобиля, должен передаваться через коробку передач и дифференциал на ведущие колеса, для чего в автомобилях используются приводные валы. При движении автомобиля колеса посто­янно перемещаются вверх-вниз, а управляемые передние колеса еще и поворачиваются впра­во-влево, что не позволяет применять жесткое соединение приводных валов с другими агрега­тами автомобиля. Если двигатель расположен спереди, а ведущие колеса — задние, то в качестве приводного используется вал с карданными шар­нирами (карданный вал).

Задача приводного вала — эффективно пере­давать крутящий момент от одного агрегата к другому, независимо от того, расположены они соосно или со смещением относительно друг друга.

Приводной вал должен работать в широком диапазоне частоты вращения и при этом обе­спечивать возможность достаточно больших взаимных перемещений соединяемых элементов во всех плоскостях. Разнообразие требований к шарнирам приводных валов привело к появле­нию самых разных вариантов привода.

История создания приводных валов

Всерьез о трансмиссии задумались создатели первых автомобилей. Сначала общепринятым был привод на задние колеса, так как решить про­блемы переднего привода не удавалось. В случае передних ведущих колес крутящий момент дол­жен равномерно передаваться не только при ли­нейном смещении колеса вверх-вниз, но и при повороте колеса из стороны в сторону.

Для заднего привода передача крутящего момента от двигателя к заднему мосту была реализована с помощью продольного вала с кар­данными шарнирами. Такой подход к решению проблемы был более простым, ведь углы откло­нения таких шарниров небольшие и не влияют на ходовые качества автомобиля.

Читайте также:  Привод моторный стрелочный пмс 5

Изобретение карданного шарнира восходит к XVI столетию; авторами считаются итальянец Джероламо Кардано и англичанин Роберт Гук.

В середине XVI века Кардано создал кольцевой шарнир, в котором корабельный компас оставал­ся в горизонтальном положении, несмотря на морскую качку.

В 1664 году Роберт Гук подтвердил патентом, что его кольцевой шарнир способен соединить концы двух несоосных валов, расположенных под углом друг к другу (рис. 2 «Универсальный шарнир Роберта Гука«).

Термины «карданный шарнир» или «шарнир Гука» и сегодня напоминают об этих двух авторах давнего изобретения.

С появлением переднего привода карданные шарниры использовались и там, но в связи с повышением требований к управляемости и ди­намике автомобиля поиск более оптимальной передачи крутящего момента привел к появлению шарниров равных угловых скоростей (ШРУС).

На современных легковых автомобилях кар­данный шарнир применяется только на продоль­ном карданном валу привода задних ведущих ко­лес, хотя и здесь постепенно сдает свои позиции. Различия между карданным шарниром и ШРУ­Сом объясняются в следующих главах.

На грузовых автомобилях карданный шар­нир по-прежнему используется на продольном карданном валу привода задних колес, а также в виде сдвоенного карданного шарнира — на по­перечных приводных валах.

В декабре 1926 года французские инженеры Пьер Фенай и Жан-Альбер Грегуар получили па­тент на изобретенный ими шарнир Tracta. Этот шарнир состоял из четырех деталей, соединен­ных скользящими направляющими. Чтобы не распадаться, он должен был постоянно находить­ся внутри полусферы.

Шарнир изготавливался на обычных универ­сальных станках и мог использоваться для пере­дачи большого крутящего момента, поэтому во время Второй мировой войны им оснащались многие французские, английские и американские полноприводные автомобили.

Для шарнира Tracta (рис. 3 «Деталировочный чертеж шарнира Tracta») впервые было использовано определение «гомокинети­ческий», которое и по сей день используется для обозначения шарниров равных угловых скоростей. Сам шарнир сегодня уже не приме­няется.

Как и в Европе, в Америке тоже пытались ре­шить проблему синхронного вращения, и 4 мая 1923 года Карл Вайсс запатентовал разработан­ный им вариант такого шарнира (рис. 4 «Чертеж к патенту шарнира Вайсса«).

Этот шарнир изготавливался с 1934 года, но его массовый серийный выпуск начался только после Второй мировой войны. До середины 80-х годов прошлого века он применялся на автомо­билях Mercedes-Benz.

В то время, как шарнир Вайсса допускал отклонение не более чем на 20° и применялся на автомобилях с задним приводом, шарнир Tracta мог работать уже под углом до 50°.

В современном автомобилестроении шарнир Вайсса, не в последнюю очередь из-за своей большой удельной массы, практически не при­меняется.

Самый распространенный в настоящее время ШРУС основан на патенте, который получил ин­женер Ford Альфред Ганс Рцеппа в июне 1933 года (рис. 5 «Чертеж к патенту шарнира Рцеппа«).

Для достижения современного технического уровня потребовалось много исследовательской работы. Главную роль в этом сыграли английская фирма Hardy Spicer и основанная в 1948 году немецкая компания по производству шарниров Lohr&Bulmkamp.

На базе шарнира Рцеппа, который не допускал осевого смещения, эти две фирмы разработали универсальный ШРУС с возможностью продоль­ного перемещения деталей.

Системы привода

Большая часть выпускаемых сегодня легковых автомобилей оснащается приводными залами с шарнирами равных угловых скоростей. От­дельные схемы привода ведущих колес по­казаны с гомокинетическими (от греческого homos = одинаковый и kine = двигаться) шарни­рами (рис. 6 «Схемы привода ведущих коле»).

При переднем приводе ведущими являются передние колеса. На приводных валах со стороны колеса при­меняются жесткие ШРУСы (без возможности продольного перемещения деталей), а со сторо­ны коробки передач — универсальные (с возмож­ностью продольного перемещения). Передние колеса — управляемые, поэтому угол поворота в шарнире со стороны колеса должен достигать примерно 50°.

Из-за поперечного расположения двигателя и связанной с этим асимметрии в моторном отсеке приводные валы могут быть разной длины.

При заднем приводе ведущими являются за­дние колеса. На приводных валах как со стороны колеса, так и со стороны коробки передач применяются универсальные ШРУСы, поскольку в этом случае шарнир — в отличие от переднего привода — дол­жен компенсировать только изменение длины ва­лов из-за хода подвески вверх-вниз.

При полном приводе ведущими являются все колеса. Шарниры приводных валов применяются точ­но так же, как на описанных выше переднем и заднем приводах. Крутящий момент от силового агрегата на задние или (при расположенном сзади двигателе) на передние колеса передается с помощью продольного вала.

Частота вращения валов в этом случае может достигать 6000 об/мин, поэтому продольные валы оснащаются высокооборотными шарнирами. Далее отдельные типы шарниров рассматриваются более подробно.

Общие показатели для приводных валов

Наряду с передачей усилия задачей приводных валов является и равномерная передача крутяще­го момента на ведущие колеса.

Угловая скорость

Приводные валы только с одним шарниром вра­щаются неравномерно.

Если два вала соединить простым карданным шарниром под определенным углом и вращать вал I с постоянной угловой скоростью ω1 то вал II будет вращаться с неравномерной угловой скоро­стью ω2 (рис. 7 «Приводные валы с одним шарниром«).

Эта неравномерность, часто называемая по­грешностью карданного шарнира, выражается в синусоидальном колебании угловой скорости вала II, как показано на графике цикла вращения 360° (рис. 8 «Изменение угловой скорости в зависимости от положения карданного шарнира«).

При 0°, 180° и 360° вилка шарнира на валу I расположена горизонтально и обладает меньшей угловой скоростью, чем в вертикальных положе­ниях 90° и 270°.

Такое ускорение и замедление крестовины шарнира соответственно изменяет и угловую ско­рость вала II.

Поскольку решению этой проблемы способ­ствуют угловое и параллельное смещение валов (за счет конструктивно обусловленного располо­жения элементов трансмиссии и достаточно эла­стичных опор), карданные валы автомобиля всег­да оснащаются двумя шарнирами. Это позволяет компенсировать неравномерно­сти вращения вала.

Максимальный угол в шарнире

Максимальный угол отклонения от горизонтали (рис. 9 «Угол в шарнире«) показывает, под каким углом может работать шарнир, соответствуя требованиям по равномерности передачи крутящего момента и долговечности.

В автомобильной технике максимальный угол в шарнире может составлять более 50°.

Схемы расположения карданных валов

Неизбежно возникающую неравномерность вра­щения можно компенсировать последователь­ным размещением двух шарниров на одном валу.

При этом различают два варианта их располо­жения: Z-схема и W-схема.

Z-схема

Z-схема или Z-изгиб представляет собой наибо­лее распространенный вариант применения кар­данного вала. В этом случае изгиб происходит только в одной плоскости (рис. 10 «Z-схема«).

Для абсолютно синхронного вращения веду­щего и ведомого валов, соединенных карданным валом, вилки шарниров этого общего вала долж­ны находиться в одной плоскости, а углы в шар­нирах должны быть одинаковы.

W-схема

Еще одним способом избежать нежелательных колебаний частоты вращения между валами I и II является W-схема их расположения (рис. 11 «W-схема«).

И в этом случае углы в карданных шарнирах должны быть одинаковыми, а их вилки — нахо­диться в одной плоскости.

Общее правило для Z-схемы и W-схемы за­ключается в том, что карданный вал и соединяе­мые им концы ведущего и ведомого валов долж­ны лежать в одной вертикальной плоскости.

В случае бокового смещения при использова­нии Z-схемы достаточно, чтобы пространствен­ный угол оставался минимальным.

Чтобы избежать нежелательных колеба­ний частоты вращения вала при использовании W-схемы, угол смещения необходимо высчитать заранее (рис. 12 «Боковое смещение«).

Источник

Классификация деталей автотехники по группам и подгруппам

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТАЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ ПО ГРУППАМ И ПОДГРУППАМ:

1001 Подвеска двигателя (силового агрегата)

1012 Масляный насос грубой очистки (полнопоточный фильтр)

1003 Головка блока цилиндров

1014 Вентиляция (масляного) картера

1005 Коленчатый вал и маховик

1015 Пусковой подогреватель двигателя

1006 Распределительный вал

1016 Привод распределителя зажигания

1017 Фильтр очистки масла (центробежный)

1008 Газопроводы (коллектор выпускной)

1022 Устройство облегчения пуска «термостарт»

11 Система питания двигателя

1102 Дополнительный топливный бак

1117 Фильтр тонкой очистки топлива

1103 Пробка топливного бака

1121 Муфта опережения впрыска топлива

1104 Топливные трубопроводы

1127 Устройства дополнительные карбюратора

1105 Фильтр-отстойник топлива (грубой очистки)

1132 Форсунки электромагнитные

1106 ТННД — Топливный насос низкого давления

1137 Система автоматической очистки воздушного фильтра

1108 Управление карбюратором (акселератор, управление подачей топлива)

1143 Терморегулятор воздуха

1148 Дроссельный патрубок

1110 Ограничитель частоты вращения коленчатого вала двигателя

1111 ТНВД — Топливный насос высокого давления

12 Система выпуска газов двигателя

1203 Трубы и подвеска глушителя

1213 Система рециркуляции отработавших газов

1303 Трубопроводы и шланги системы охлаждения

1311 Бачок расширительный

1314 Масляный радиатор гидроусилителя механизма рулевого управления

1318 Гидромуфта привода вентилятора

1327 Воздуховоды системы охлаждения двигателя

1609 Усилитель привода управления сцеплением

1602 Педаль и привод управления сцеплением

1700 Коробка передач в сборе

1726 Привод вакуумной блокировки межосевого дифференциала

1702 Механизм переключения передач

1703 Механизм управления КПП

1771 Механизм переключения делителя передач

1720 Демультипликатор коробки передач

1772 Привод управления механизмом переключения делителя передач

1722 Механизм переключения передач демультипликатора коробки передач

1800 Раздаточная коробка в сборе

1803 Механизм переключения передач

1801 Подвеска раздаточной коробки

1804 Привод управления механизмом переключения передач

20 Гидравлический привод мостов полуприцепа

2022 Система питания гидравлического привода мостов полуприцепа

2200 Карданные валы (карданная передача трансмиссии)

2205 Карданный вал среднего моста

2201 Карданный вал основной заднего моста

2215 Приводы передних колес (валы карданные полуосей переднего моста)

2202 Основной карданный вал

2217 Приводы задних колес

2203 Карданный вал переднего моста

2218 Привод раздаточной коробки

2204 Карданный вал промежуточный заднего моста

2300 Передний ведущий мост в сборе

2303 Дифференциал и полуоси переднего ведущего моста

2301 Картер переднего ведущего моста (и коробки передач)

2304 Поворотные кулаки переднего ведущего моста

2302 Редуктор переднего ведущего моста (главная передача)

2402 Редуктор заднего моста (главная передача)

2401 Картер заднего моста

2403 Дифференциал и полуоси заднего моста

2500 Средний мост в сборе

2506 Дифференциал межосевой

2501 Картер среднего моста и кожух полуосевой

2509 Механизм блокировки межосевого дифференциала

2502 Редуктор среднего моста (главная передача)

2511 Привод включения блокировки межосевого дифференциала

2503 Дифференциал и полуоси среднего моста

2702 Седельное устройство

2707 Устройство тягово-сцепное

2703 Сцепной механизм седельного устройства

2807 Кронштейн переднего номерного знака

2808 Кронштейн заднего номерного знака

2815 Щит предохранительный

2901 Передняя подвеска в сборе

2913 Дополнительные рессоры

2902 Передние рессоры (пружины передней подвески)

2914 Рычаги задней подвески

2904 Стойки и рычаги подвески

2915 Амортизаторы задней рессоры

2916 Стабилизатор поперечной устойчивости задний

2906 Стабилизатор передней подвески

2918 Задняя балансирная подвеска

2919 Реактивные штанги задней подвески

2912 Задние рессоры (пружины задней подвески)

30 Рулевые тяги. Передняя (и задняя) ось

3000 Передняя ось в сборе

3001 Передняя ось и поворотные кулаки

3010 Кулаки поворотные задней подвески

3106 Покрышки и камеры, шины бескамерные

3113 Ступицы задних колес

3103 Ступицы передних колес

3122 Кран управления давлением к системе накачивания шин

3104 Ступицы задних колес

3124 Подвод воздуха к шинам

3105 Держатель запасного колеса

3125 Трубопроводы системы накачивания шин

3400 Рулевое управление в сборе

3408 Трубопроводы гидроусилителя механизма рулевого управления

3401 Рулевое управление (механизм рулевого управления)

3419 Радиатор масляный гидроусилителя руля

3403 Крепление (колонки) рулевого управления

3422 Вал карданный рулевого управления

3405 Цилиндр силовой гидроусилителя

3430 Клапаны управления гидроусилителем

3407 Насос гидроусилителя механизма рулевого управления

3444 Колонка рулевого управления

3501 Рабочие тормоза (передние ножные)

3521 Соединительная головка пневмотормозов

3502 Задние ножные (рабочие) тормоза (и тормозные барабаны)

3522 Клапаны управления тормозами прицепа

3504 Педаль и привод механизма управления тормозами (привод тормозного крана)

3533 Регуляторы тормозных сил

3505 Главный цилиндр тормоза (гидротормозов)

3534 Регуляторы пневмотормозов

3506 Трубопроводы пневмотормозов

3535 Регулятор тормозного момента гидравлических систем

3536 Аппаратура для обезвоживания сжатого воздуха

3508 Привод стояночного тормоза (управление ручным тормозом)

3537 Краны тормозные с ручным управлением

3509 Компрессор пневмотормозов

3546 Сигнализация прекращения действия тормозов аварийная

3510 Усилитель тормоза вакуумный

3550 Усилитель (гидровакуумный)

3551 Механизм следящий усилителя

3513 Воздушные баллоны пневмотормозов

3552 Трубопровод (гидровакуумного) усилителя

3514 Кран управления пневмотормозами (тормозной кран)

3553 Фильтр воздушный гидроусилителя

3515 Клапан-ограничитель падения давления (контрольно-предохранительная аппаратура)

3560 Трубопроводы пневмотормозов

3518 Клапан ускорительный пневмотормозов

3562 Клапаны обратные /перепускные/

3570 Тормоз вспомогательный

3579 Гидроагрегат антиблокировочной системы

3722 Предохранители (электрических цепей)

3702 Реле-регулятор (напряжения)

3703 Аккумуляторная батарея

3704 Выключатель зажигания (замок зажигания)

3726 Указатели поворота (передние)

3707 Свечи зажигания (запальные) и провода

3730 Электродвигатели (электродвигатель отопителя)

3709 Электрические переключатели (переключатель света центральный)

3733 Блокировочные устройства

3710 Электрические выключатели (ножной переключатель света)

3734 Транзисторный коммутатор

3735 Сигнализация внутренняя

3737 Выключатель массы (батареи)

3713 Освещение щитка приборов

3738 Сигнализация световая

3714 Плафоны внутреннего освещения

3715 Переносная и подкапотная лампы

3741 Электрооборудование предпускового подогревателя

3743 Фары противотуманные

3717 Фонарь освещения номерного знака

3747 Реле разного назначения

3719 Арматура светомаскировочная

3757 Фонари опознавательные

3720 Выключатель сигнала торможения

3801 Щиток приборов (комбинация)

3819 Вал гибкий (спидометра)

3803 Контрольные лампы (Фонари контрольных ламп)

3827 Датчик указателя уровня топлива

3828 Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости

3829 Датчик указателя давления масла

3806 Указатель уровня топлива

3807 Приемник указателя температуры воды

3808 Указатель температуры воды

3847 Блок электронного управления

3810 Манометры (указатель давления масла)

3848 Приборы и аппаратура диагностики

3861 Система электронного управления АБС

3862 Датчики антиблокировочной системы тормозов

3814 Индикатор засоренности воздушного фильтра

3868 Искрогасящее устройство

39 Шоферский инструмент и принадлежности

3901 Разный шоферский инструмент

3912 Санитарные принадлежности

3903 Таблички (инструкционные)

3916 Насос для ручного переливания топлива

3906 Комплект запасных частей

3917 Шланг для накачивания шин

3919 Ящик для инструмента

3909 Запасные бачки (для масла)

3924 Специальный инструмент

3925 Тали подъема запасного колеса

3927 Упоры противооткатные

4202 Коробка отбора мощности односкоростная

4222 Кран управления давлением системы накачки шин

4206 Коробка отбора мощности реверсивная односкоростная

4207 Коробка отбора мощности

4224 Головка подвода воздуха к шинам колес

4216 Управление коробкой отбора мощности

4225 Трубопроводы системы накачки шин

4504 Трос и крюк лебедки, цепь

4502 Карданные валы привода лебедки

47 Оборудование дополнительное

4711 Электронагреватели сидений

5000 Кабина (кузов) в сборе

5001 Крепление кабины (кузова)

51 Детали основания (пола) кабины, Пол кузова

5101 Детали пола (основание кузова), пол

5112 Термошумовая изоляция

5109 Коврики пола (и багажника)

5205 Стеклоочиститель и привод

5202 Петли ветрового стекла

5206 Стекла и уплотнение ветрового стекла (детали)

5204 Механический подъемник ветрового стекла

5208 Обмыв ветрового стекла (омыватель)

5301 Каркас и панели передка

5326 Консоль панели приборов

5312 Термоизоляция передка

5403 Окно стенки боковины задка кузова

5402 Обивка боковины кузова

56 Задок кабины (задок кузова)

5612 Термошумовая изоляция задка кузова

5604 Крышка багажника кузова

5613 Крышка люка запасного колеса

5605 Детали багажника (петли и упор крышки)

5629 Воздуховод (вентиляция вытяжная)

5606 Замок, ручка и привод (багажника)

5712 Термошумовая изоляция

5702 Обивка крыши внутренняя

6100 Дверь кабины передняя в сборе

6105 Замок и ручки передней двери

6101 Каркас и панели кабины (детали передней двери)

6106 Навески передней двери

6102 Обивка передней двери

6107 Уплотнение передней двери

6112 Термошумоизоляция передней двери

6104 Механизм перемещения стекла двери (стеклоподъемник)

6114 Подлокотник передней двери

6200 Дверь задняя в сборе

6205 Замок и ручки задней двери

6206 Замок и ручки (навеска задней двери)

6207 Уплотнитель задней двери

6212 Термошумоизоляция задней двери

6204 Стеклоподъемник (механизм перемещения стекла)

6214 Подлокотник задней двери

6300 Дверь задка кузова в сборе

6306 Навеска двери задней (и механизм уравновешивания замка двери задка)

6302 Обивка двери задка кузова

6307 Уплотнитель двери задка кузова

6313 Стеклоочиститель двери задка

6800 Сиденье водителя в сборе (и переднее сиденье)

6823 Подушка заднего сиденья

6824 Механизм регулирования положения заднего сиденья

6803 Подушка сиденья водителя (и переднего сиденья)

6825 Спинка заднего сиденья (основание)

6804 Механизм регулирования сиденья водителя (и переднего сиденья)

6826 Подлокотник заднего сиденья

6805 Спинка сиденья водителя (и переднего сиденья)

6828 Подголовник заднего сиденья

6808 Подголовник сиденья водителя

6841 Остов двухместного сиденья

6842 Обивка двухместного сиденья

6812 Обивка переднего сиденья

6843 Подушка сиденья пассажира

6813 Подушка переднего сиденья

6845 Спинка двухместного сиденья

6814 Механизм регулирования положения переднего сиденья

6815 Спинка переднего сиденья

6871 Остов откидного сиденья

6818 Подголовник переднего сиденья

6873 Подушка откидного сиденья

6875 Спинка откидного сиденья

6822 Обивка заднего сиденья

6900 Сиденье в сборе (переднее)

6904 Механизм регулировки сиденья

6901 Остов сиденья (переднего)

6905 Спинка пассажирского сиденья

6906 Подлокотник переднего сиденья

6903 Каркас переднего пассажирского сиденья

7000 Заднее сиденье в сборе

7003 Каркас подушки заднего сиденья

7001 Остов заднего сиденья

7005 Каркас спинки заднего сиденья

7002 Обивка заднего сиденья

7006 Подлокотник заднего сиденья

7100 Сиденье одноместное в сборе

7300 Сиденье трехместное в сборе

7500 Откидное сиденье в сборе

7802 Накладка перегородки

80 Оборудование специализированное

8005 Сиденье сопровождающего

8008 Ящик для предметов ухода

8036 Крепление возимого оборудования

81 Отопление и вентиляция кабины

8111 Компрессор хладагента

8102 Обогрев ветрового стекла

8103 Распределитель воздухообогрева

8104 Вентиляция кабины (кузова)

8107 Крепление заднего отопителя

8108 Обогрев боковых стекол кузова

8109 Управление отоплением (и вентиляцией)

8121 Аппаратура регулирования контроля кондиционирования воздуха

8110 Отопление кузова заднее

8126 Обогрев стекла окна задка

8201 Зеркало заднего вида

8202 Поручни (держатели) (и крючок для одежды)

8208 Отражатели света (световозвращатели)

8212 Орнамент и декоративные надписи

8204 Противосолнечный козырек

8406 Запор капота (замок и привод замка капота)

8407 Навеска и упор капота

8412 Шумоизоляционная накладка капота

8403 Переднее крыло (и фартук крыла)

8507 Инструментальный ящик платформы

8502 Боковой борт платформы

8503 Задний борт платформы

8511 Брызговики платформы

8504 Передний борт платформы

86 Опрокидывающий механизм-платформа автомобиля-самосвала

Источник

Оцените статью
Авто Сервис