Привод клапана озк что это

Содержание
  1. Дилемма об автоматизации огнезадерживающих клапанов и новые СП 484.
  2. Типы клапанов.
  3. Нормально- открытые/закрытые (клапана) и замкнутые/разомкнутые (цепи).
  4. Нормативные требования.
  5. Рассмотрим в качестве примера выбор оборудования Рубеж.
  6. Применение модулей управления клапанами.
  7. Применение адресных меток контроля состояния и одной линии управления несколькими клапанами.
  8. Управление и контроль противопожарных клапанов КДУ, КПВ, ОЗК.
  9. Введение.
  10. Термины.
  11. Какие бывают противопожарные клапана.
  12. Применяемые клапана.
  13. Особенности, которые надо учитывать.
  14. Способы управления и контроля противопожарных клапанов.
  15. 1. Используем шкаф управления и контроля клапанов.
  16. 1.1. Совмещенные шкафы с релейной логикой.
  17. 1.2. Шкаф с релейной логикой специально для клапанов.
  18. 1.3. Шкаф на контроллерах для вентилятора и клапанов.
  19. 2. Управление клапанами — из шкафа, а контроль — шлейфами пожарных приборов.
  20. 3. Управление и контроль клапанов специализированными модулями пожарной системы.
  21. Проблемы управления клапанами при различных способах реализации.
  22. Проблемы управления клапанами со шкафов.
  23. Проблемы управления клапанами с использованием модулей.
  24. Ручное управление в местах установки клапанов.
  25. Контроль целостности цепи управления клапанами.

Дилемма об автоматизации огнезадерживающих клапанов и новые СП 484.

При выборе способа автоматизации огнезащитных клапанов (ОЗК) обычно рассматривается два подхода: 1) применение для каждого клапана специального модуля; 2) управление несколькими клапанами одной линией питания, и контроль положения заслонки при помощи адресных меток.

Типы клапанов.

Существуют три типа воздушных клапана:

  1. При снятии напряжения переходят в состояние защиты от пожара.
  2. При подаче напряжения переходят в состояние защиты от пожара.
  3. Требуют подачи напряжения на различные обмотки для перехода как в дежурное (исходное, норма) состояние, так и в состояние защиты.

В качестве ОЗК можно использовать любой из перечисленных типов, но предпочтение отдается первому типу.

Об управлении ОЗК, с рассмотрением всех способов, писал в статье «5+7 правильных и неправильных способов управления ОЗК».

Читайте также:  Рено каптур замена задних амортизаторов полный привод

Нормально- открытые/закрытые (клапана) и замкнутые/разомкнутые (цепи).

Если рассматривать состояние клапана норма/защита, то ОЗК первого типа являются нормально-открытыми (НО): открыты в дежурном режиме, и закрываются в состоянии защиты от пожара.

Если рассматривать логику управления клапана, то линии формирования сигналов управления ОЗК первого типа являются нормально-замкнутыми (НЗ): цепь замкнута и подается напряжение на обмотку привода (для поддержания его в открытом состоянии); при снятии же напряжения клапан автоматически закрывается (под действием возвратной пружины).

Такие клапана не требует контроля целостности питающей (управляющей) цепи выход пожарного прибора -> обмотка привода клапана, но требуют контроля положения заслонки.

Нормативные требования.

И теперь это не мои голословные размышления: с 1 марта 2021 года вместо CП 5.13130.2009 вступают в силу сразу три новых свода правил, из которых это следует почти однозначно.

Цитата из СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (с Изменениями N 1, 2)» (источник):

3.8 клапан противопожарный: Автоматически и дистанционно управляемое устройство для перекрытия вентиляционных каналов или проемов в ограждающих строительных конструкциях зданий, имеющее предельные состояния по огнестойкости, характеризуемые потерей плотности и потерей теплоизолирующей способности:
нормально открытый (закрываемый при пожаре);
— нормально закрытый (открываемый при пожаре или после пожара);
— двойного действия (закрываемый при пожаре и открываемый после пожара).

Цитаты из СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» (источник):

5.17. Линии связи между компонентами СПА, а также линии формирования сигналов управления инженерными системами объекта необходимо выполнять с условием обеспечения автоматического контроля их исправности. Допускается линии формирования сигналов управления инженерными системами выполнять без автоматического контроля их исправности, при условии выполнения данных линий нормально-замкнутыми.

7.7.7. Помимо исполнительных устройств СПДВ, СПА должна осуществлять управление и контроль исполнительных устройств общеобменной вентиляции — противопожарных нормально открытых клапанов, а также иных исполнительных устройств СПДЗ, «например, противодымные шторы, экраны и т.п.

Рассмотрим в качестве примера выбор оборудования Рубеж.

Применение модулей управления клапанами.

Модуль дымоудаления «МДУ-1 прот R3» стоит 3000р, и осуществляет как выдачу управляющего напряжения, так и контроль состояния цепей управления и положения заслонки.

Возможность перевода заслонки клапана в нормальное и охранное (защитное) положение в процессе настройки системы с помощью установленных на плате кнопок «ОТКР» и «ЗАКР» позволяет не монтировать кнопки местного опробования клапана (но это не точно).

Для применения модуля требуется прокладка двух кабелей: подачи питания и адресной линии.

Преимущества применения модулей дымоудаления:

— не надо думать: один модуль — один клапан;

— единообразие подключение всех клапанов на объекте: ОЗК, КДУ, КПВ;

— простота подключения: один провод — одна клемма.

— нет необходимости применения кнопочного поста местного ручного опробования клапана (но тут я не уверен);

— возможность адресного управления модулями (каждым клапаном отдельно) с панели прибора «Рубеж-20П» или блока «Рубеж-БИУ».

Недостатки применения модулей дымоудаления:

— меньше надежность более сложного оборудования;

— требуется дополнительная настройка модуля;

— финансовые затраты на покупку модуля для каждого клапана;

— на пусконаладку каждого клапана требуется потратить больше времени;

— модуль может просто глючить;

— сложно выявить и предъявить жестянщикам проблемы механической части;

— если возникают проблемы с концевыми выключателями, то модуль перестает работать.

Почти всегда проектировщики для управления ОЗК применяют именно такие модули: «не надо думать» и «однообразные проектные решения» — это очень хорошая опция.

Применение адресных меток контроля состояния и одной линии управления несколькими клапанами.

В качестве адресной метки контроля состояния используется «АМ-1 прот R3», стоимостью 520р.

Адресная метка имеет один вход, но различает два состояния, и позволяет подключить оба концевых переключателя положения заслонки клапана.

Адресная метка имеет небольшой размер и размещается в распределительной коробке вместе с силовыми клеммами подключения обмотки привода клапана.

Питание всех ОЗК осуществляется одним кабелем, но для местного раздельного опробования для каждого клапана требуется применение кнопочного поста. Кнопочный пост включается в разрыв фазового провода, питающего обмотку.

Стоимость кнопочного поста и распределительной электрической коробки составит 150р.

Теперь самое главное: управление напряжением в цепи питания ОЗК.

Распространенным решением является применение адресного модуля с контролем целостности цепи «РМ-4К» с подключением любого промежуточного (сигнального) реле со слаботочным управлением. Но мне кажется перспективным применение адресного силового модуля «РМ-1С прот.R3», стоимостью 1600р.

Модуль имеет одно реле, нагрузочной способностью 5А. Величина нагрузочной характеристики большинства приводов клапанов 8ВА, поэтому к модулю «РМ-1С прот.R3» можно подключить достаточное количество клапанов.

Множество ОЗК на объекте можно разделить на направления и использовать соответствующее число модулей «РМ-1С прот.R3».

Есть возможность комбинирования устройств. Вот пример, когда один модуль (на фото под потолком) управляет двумя ОЗК:

В распределительной коробке для подключения каждого клапана находится адресная метка контроля состояния клапана. И к релейному модулю и к адресной метке требуется подключение только адресной линии связи от ближайшего датчика. Отдельно питание устройству не требуется.

Контакты реле не перекидные, а гендерно нейтральные: нет подписи ни НО ни НЗ.

Не уточнял специально, но очевидно, что реле должно быть бистабильное.

Возможно ввиду этого и нет второго контакта — производитель решил сэкономит на клемме.

Очень зря, ведь именно поэтому меня посетила проблема.

Контакты нарисованы на плате так, как будто они НЗ — замкнуты изначально.

Но на проверку оказалось наоборот.

И изначально, и потом, в отсутствии управляющего воздействия из сценария управления, контакты разомкнуты.

Чтобы контакты стали НЗ необходимо в свойствах выхода указать опцию: Начальное состояниеВключен постоянно.

Это можно сделать как из программы «Firesec3 Администратор», так и из меню прибора «Рубеж-2ОП» в разделе конфигурирования адресного устройства. Переход в меню конфигурирования устройства возможно прямо из меню управления устройством, что очень удобно.

Основной плюс такого подхода заключается в том, что не надо настраивать модуль «МДУ-1», что является трудоемким процессом, если клапана установлены неквалифицированными жестянщиками (что бывает в 99,99%) — тогда задача разбираться с вопросом что же глючит: модуль или клапан ложиться на плечи слаботочников.

Преимущества управления ОЗК одной линией:

— стоимость обвязки одного клапана ниже;

— меньше настраиваемых параметров адресного модуля;

— высокая надежность: работоспособность даже при неисправности адресной линейной части;

— возможно разделить пусконаладку механической и логической части;

— выше вероятность что клапан будет работать как надо.

Недостатки управления ОЗК одной линией:

— сложнее отобразить проектные решения;

— относительно сложные коммутации: требуется собирать схемы на клеммных соединениях;

— обязательно применять кнопочный пост;

— больше единиц применяемого оборудования: кнопочный пост, клеммы, адресная метка, распределительная коробка;

— требуется более высокая квалификация монтажников;

— требуется более высокая квалификация проектировщика;

— нет возможности управления каждым клапаном адресно с панелей управления.

Источник

Управление и контроль противопожарных клапанов КДУ, КПВ, ОЗК.

Есть 3 концептуальных подхода к организации управления противопожарными клапанами вентсистем.

  1. Используем шкаф управления и контроля клапанов.
  2. Управление клапанами — из шкафа, а контроль — шлейфами пожарных приборов.
  3. Управление и контроль клапанов специализированными модулями пожарной системы.

Рассмотрим подробнее эти подходы и в каких случаях целесообразнее применять каждый из них.

Введение.

Термины.

ОЗК — противопожарный клапан в общеобменной вентиляции (огнезадерживающий клапан).

ВД — вентилятор (система) дымоудаления.

ПД — вентилятор (система) подпора.

КДУ — клапан в системе дымоудаления.

КПВ — клапан в системе подпора воздуха.

Противопожарный клапан — это ОЗК, КПВ, КДУ.

АПС — автоматическая пожарная сигнализация.

Реверсивный — привод клапана имеет два входа: для движения в направление открытия или закрытия требуется подача питания на соответствующий вход.

С возвратной пружиной — клапан открыт при наличии питания и закрывается под действием пружины при снятии питания.

Какие бывают противопожарные клапана.

По назначению: огнезадерживающие, дымоудаления, подпора воздуха и двойного действия.

По способу действия: с возвратной пружиной и реверсивные.

По алгоритму работы: закрываются при пожаре, открываются при пожаре, закрываются при пожаре и открываются после запуска пожаротушения для удаление огнетушащего вещества.

Применяемые клапана.

ОЗК, обычно, с возвратной пружиной — закрываются при пожаре.

КДУ и КПВ должны быть реверсивными.

Клапана двойного действия — это ОЗК, которые реверсивные. Не имеет смысла применять реверсивные приводы для ОЗК, которые не подразумевается использовать в качестве клапанов двойного действия.

Особенности, которые надо учитывать.

1. Для КДУ и КПВ мы обязательно должны контролировать целостность линий управления и задача контроля целостности цепи 220В сама по себе не простая. Контроль линий ОЗК под вопросом.

2. Для всех клапанов мы должны контролировать положение заслонки клапана.

3. Запуск достаточно мощного вентилятора необходимо осуществлять только если открыт хотя бы один клапан соответствующей вентиляционной системы.

Были случаи вываливания клапана подпора воздуха, когда вентилятор включился при закрытом клапане, или складывания вентиляционного короба, когда включение вентилятора дымоудаления произошло при закрытых всех клапанах.

4. Существует требование наличия кнопки для местного опробования клапана:

СП 60.13330.2012 п. 12.4 «Дымовые и противопожарные клапаны, дымовые люки, фонари, фрамуги и окна, а также противодымные экраны с опускающимися полотнами, предназначенные для противодымной защиты, должны иметь автоматическое, дистанционное и ручное (в местах установки) управление».

5. Должен быть контроль целостности линии подачи сигнала управления из АПС в шкаф управления клапаном, если управление осуществляется из шкафа.

Способы управления и контроля противопожарных клапанов.

Здесь рассмотрим вопросы управления клапанами вообще, и в первую очередь КДУ и КПВ.

Управление клапанами ОЗК несколько проще, чем КДУ и КПВ, поскольку они не реверсивные и нет необходимости контроля двух положений и, возможно, не нужно контролировать целостность цепи катушки привода.

Управление ОЗК будет подробно рассмотрено в статье 5 правильных и 7 неправильных способов управления ОЗК.

1. Используем шкаф управления и контроля клапанов.

Весь функционал по управлению и контролю сосредоточен в одном шкафу.

На шкаф подается сигнал «Пуск» из внешних систем и шкаф выдает диагностические сигналы состояния во внешние системы.

Это древний, самый дорогой и самый надежный способ. Шкафы управления противопожарными клапанами работают как часы до сих пор.

Главная особенность — к каждому клапану КДУ и КПВ от шкафа необходимо тянуть 5-ти или даже 6-ти проводной силовой кабель, что недешевое удовольствие.

Бывают как отдельные шкафы управления клапанами, так и шкафы управления, в которых совмещены управление клапанами и вентилятором одной вентсистемы.

Раньше были только шкафы управления с релейной логикой. Теперь появляются шкафы управления с контроллерами.

1.1. Совмещенные шкафы с релейной логикой.

Совмещение имеет смысл и возможно, когда все параметры объекта заранее известны и можно не ошибиться с выбором заказного шкафа, что бывает очень редко.

На совмещенный шкаф подается один сигнал, по которому и открываются/закрываются клапана и запускается/останавливается вентилятор.

Если система дымоудаления или подпора воздуха мощная, то имеет смысл использовать именно совмещенный шкаф с целью надежного контроля запуска двигателя только с открытым клапаном — иначе цена ущерба от смятого воздуховода может превысить экономию на шкафу.

Совмещенный шкаф управления вентилятора и клапанов с релейной логикой имеет смысл использовать, если в системе 1-3 КДУ или КПВ. И никто не предъявит за контроль целостности.

С совмещенного шкафа выдается совокупные сигналы: «Все клапана закрыты», «Все клапана открыты», «Вентилятор запущен», «Авария(не готов)». Обычно в таком совмещенном шкафу присутствует логика, которая не позволяет запускаться вентилятору, если не открыт клапан. Если клапанов несколько, то логика разрешения запуска работает по схеме «И» или «ИЛИ».

Одна из моделей — «ВЕЗА ШСАУ ВПД-4П1-3К2«:

ВПД означает, что шкаф подпора воздуха, 4П1 — что один вентилятор 4кВт, 3К2 — три клапана с 2-мя каналами управления (реверсивных).

Схемы соединений шкафа из паспорта:

Из схем видно, что шкаф работает по схеме «И» — должны открыться все клапана, чтобы вентилятор запустился.

Можно встретить и более примитивные шкафы управления вентилятором и клапанами, которые лишь формально можно такими назвать:

Часто можно видеть, когда клапана подключаются через дополнительные НО/НЗ контакты пускателя вентилятора или даже к одному из фазных проводников на вентилятор (если это не реверсивный клапан) и при этом вообще не задействуются сигналы состояния.

В шкафах управления с релейной логикой не осуществляется контроль целостности обмоток приводов клапанов. Это незаконно для КДУ и КПВ, но все равно повсеместно используется.

1.2. Шкаф с релейной логикой специально для клапанов.

Может быть отдельный шкаф для управления клапанами без функции управления вентилятором.

Это будет шкаф, подобный рассмотренному выше.

Такой способ управления клапанами больше подходит для клапанов ОЗК или поэтажного управления клапанами КДУ и КПВ.

Должно быть два совокупных выхода: «все клапана открыты» и «все клапана закрыты» — это разные выхода и не являются инверсными вариантами одного и того же выхода.

Выход «все клапана открыты» используется для разрешения запуска вентилятора соответствующих вентсистем. Выход «все клапана закрыты» — для диспетчеризации в противопожарной системе.

1.3. Шкаф на контроллерах для вентилятора и клапанов.

Это уже будет полноценный совмещённый шкаф для управления вентиляторами ПД (подпора воздуха) и ВД (дымоудаления) а также соответствующими КДУ и КПВ.

Применение контроллеров позволяет решить вопрос контроля целостности и обеспечения сигналов диспетчеризации, что позволяет довести параметры шкафов до требования норм.

Блок релейной логики BU-SHU-DU, отвечает за получение команд от системы ППУ (прибора пожарного управления) и УДП (устройства дистанционного управления), а также за диспечеризацию шкафа.

Блок релейной логики BKL, отвечает за определение неисправности подключенного электродвигателя.

Блок релейной логики BU-K, отвечает за управление одним КПВ или КДУ.

Для увеличения числа управляемых клапанов необходимо добавить нужное количество блоков BU-K.

Подробнее перспективные модели шкафов управления, соответствующих нормам, рассматриваются в статье «Полнофункциональные шкафы управления противопожарной вентиляцией дымоудаления и подпора».

2. Управление клапанами — из шкафа, а контроль — шлейфами пожарных приборов.

Это мой любимый способ управления ОЗК. В нем совмещены простота реализации, надежность работы и минимизация стоимости.

Ведь при пожаре ОЗК должны просто обесточиваться, как и простые вентсистемы.

Контролировать линию питания ОЗК нет необходимости.

Этот способ сейчас актуален только для ОЗК и не имеет смысла для КДУ и КПВ.

Под «шкафом управления клапанами ОЗК» может пониматься просто реле, пускатель или расцепитель на DIN-рейке в любом другом шкафу или боксе.

Сигналы управления клапанами подаются из шкафов управления вентиляцией или дополнительных релейных модулей пожарной сигнализации.

Это может быть дополнительный контакт пускателя вентилятора или контакт реле шкафа управления вентилятором.

В качестве реле управления клапанами ОЗК можно использовать релейный усилитель «УК-ВК» или блок расширения сигнально-пусковой «С2000-СП1 исп.1».

Можно организовать схему управления клапанами совершенно независимой от шкафов управления вентиляторами: вентиляция в своем разделе проекта, а клапана в разделе проекта АПС.

Для управления клапаном можно применить релейный модуль расширения, включенный в состав системы АПС, или реле, управляемое сигналом из АПС.

Для всех клапанов на объекте может быть один управляемый выход, к которому и подключаются все клапана, как осветительные приборы к выключателями.

Контроль состояния клапанов будет осуществляться адресными метками, установленными возле клапанов, или шлейфами любого пожарного прибора, хоть «Сигнал20».

Если прибор не предусматривает тип шлейфа «Технологический» можно использовать «Охранный шлейф».

Отображение состояния — средствами системы пожарной сигнализации, например — те ми же индикаторами состояния шлейфа «Сигнал20».

Часто встречаются даже способы, когда реверсивными клапанами управляют при помощи перекидного контакта «С2000-СП1 исп.1» или двух дополнительных контактов НО/НЗ контактора вентилятора.

3. Управление и контроль клапанов специализированными модулями пожарной системы.

С появлением требования чтобы КДУ и КПВ были реверсивными и контролировалась целостность цепей управления, применение способов управления с только релейной логикой стало проблематичным.

Проблема может решаться, включением в цепи управления устройства контроля линий связи и пуска (силовое) УКЛСиП (С):

На практике, правда, ни разу не видел подобное и самому в голову не пришло запроектировать.

Но если мы размещаем УКЛСиП (С) в шкафу, то проблема кнопок локального опробования — в момент нажатия кнопки ручного опробования возникнет сигнал аварии линии.

Распространенным решением всех проблем стало появление в линейке продуктов производителей систем АПС специализированных модулей управления клапанами.

Самыми популярными являются модули адресных систем Болид и Рубеж: «МДУ-1» и «С2000-СП4»:

Есть много альтернативных экзотических решений у других производителей адресных систем пожарной сигнализации.

Модули управления клапанами и другой нагрузкой 220В имеют и контроль целостности цепей и шлейфа состояний и даже кнопки опробования и индикаторы состояний.

Вот коллекция ссылок на страницы модулей управления (адресных и шлейфовых) клапанами от различных производителей:

БР-4 (ПСК-Модуль), ИСМ-220 (Сигма), МАКС-У (Юнитроник), ВЭРС-АСД(У) (ВЭРС), Z-027 (Z-Line), МС322 (Плазма-Т), БУОК (Форинд), БР-1+ (Кластер Автоматики), БУКП-4 (Гольфстрим-Автоматика), БУЭП (ТДС Прибор), КУПТ-06 (Миртен), IMP3 (Лиора), Карат БР4 (Сибирский арсенал), БР-1М (Сис ПБ), ИСМ220 ИСП4 (Рубикон), МС322 (Плазма-Т), МАКС-УРП (Юнитроник), БКПБКП220/РК (Гефест), Астра-БРА (Астра-А Теко).

Надо будет изучить все эти модели подробнее и сделать обзор, хотя всегда оказывается на практике все не так, как предполагал.

При использовании модулей управления клапанами необходимо развести по объекту два кабеля, соединяющие все модули: адресную линию связи и сетевой кабель питания.

Такое решение призвано значительно удешевить и упростить систему противодымной защиты.

Проблемы управления клапанами при различных способах реализации.

Проблемы управления клапанами со шкафов.

Контроль и диспетчеризация. Недостатки шкафа «ВЕЗА ШСАУ ВПД-4П1-3К2» в том, что нет контроля целостности линий и нет совокупного выходного сигнала о том, что все клапана закрыты. Все это требует дополнительных элементов шкафа, что ведет к усложнению схемы и удорожанию.

Контроля целостности линий управления клапанами не видел ни у одного шкафа с релейной логикой. Другое дело — шкаф из блоков.

Дистанционное и ручное (в местах установки) управление. С небольшой натяжкой можно считать, что у шкафа «ВЕЗА ШСАУ ВПД-4П1-3К2» есть способ осуществить дистанционное ручное управление при помощи клемм для подключения пульта дистанционного управления ПДУ.

Но как осуществить ручное управление в местах установки клапанов, которые подключены к шкафу управления? Тогда нужно постоянное присутствие и нуля и фазы в месте подключения клапана, что влечет за собой необходимость применения 6-ти проводного кабеля для реверсивных клапанов (0, фаза, сигнал «открыт», сигнал «закрыт», сигнал на открытие, сигнал на закрытие).

Шкаф «ВЕЗА ШСАУ ВПД-4П1-3К2» для подключения клапанов требует именно 6-ти проводной кабель, хотя, казалось бы, можно было бы обойтись и 5-ти проводным, используя общий 0.

Если клапана управляются при помощи шкафов управления, то на панели шкафа управления может быть кнопка опробования каждого клапана — вероятно эти кнопки прокатят в качестве местного ручного управления.

Сигналы состояния клапанов. Самая большая проблема такого способа вообще — необходимость привести сигнал состояния заслонки клапана. Это сигналы силовой логики, поэтому нужны силовые кабеля.

Например, в приведенном выше шкафу, в следствии того что общим для управления клапана есть 0, а общим для контроля клапана есть фаза, то к каждому клапану необходимо протянуть кабель с 6-ю проводниками. Огнестойкий силовой кабель с 6-ю проводами — это дорогой кабель В схеме для подсоединения клапана вообще предусмотрено 7 клемм, хотя две из них можно объединить.

Более удачные схемы шкафов требуют проводки 5-ти проводного кабеля.

Даже если управление клапанов может осуществляться одним кабелем, идущим от шкафа по всем клапанам (что возможно только для ОЗК), а клапана подключаться в цепь параллельно — все равно сигналы состояния должны быть индивидуально собраны от каждого клапана.

Проблемы управления клапанами с использованием модулей.

Если требуется блокировка запуска противодымного вентилятора пока не открыт хотя бы один (или все) клапан соответствующей противопожарной вентиляционной системы — то эта задача ложиться на сценарии, выполняемые в контроллере АПС.

Пусконаладочные работы сложнее. Система оказывается должна быть проще в монтаже и дешевле (что не факт), но непременно будет сложнее в настройке.

Оказалось, что подружить приводы клапанов и модули управления нелегко. У дешевых приводов (а для ОЗК будут установлены именно дешевые приводы) что-то не так с сопротивлением обмотки. Необходимо подбирать дополнительные сопротивления и конденсаторы в силовую цепь управления приводами, чтобы модуль управления все время не ругался на обрыв или КЗ линии управления.

Производитель С2000-СП4 предлагает такие решения:

Но в итоге на объектах можно увидеть такую картину:

Резистор нагревается до температуры плавления пластика.

Более того, оказалось что клапаны бывают «вырубленные топором», что не позволяет корректно настроить работу концевых датчиков хода. Если шлейф, при невозможности настройки, можно обмануть, то модуль ругается и глючит.

Поэтому сам стараюсь избегать модулей управления клапанами для огнезадерживающих клапанов. А вот с дымоудалением и подпором воздуха ничего не поделаешь — тут только модули. Если конечно на объекте не запроектированы шкафы с релейной логикой.

Ручное управление в местах установки клапанов.

Это очень неприятное требование.

При использовании адресных датчиков и адресных модулей управления клапанами (то-есть при наличии адресных линий) часто эту задачу решают применением желтых адресных устройств дистанционного пуска (УДП).

Считаю это неправильно, поскольку пуск не ручной, а посредством АПС.

И думаю что лучше использовать кнопочные посты «ПКЕ 212-1», которые стоят 70р.

Бывают ПКЕ с одной и двумя группами контактов.

Если применяется модуль управления клапаном, то ПКЕ подключается на соответствующий вход, который есть у каждого такого модуля.

На некоторых объектах можно видеть даже такое:

Если клапан управляется релейной логикой, то для ОЗК ПКЕ разрывает фазу при нажатии, а для КДУ и КПВ — ПКЕ обрывает фазу на закрытие и замыкает фазу на открытие. В этом случае фаза должна всегда присутствовать в месте подключения клапана. Если шкаф контролирует целостность цепи клапана, то будет сформирован сигнал «Авария».

Считаю что кнопки местного опробования клапанов не должны быть сертифицированы, поскольку они не участвуют в системе противопожарной безопасности здания — только служат для техобслуживания и пусконаладки.

Если клапана управляются при помощи шкафов управления, то на панели шкафа управления может быть кнопка опробования каждого клапана — вероятно эти кнопки прокатят в качестве местного ручного управления.

Контроль целостности цепи управления клапанами.

Как видно из всего вышесказанного, основная проблема с клапанами возникает в связи с требованием контроля целостности цепи управления потребителем 220В.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис