Привод тойота фортунер зимой

И телогрейку захвати! Зимние забавы на обновленном Toyota Fortuner

Самый доступный внедорожник японской марки получил свежий 200-сильный турбодизель от Land Cruiser Prado и кое-что еще.

В Таиланде Fortuner второго поколения собирают с 2015 года, но с Россией Toyota долго осторожничала. Одно дело привозить к нам полноприводники из клана Land Cruiser, которые сами себя продают в силу репутации и легендарности имени, а совсем другое – продвигать грубоватый внедорожник на рамной основе, унифицированной с утилитарным пикапом Hilux.

В 2017-м японцы все же решились. Не исключено, с оглядкой на устойчивый спрос на сходный по концепции Mitsubishi Pajero Sport. Хитом Fortuner с тех пор, правда, не стал, однако в своих внутренних планах японская компания, похоже, преуспела, иначе бы не стремилась с такой оперативностью выкатить на наш рынок обновленную модель. Прошлым летом рестайлинговый внедорожник представили официально и почти сразу же сертифицировали в РФ.

Вот только по производственным причинам модернизацию пришлось растянуть во времени. Завод неспешно раскачивался с заказами, поэтому Toyota вынужденно начала поставки с доступных бензиновых версий. И лишь под занавес года до России добрался самый интересный (и самый дорогой) Fortuner – дизельный. А примечателен он тем, что позаимствовал свежий мотор 1GD-FTV у более статусного Land Cruiser Prado, с которым мы уже успели свести знакомство.

Читайте также:  Машина с ножным приводом приводится в движение

Так что считайте этот обзор своего рода второй – климатической – частью испытаний нового двигателя с увеличенным турбокомпрессором, доработанными камерами сгорания и интеркулером, повышенным давлением впрыска, рядом других новшеств. Ведь «Прадик» мы гоняли осенью, а Fortuner угодил в редакционный гараж в аномальные для Москвы снегопады и крепкий мороз. И вроде бы все привыкли: современную машину зимними невзгодами не испугать. Однако именно холода заставили радикально пересмотреть оценку японского турбодизеля.

Колотун Иванович

Меня сложно упрекнуть в излишней теплолюбивости. Пляжным ленивым утехам предпочитаю строгость севера; летом друзья шутят, будто лютый кондиционерный холод позволяет возить в моей машине мороженый минтай; да и зимой не имею привычки «печку» в режим «ташкент» выкручивать. Но в дизельном «Форчунере» и при такой загрубевшей шкале температурного комфорта царит, простите за кондовость речи, зверский дубак.

Тойотовцы старались: электрический дополнительный отопитель салона положен солярочной версии по умолчанию, равно как «волшебная» кнопка Power Heat, поднимающая холостые обороты для ускорения прогрева. Ничего не помогает – когда на термометре минус 13-15 градусов, Fortuner вяло генерирует тепло даже на ходу. Более того, со снижением нагрузки (уткнулись, к примеру, в затор) двигатель норовит остыть.

А на месте молотить так вообще бесполезно. Поэтому если ваш путь русской зимой лежит по «пробкам», остается лишь радоваться жару от подогрева руля и кресла – с их эффективностью порядок. В то время как и при горячем моторе на климат-контроле приходится выставлять не меньше 25 градусов. Конечно, если ехать долго, салон постепенно протопится, но раньше дизельный Fortuner таким нарочито холодным отношением к пассажирам не отличался.

Логично было бы обвинить в бедах дефектное «железо» – вдруг неисправный термостат дурит? Но машина-то совсем свежая, с пробегом смешные 1,5 тысячи километров… Не хочется думать о тойотовской сборке и поставщиках так плохо. Поэтому, скорее всего, виноват высокий тепловой КПД турбодизеля, хотя водителю и пассажирам от этого не легче.

Где суше – там и быстрее

Другое серьезное неудобство на снегу и льду – незатейливая схема полного привода. Это у современных «Крузаков» тяга постоянно распределяется на все «лапы». А Fortuner имеет трансмиссию с жестко подключаемыми при необходимости передними колесами (как на наших УАЗах с поправкой на наличие хитрого механизма ADD деактивации одной из полуосей), что зимой диктует водителю три варианта поведения.

Ты либо позволяешь электронике тотально задушить по умолчанию заднеприводный Fortuner, нон-стоп наблюдая перед глазами тревожный янтарь лампы антипробуксовки, а за стеклом – бодро уезжающих вперед соперников по светофору. Или же решительно отказываешься от компьютерной помощи (выключать стабилизацию Toyota, к слову, требует на месте, а трекшн-контроль разрешает вырубать и в движении) и везде мчишь размашисто, виляя хвостом. Компромиссный расклад – рука постоянно на переключателе режимов: 4х4 допустимо активировать на ходу (до 100 км/ч), но так Toyota хуже поворачивает, а трансмиссия сильнее нагружается.

Вдвойне напряжна эта возня по той причине, что новый турбодизель – отнюдь не овощ. При рабочем объеме 2,8 л «четверку» форсировали до 200 л.с. и весомых 500 Нм (было – 177 сил и 450 «ньютонов»), которые уходят на прежний шестиступенчатый автомат уже с 1600 об/мин. Toyota почему-то стесняется называть время разгона «Форчунера» до сотни, хотя даже по скользкому 2,2-тонный рамник на нешиповке способен уложиться в достойные 11-12 секунд. А летом определенно будет еще бодрее. Так что при нормальном сцеплении с дорогой внедорожник больше не теряется в потоке и успокаивает ощущением солидного запаса под педалью.

Да и в остальном машина «по мотору» теперь едет куда приятнее: упруго набирает ход, чрезмерно не шумит, гуманно потребляет топливо – средний расход при морозах от минус 13 до минус 27 градусов составил без малого 10 л/100 км. Иными словами, преимущество над дореформенным дизелем – по всем драйверским фронтам. Плюсуйте к этому расторопную коробку, которую вдобавок можно взбодрить режимом Sport. К слову, три пакетные калибровки (Eco, Norm, Sport) отныне доступны и для прочих систем шасси. Но это так, побаловаться.

Свобода требует контроля

Уверенная сила мотора ложится в масть на серьезные вездеходные умения «Форчунера». Понижающая передача и принудительная блокировка заднего дифференциала если и пригодятся, то где-то далеко от жилых кварталов – на нетронутой целине.

А в заснеженном городе решают высоко поднятые бамперы, клиренс в 22,5 см и активированный полный привод. Пока соседи кружат по двору, пытаясь пристроить «пузотерки» и моноприводные паркетники на относительно расчищенные места, Toyota просто паркуется там, где прикажут. И на утро столь же невозмутимо увозит по делам.

На ходу, помимо телогрейки, Fortuner требует твердой руки. Это вам не дружелюбный кроссовер вроде RAV4, да и тот же Land Cruiser Prado ведет себя покладистее. А здесь – пустоватый, «длинный» руль с вялым откликом (обещанный модернизацией улучшенный гидроусилитель помогает слабо); высокая посадка, помноженная на ощутимые крены; нежелание четко держать курс в обледенелой колее и нервность при перестроениях через снежные заносы (во всяком случае, на нешиповке Continental VikingContact 7).

Плюс при колебаниях неразрезного моста и мясистых 18-дюймовых колес машину изрядно потряхивает, хотя запас энергоемкости внушительный – если что, «Форч» и напролом готов.

Заповедник «ламповой» атмосферы

Внутри Fortuner тоже сработан грубее прочих внедорожников Toyota, «грузовое» происхождение и в салоне дает себя знать. Но на удобстве это мало сказалось: убрать бы с обода руля спорную с эстетической точки зрения, вдобавок холодную и скользкую деревянную вставку, к эргономике вопросов почти бы не возникло. Условие одно – адекватный рост водителя. Мне при своих 185 см пришлось отодвинуть сиденье до упора назад, спинку наклонить до предела вперед, а «баранку» полностью вытянуть на себя. Окажись в кресле человек покрупнее, настроить правильную посадку у него бы уже не вышло.

А еще Fortuner огорчит почитателей блогеров-распаковщиков гаджетов и прочей сенсорной чепухи. Приборы здесь – классические аналоговые циферблаты, причем оформленные лаконичнее прежних. Бортовыми функциями заведуют хваткие крупные переключатели. Трансмиссионный рычаг – это именно рычаг, а не электронный селектор. Основательная фурнитура, добротная. Даже фирменные ветхозаветные цифровые часы на месте. И внезапно японцы по привычке не сэкономили на автостеклах (хотя бензиновую версию такой «роскошью» не наделили).

Реверанс в сторону моды тойотовцы, тем не менее, сделали, заменив при рестайлинге прежний экран мультимедийки на вариант покрупнее – восьмидюймовый – с поддержкой Apple CarPlay и Android Auto. Однако вокруг него рассыпали опять же физические кнопки. И знаете, подобная легкая старомодность «Форчунеру» к лицу. Суровый автомобиль для серьезных дел и уверенных в себе водителей.

А как там пассажиры?

Им в целом живется неплохо. Для рамного вездехода второй ряд достаточно просторный – разве что при низко опущенных передних креслах ступням тесновато, а форма подушки не способствует релаксации. Но маленькие неудобства компенсируются всякими приятными штуками: от крючков для сумок и удобного кармашка для телефона с розеткой на 12 вольт до собственного пульта климат-контроля. И по ощущениям диван установлен как бы амфитеатром – чуть выше сидений впереди, поэтому обзор у спутников, с учетом высоты машины, панорамный.

Еще двоих можно отправить в чулан, то есть на тесные раскладные кресла третьего ряда – но с ними придется повозиться. Toyota сохранила решение с откидными стульчиками, которые в нерабочем состоянии прижимаются к боковым стенкам. При должной сноровке трансформация вроде бы не вызывает вопросов, однако такая компоновка исключает шторку багажника (груз на виду у посторонних), ухудшает обзор назад, да и полезного пространства отъедает немало (хотя при желании эти два места демонтируются).

Вдобавок в нишу для ног пассажиров «галерки» при торможении скатываются незакрепленные предметы – не забывайте пользоваться крючками на стенках. А еще здесь есть розетка на 12 вольт, расположенная у самой кромки двери: удобно подключать компрессор, если на бездорожье пришлось стравливать шины.

Вывод

Рестайлинг не изменил сложившегося положения вещей. Fortuner по-прежнему ошибочно считать эдаким «Прадо на минималках». У этой машины своя миссия – сугубо утилитарная, хозяйственная; и свой характер – не для нытиков.

И как раз тем, кто использует внедорожник по назначению – в сложных условиях – или в роли тягача, свежий турбодизель однозначно будет полезен, ведь силой мотор обладает изрядной. Но с прогревом на морозе надо что-то срочно делать, иначе и ездить по зиме одно мучение, и двигателю вне границ рабочей температуры трудиться вредно.

Источник

Ворчунер. Тест внедорожника Toyota Fortuner

За семьсот километров по направлениям Южного Урала, которые я проехал на новом внедорожнике Toyota Fortuner, мне считанные разы встречались автомобили дороже полумиллиона. А если учесть, что стоит Fortuner от 2,6 млн рублей, то жить ему у нас в основном в крупных городах. Насколько он уместен на асфальте?

Это Land Cruiser Prado, только подешевле? Ведь тот после рестайлинга подорожал на 50—200 тысяч рублей — если вы, как я, хотите версию с блокировкой ­заднего дифференциала, то готовьте три миллиона триста тысяч! А Fortuner на 700 тысяч дешевле. Хотя и блокировка, и силовой агрегат здесь точно такие же: турбодизель 2.8 (177 л.с.) и шестиступенчатый «автомат».

Более того, в марте следующего года в России появится антикризисный Fortuner с бензиновым двигателем 2.7 (163 л.с.) и оснащением попроще. Надеюсь, что цену удастся снизить до двух миллионов трехсот тысяч.

Но пока у всех Форчунеров — климат-контроль, обогрев руля, семь подушек ­безопасности, электропривод двери багажника. А еще много подстаканников, два небольших отсека в передней панели, удобный слот для смартфона и розетка для пассажиров второго ряда, в спинках передних кресел крючки. Добавить бы еще обогрев заднего дивана. И места бы сзади побольше — все же колесная база здесь на 45 мм короче, чем у Prado.

Багажник незатейлив, хоть и просторен. Висящие на стенках кресла третьего ряда легко снять и оставить в гараже. Но ни подполья ­(вместо него под днищем закреплена ­запаска), ни шторки. Спасибо за розетку и свет.

У двери багажника медленный электропривод, а сам отсек незатейлив, отдельных ниш и органайзеров здесь нет. Зато объем приличный, сиденья третьего ряда можно снять с помощью инструмента. В кровать салон не трансформируется, но переночевать на природе при сложенных задних креслах вполне возможно

За рулем мне не понравилось. Да, привычного для рамных автомобилей ощущения, что сидишь на полу, не возникает, однако кресло простовато, его подушка коротковата — и не хватает нормального поясничного подпора. Руль регулируется по вылету и по высоте, но диапазоны невелики. Мультимедийная система как у новой Короллы, без единой физической кнопки, — поэтому проще управлять «музыкой» с руля. Зато все остальные переключатели огромные, в том числе и шайба режимов трансмиссии 2Н-4Н-4L.

Стоп, 2H-4H? Да, чуть ли не ключевое отличие от Prado — это отсутствие межосевого дифференциала. В российском офисе Тойоты ничтоже сумняшеся разрешают ездить с жестко подключенным полным приводом где угодно. Но в инструкции-то тем временем четко указано, что использовать режим 4H можно лишь в условиях, которые допускают пробуксовку колес!

Ключевые клавиши скомпонованы на центральном тоннеле: выбор режимов силового агрегата, блокировка заднего дифференциала и отключение системы стабилизации

Тем не менее я поверил на слово нашим — и врубил передок на сухом асфальте. Как и у пикапа Hilux, в переднем редукторе здесь установлен датчик температуры, и в случае перегрева на панели загорится предупреждающая пиктограмма. Но за полсотни километров масло так и не нагрелось до срабатывания сигнализатора. Сколько я за это время израсходовал лишнего топлива из-за циркуляции мощности в жестко замкнутой полноприводной трансмиссии, как этот пробег отразился на износе шин и редукторов — вопросы открытые.

И несмотря на то, что Fortuner легче, чем Prado, субъективно тот даже динамичнее. Дождемся полноценных замеров на полигоне, но первые прикидки показывают, что разгон до 100 км/ч у дизельного Форчунера занимает 15 секунд. Ужас-ужас? Нет, в городе Fortuner пусть и неспешен, однако вполне предсказуем, а шестиступенчатый «автомат» работает медленно, но мягко.

А на трассе Fortuner превращается в Ворчунера: каждый обгон проходит под громкий аккомпанемент дизеля. А хочется не только шума, но и тяги. Однако если ехать с постоянной скоростью и не поднимать стрелку тахометра выше двух тысяч оборотов, то ворчания не заметишь.

Но расход ­дизтоплива не принимать во внимание не выйдет: суммарно на асфальте и грунтовках у меня получилось 14 л/100 км. С учетом 80-литрового бака запас хода не превышает 550 километров — маловато для потенциального экспедиционника.

По управляемости в обычных режимах криминала нет: Toyota неспешно, но адекватно реагирует на действия рулем, ожидаемо кренится и никаких трудностей не создает. Есть даже нормальное реактивное действие. Однако в экстренных ситуациях удивила свободная настройка системы стабилизации: если на Prado или пикапе Hilux при резком перестроении она сразу гасит скорость и порой даже мешает вернуться на свою полосу, то здесь никакого вмешательства в развивающийся занос! Пока не корректируешь рулем, электроника молчит.

А если совместить торможение с маневром «объезд», то хорошо заметны растормаживания. Так что в нештатных ситуациях на асфальте Fortuner не лучший помощник.

И как выключить этот «массаж»? Еще на городских заплатках Fortuner начинает усердно потряхивать пол и сиденья, заметны вибрации от крупных колес, пружинная ­задняя подвеска проходит «лежачих полицейских» жестче передней, на трассе ко всему этому прибавляется танец рулевой колонки. А на самых крупных асфальтовых ямах с острыми краями передняя подвеска срабатывает до отбойников. Увы, в этом Fortuner куда больше похож на Mitsubishi Pajero Sport, нежели на комфортный Prado.

Кстати, Fortuner роднит со Спортом еще и происхождение: оба собирают в Таиланде в основном для азиатских рынков. А российский для Форчунера самый морозный, поэтому у машин для нашей страны другой хром наружной отделки, крупнее бачок омывателя, а в систему отопления встроен электроподогреватель на 0,5 кВт.

Дороги в Азии, кстати, тоже так себе. Но нашу российскую гребенку Fortuner явно не любит и смело делится своим мнением с пассажирами: тряска, удары, вибрации. На ­заднем приводе под присмотром системы стабилизации Toyota часто требует коррекций рулем, а в полноприводном режиме стабильна — однако поворачивает не слишком охотно. Расцветает машина лишь на грунтовке: там, где нет острых ям и коротких волн, мчит словно на воздушной подушке!

А еще Fortuner любит настоящее бездорожье. Под металлической защитой поддона двигателя я намерил 225 мм — неплохо. Свесы аккуратные, воздухозаборник выведен в правое крыло. «Автомат», правда, при использовании пониженного ряда работает неоптимально: долгие паузы между переключениями мешают аккуратно дозировать тягу. И учтите, что вместо честного ручного режима у Тойоты традиционно лишь диапазоны. То есть позиция 3 — это не третья передача, а все ступени не выше третьей.

Двигатель прикрыт толстой металлической защитой, небольшой лист закреплен на раздаточной коробке, но поперечина рамы перед ней может стать якорем в колее

Ну а система стабилизации имитирует межколесные блокировки явно хуже, чем у Mitsubishi: с ее помощью Fortuner едет рывками. Поэтому лучше сразу активировать механическую блокировку ­заднего дифференциала, вместе с которой выключаются все системы помощи, в том числе и АБС. Тогда Toyota ползет по сложному рельефу уверенно и контролируемо. На крутом спуске можно активировать отдельного ассистента — который, в отличие от остальных электронных помощников Форчунера, работает отлично: очень пригодился на обледенелых предгорьях ­Южного Урала.

Ход задней зависимой подвески гигантский. При диагональном вывешивании имитация межколесных блокировок работает ­грубо — лучше воспользоваться механической блокировкой ­заднего дифференциала

Под днищем беспокойство вызывают только проводка задних датчиков АБС, которую можно повредить в колее, и поперечина рамы перед раздаточной коробкой. А внедорожному тюнингу способны помешать довольно тесные арки, в которых штатные шины размерности 265/60 R18 стоят почти вплотную.

Резюме? Появление еще одного настоящего внедорожника на российском рынке я приветствую. Но позиционирование у Форчунера странное: городская оболочка, сельская начинка и столичная цена. Для внедорожья выгоднее купить пикап Hilux, а на все случаи жизни лучше подойдет Land Cruiser Prado с постоянным полным приводом.

Поэтому 2 млн 850 тысяч рублей за Prado в комплектации Комфорт мне видятся куда лучшим вложением, чем та же сумма за Fortuner, пусть и с лучшим оснащением. Тем более что отказаться от «тайского массажа» на неровной дороге в ­Форчунере-Ворчунере, увы, не ­выйдет.

Паспортные данные
Автомобиль Toyota Fortuner
Размеры, мм
длина 4795
ширина 1855
высота 1835
колесная база 2745
колея передняя/задняя 1545/1555
Снаряженная масса, кг 2215
Полная масса, кг 2735
Двигатель дизельный, с турбонаддувом
Расположение спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 2755
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 177/130/3400
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 450/1600—2400
Коробка передач автоматическая, 6-ступенчатая
Привод полный, с подключаемым приводом передних колес
Передняя подвеска пружинная, независимая, на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска зависимая, пружинная
Максимальная скорость, км/ч 180
Емкость топливного бака, л 80
Топливо дизельное

Источник

Оцените статью
Авто Сервис