Проигрыватель с прямым приводом что это

ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ПРИВОДАХ ПРОИГРЫВАТЕЛЕЙ ВИНИЛА

Распростаненное мнение гласит, что 60% звучания винилового проигрывателя определяет картридж, 30% — тонарм и только 10% собственно проигрыватель. Если сравнивать проигрыватели с одинаковыми типами приводов — так и есть, но если сравнить разные приводы, то окажется, что влияние вертушки может быть очень значительным.

Широко известны три типа приводов: пассиковый, роликовый и прямой. Большинство современных вертушек оснащены пассиковыми приводами. Для недорогих и среднебюджетных моделей такой привод является самым выгодным в производстве – простой моторчик, резиновый пассик, и все крутится. Такая реализация привода – верный способ получить с винила плохой звук. У подобных вертушек очень высокий коэффициент детонации. Если посмотреть на вращающийся диск в микроскоп, вы увидите, что он вращается, делая как бы двадцать шагов вперед – один шаг назад. Это происходит из-за постоянного сжатия-растяжения резинового пассика, и на слух выражается в скрадывании микродинамики – потере струнных щипков, смягчении струнных и барабанных атак. Это может быть незаметно при первом прослушивании, но если вы некоторое время послушаете вертушку с прямым приводом, а потом запустите те же самые пластинки на среднебюджетном пассиковом вертаке, то с удивлением обнаружите, что звучит все вроде бы точно так же, но слушать стало почему-то скучно. Когда из музыки пропадают микродетали, которые хорошо передают прямоприводные столы, она становится постной, и постное воспроизведение – удел большинства пассиковых вертушек, включая достаточно дорогие SME и Avid, не говоря о ProJect-ах и прочих бюджетных моделях.

Читайте также:  Не могу вытащить привод с редуктора

Значит ли это, что пассиковый привод однозначно плох? Нет, потому что при хорошей реализации он позволяет значительно утяжелить вращающийся диск, за счет чего в звуке появляется мощный басовый фундамент. Но динамичным звучанием могут похвастаться только лучшие пассиковые вертушки, в которых борьбе с детонацией уделяется огромное внимание. В них устанавливают 2-3 синхронизированных мотора; минимизируют трение в опорном узле сжатым воздухом, как в TechDAS, или специальным полимером, как в Acoustic Signature. За счет этого коэффициент детонации топовых пассиковых вертушек может составлять 0.08-0.1 — как у лучших прямоприводных. При этом, побеждая минусы пассикового привода, в этих проигрывателях бережно сохраняют его плюсы – снижение вибраций от двигателя, и отвод головки звукоснимателя подальше от магнитного поля, которое создает мотор.

Прямоприводные проигрыватели пережили свой звездный час в 80х годах прошлого века, когда японские производители покорили мир точными и тихими моторами своих вертушек – Denon серии DP, Victor TT, Micro Seiki DDX и DD, Technics SL-1200 и других. Звучание проигрывателей с прямым приводом было более динамичным, сочным и естественным, чем у пассиковых собратьев тех лет. По этой причине, при выборе винтажных проигрывателей однозначно имеет смысл отдавать предпочтение прямоприводным а не пассиковым моделям.

Прямоприводная Micro Seiki DDX1000

Конечно, не будем забывать, что винтажная техника редко сохраняет до нашего времени заводские параметры. Только при очень сильном везении вы получите от прямоприводной винтажной вертушки минимально возможный коэффициент детонации 0.07-0.08. Более вероятный результат – 0.1-0.15%, и это все еще очень приличные характеристики, превосходящие многие современные пассиковые «вертаки», среди которых КД 0.3-0.5% — обычное дело. На фото ниже результаты замеров коэффициента детонации (wow/flatter) прямоприводных проигрывателей Victor TT101 и Micro Seiki DDX1000.

Если бы коэффициент детонации был единственной конструктивной проблемой вертушки, прямой привод стал бы идеальным решением, но в сложном устройстве проигрывателя винила складывается так много факторов, что решая одну проблему, конструкторы немедленно сталкиваются с другой. Прямой привод передает на диск вибрацию от мотора, которую вы можете не слышать, но которая незаметно размывает звучание, делая расплывчатым второй план музыки. Кроме того, головка звукоснимателя постоянно находится в магнитном поле, которое создает двигатель, и это магнитное поле вмешивается в работу магнитной системы головки, незаметно зашумляя звук. У некоторых проигрывателей магнитное поле мотора настолько сильное, что буквально притягивает картридж, отчего по мере приближения звукоснимателя к шпинделю прижимная сила, действующая на иглу, возрастает на 0.3-0.5 гр. по сравнению с внешним краем пластинки. Еще один минус прямого привода – невозможность установки на вертушку тяжелого диска с большим моментом инерции. Диски прямоприводных вертушек обычно весят 2.5-3.5 кг, а фундаментальный звук появляется только при весе диска от 6 кг. и выше.

Конструкция прямого привода достаточно сложная. В 80е годы выпускалось огромное количество проигрывателей, и массовое производство позволяло окупать затраты на изготовление сложных устройств. В 90е и 2000-е годы производить прямоприводные вертушки стало невыгодно, и их полностью вытеснили пассиковые модели. Сегодня рост интереса к винилу и, соответственно, увеличение продаж проигрывателей, позволяют некоторым производителям возобновить производство прямоприводных фономоторов. В частности, этим занялись компания Torens и компания Thrax, для которой делает приводы немецкая фирма, возглавляемая бывшим главным инженером знаменитой европейской марки Dual.

Проигрыватели с роликовым приводом стоят особняком. Во-первых, потому что процент роликовых вертушек от общего числа относительно невелик – Garrard, Lenco и EMT – первое, что приходит на ум. Во-вторых, роликовый привод более требователен к обслуживанию, и найти сегодня тихий и плавный роликовый движок намного сложнее, чем приличный прямой или пассиковый. Половина винтажных роликовых столов, даже после обслуживания, играют с шумом и рокотом, вызывая насмешки и неприятие владельцев «директов» и «пассиков».

Роликовые столы грешат иногда излишне драйвовой подачей музыкального материала. Кажется, что музыканты перед выступлением приняли что-то стимулирующее и вышли на кураже. Нравится это не всем, а слушателей, привыкших к плавно-ленивой подаче пассика, даже тянет проверить – не крутится ли диск роликовой вертушки на 3-4 оборота в минуту быстрее стандартных 33.33.

Конструктивно хороший роликовый привод лишен недостатков директа и пассика, но имеет свои минусы, главный из которых – детонация ролика в точке соприкосновения с диском.

В сухом остатке, каждый привод имеет свои достоинства и недостатки, и если учитывать их при выборе проигрывателя, то это существенно упростит задачу, сразу отсекая большие классы вертушек.

Так, сразу отпадают все низко и среднебюджетные новодельные «вертаки». Мало того, что все они имеют плохо реализованный пассиковый привод, так у них к тому же легкие диски, высокий уровень трения в опорном подшипнике, моторы с нестабильной скоростью и легкие шасси. Про дрянные тонармы-палки я даже не говорю – здесь мы обсуждаем приводы.

При покупке проигрывателя среднего класса, стоимостью до 3500 евро за вертушку, я бы рекомендовал обращать внимание только на винтажные прямоприводные модели с возможностью установки отдельно приобретаемого тонарма. Примеры таких вертушек приведены в статье ИДЕАЛЬНЫЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ ВИНИЛА. Да, на диск идет вибрация от мотора, да, головка работает в магнитном поле, но все же винтажные прямоприводные вертушки звучат намного живее и естественнее среднебюджетных пассиковых.

С более высоким бюджетом можно рассматривать топовые винтажные пассиковые вертушки типа Micro Seiki серии BL. У таких проигрывателей тяжелое основательное шасси, хороший опорный подшипник и тяжелый бронзовый диск. Для этих моделей есть пассики из нерастягиваемой прорезиненной ткани, а модель BL111 допускает установку пассика из кевларовой нити, что в сочетании с бронзовым диском делает этот проигрыватель лучшим в бюджете до 4000 долларов. При этом нужно учитывать, что все пассиковые Micro Seiki требуют серьезного профилактического обслуживания с заменой смазки и шлифовкой вала. Вертушка в состоянии «как есть» будет страдать заметной нехваткой динамики, даже стабильно выдавая требуемые 33.33 оборота. Проще говоря, вам все время будет казаться, что музыканты спят.

Если не хочется возни с ремонтом, то в бюджете от 3500 евро можно рассмотреть лучший на сегодня среднебюджетный проигрыватель Acoustic Signature Maximus NEO. Конструктивно это старая-добрая вертушка Micro Seiki серии BL, выполненная с применением современных технологий и не требующая обслуживания. Тяжелый диск, тяжелое инертное шасси на гелевых виброгасящих ножках, низкий коэффициент трения в опорном узле, выносной блок питания и мотор с высоким и стабильным крутящим моментом делают звучание этого проигрывателя сочным, фундаментальным и динамичным. Конечно, при наличии хорошего фонокартриджа.

Экспериментировать с роликовым проигрывателем имеет смысл, когда одна хорошая вертушка у вас уже есть и хочется разнообразия. Все-таки роликовый звук имеет свои особенности, которые могут не понравиться, или понравиться поначалу, а потом утомить. Очень может быть, что вам попадется прекрасный роликовый проигрыватель, и вы станете горячим приверженцем этого типа привода, но есть такая же вероятность, что проигрыватель окажется плохим и разочарует. Громкие имена вроде EMT или Garrard ничего не гарантируют – из двух EMT 927, прошедших одинаковое сервисное обслуживание, один может звучать фантастически, а второй скучнее прямоприводной вертушки. Чистая лотерея.

Есть еще один вариант потестировать роликовый привод, причем иметь его в качестве опции альтернативной пассику. Речь идет об автономном роликовом приводе, который устанавливается на стол рядом с вертушкой. Это очень интересный вариант, но подходит он только проигрывателям определенной конструкции – тем, у которых высокий тяжелый диск с гладкой боковиной установлен на трех или четырех-опорной станине, размеры которой не сильно превышают размеры самого диска. Ниже приведен пример вертушки такой конструкции и дана ссылка на видео, где заснят такой ролик в деле. О моем личном опыте использования такого привода вы можете прочитать в статье ЧУДО-РОЛИК.

Самые лучшие вертушки сегодня почти все пассиковые: TechDAS, Acoustic Signature, TW Acoustic, Kronos. О том, какие конструктивные особенности необходимо заложить в проигрыватель, чтобы он поднялся на вершину винилового Олима, читайте в статье ВИНИЛ — 7 ШАГОВ К АБСОЛЮТУ.

Если вам требуется персональная консультация для выбора проигрывателя винила, вы можете заказать ее, написав по адресу hiendmusicru@gmail.com

Вы всегда можете послушать топовые виниловые тракты у меня в мастерской или в нашем шоу-руме Huge Sound.

Источник

Проигрыватели винила с пассиковым и с прямым приводами – все, что нужно знать

Сохранить и прочитать потом —

Если вы когда-либо пытались изучать техническое описание проигрывателя, то в какой-то момент, скорее всего, оказывались погребенными под завалом вроде бы бессвязной информации. Список характеристик Hi-Fi-компонента часто бывает похож на калейдоскоп результатов измерений и дежурных фраз, цель которых заключается лишь в том, чтобы поразить и запутать читателя.

Есть простой принцип: если выбранный Hi-Fi-компонент вписывается в ваш бюджет и обладает всеми нужными характеристиками, то единственное, на что стоит ориентироваться – его звуковые качества. И он определенной степени верен.

Тем не менее, знать смысл этих загадочных терминов бывает полезно. Так что если вы когда-либо задумывались о том, чем отличаются разные типы приводов, мы поможем вам разобраться в этом.

В чем разница?

Кто хотя бы немного интересовался тем, как работает проигрыватель, уже имеет об этом некоторое представление, так как названия говорят сами за себя.

У моделей с прямым приводом мотор расположен под опорным диском и вращает его непосредственно.

У вертушек с пассиковым приводом он смещен в сторону, а его вал обернут тонким пассиком, чаще всего резиновым, который охватывает опорный диск и вращает его подобно барабану.

Пока что все вполне понятно.

Почему компании отдают предпочтение одной из схем передачи вращения?

Конечно, если бы один из этих двух подходов был идеален, никто бы не стал выбирать второй; у каждого из них есть как сильные, так и слабые стороны. Фактически производитель выбирает тип привода, исходя из того, с какими его недостатками легче бороться, максимально используя присущие ему достоинства.

Главные плюсы проигрывателей с прямым приводом связаны с их более высоким крутящим моментом. Это означает более высокую начальную скорость и меньшую чувствительность к внешним воздействиям (таким как вес картриджа, игла которого отслеживает рельеф канавки диска).

Благодаря быстрому выходу на нужную скорость привод этого типа горячо любим диджеями, став для них культовым инструментом практически сразу же после изобретения его инженером Matsushita Шуичи Обатой в 1969 году: он позволяет останавливать виниловую пластинку и “отматывать” её вручную в обратную сторону, согласовывая ритмы композиций, воспроизводимых на двух проигрывателях.

Однако из-за того, что опорный диск прикреплен к двигателю, вибрации от последнего передаются на него – а затем, разумеется, на картридж. Поэтому звучанию неизбежно присущ некоторый уровень искажений.


Компания Technics выпустила новую версию SP-10 – проигрывателя с прямым приводом, созданного Шуичи Обатой в 1969 году.

Изоляция двигателя в моделях с пассиковым приводом позволяет отчасти обойти эту проблему: вибрации частично гасятся за счет резинового ремня. Снижение уровня помех от мотора качественно изготовленного проигрывателя с пассиковым приводом будет ощущаться и в звуке, поскольку картриджу станет проще отслеживать информацию, выгравированную в канавке диска.

Но из-за конечной упругости ремня, а также допуска, необходимого для свободного перемещения вокруг опорного диска и оси шкива, скорость вращения оказывается не вполне стабильной в силу растяжения и потенциального проскальзывания.

Этот недостаток может усугубиться из-за неоднородной толщины пассика по всей длине или не вполне идеальной цилиндрической формы опорного диска и шпинделя двигателя. В данном случае, чем выше качество, тем больше стоимость: производители тратят время на обработку деталей с максимально возможной точностью.

Не менее важна и шлифовка подшипника. Неровный ход негативно сказывается на двигателе любого типа.

В моделях с прямым приводом он превращает пластинку в движущуюся мишень для иглы картриджа, что снижает точность считывания. С другой стороны, давление пассика может смещать подшипник в сторону, создавая больше шума.

В моделях High-End-класса с пассиковым приводом нередко устанавливается несколько двигателей, что позволяет уравновесить натяжение на опорном диске и повысить точность.

Замена или апгрейд пассика

Пассики обычно рассчитаны на долгий срок работы, но они требуют замены в случае, если становятся слишком свободными, трескаются или растягиваются до возникновения неровностей в некоторых областях. Впрочем, новый пассик, скорее всего, прослужит несколько лет.

Некоторые компании предлагают замену пассиков на более качественные. Они могут быть изготовлены из других материалов и обеспечивать улучшенное демпфирование или увеличенный срок эксплуатации; впрочем, это еще больше зависит от того, насколько внимательны были производители этого элемента и удалось ли им обеспечить максимальную или хотя бы повышенную однородность его формы.

Есть ли разница для слушателя?

Определенно не в той степени, чтобы делать выбор модели исключительно на основе типа привода. Все зависит от звука; и если вы довольны звучанием проигрывателя, то способ приведения опорного диска в действие не должен вас заботить в процессе тестирования.

Так получилось, что все обладатели награды Award журнала What Hi-Fi? нынешнего года оказались с пассиковыми приводами: Audio Technica AT-LP3, Clearaudio Concept, Sony PS-HX500 и Rega Planar 1, Planar 3/Elys2 и Planar 6/Ania. Но эта победа досталась им исключительно благодаря качеству звучания – хотя нельзя отрицать тенденцию к более широкому использованию приводов данного типа в моделях для домашнего пользования. В прошлом году среди награжденных был проигрыватель Audio Technica AT-LP5 с альтернативным вариантом.

Тем не менее, понимать в общих чертах, как работает ваша вертушка, может оказаться не лишним – особенно если вдруг что-то пойдет не так.

Вся техника была протестирована в специальных комнатах «What Hi-Fi?»
https://www.whathifi.com/news/about-us

Подготовлено по материалам портала «What Hi-Fi?», январь 2021 г.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис