Редуктор передний привод акпп

Редуктор передний привод акпп

Редукторы АКПП планетарного типа

В АКПП обычно используются редукторы планетарного типа, отличающиеся от зубчатых редукторов прямого зацепления повышенной компактностью.

Редуктор, состоящий из единственного планетарного ряда при единственном вале способен обеспечить организацию двух ходовых скоростных режимов, плюс задняя передача (реверс).

Благодаря распределению нагрузки одновременно между несколькими зубчатыми зацеплениями, планетарные редукторы могут использоваться для передачи более высоких крутящих моментов.

Так как шестерни планетарного редуктора коробки-автомат находятся между собой в постоянном зацеплении, исключается вероятность их повреждения в момент переключения передачи, тем же объясняется и повышенная плавность переключений.

И, наконец, помещение всех компонентов планетарного редуктора в общую плоскость позволяет существенно упростить механизм переключения передач.

Компоненты типичного планетарного редуктора АКПП

Простейший планетарный ряд редуктора автоматической коробки передач состоит из трех основных компонентов: орбитальной шестерни внутреннего зацепления, водила с закрепленными в нем сателлитами и солнечной шестерни.

Солнечная шестерня помещается в центр сборки, все остальные шестерни вращаются вокруг нее. Сателлиты посажены на короткие оси, закрепленные в именуемом водилом металлическом держателе.

Несмотря на то, что каждый из сателлитов вращается вокруг собственной оси, будучи посаженными в водило, они образуют как бы монолитную сборку, вращающуюся вокруг солнечной шестерни.

Орбитальная шестерня оборудована внутренним зубчатым венцом и заключает в себя всю редукторную сборку.

Так как все шестерни планетарного ряда коробки-автомат находятся между собой в постоянном зацеплении, любая из них может выступать в роли как ведущей, так и ведомой, в зависимости от того, какой из элементов заблокирован, а какой будет обеспечивать непосредственную выдачу крутящего момента.

Распределение потоков мощности редукторов АКПП

В планетарных редукторах автоматической коробки передач может быть реализовано пять основных схем распределения потоков мощности

— Любые два элемента подсоединяются к входному валу, ни один из них не закреплен стационарно и все они вращаются как единая сборка.

— Направление и частота вращения выходного вала совпадают с частотой и направлением входного, передаточное отношение составляет 1:1;

— Орбитальная шестерня заблокирована, солнечная приводится во вращение от входного вала.

— Соединенное с выходным валом водило будет вращаться в том же направлении, что и солнечная шестерня, но с более низкими оборотами (усиление крутящего момента);

— Заблокирована опять орбитальная шестерня, однако входной вал подведен к водилу, крутящий же момент снимается с вращающейся с большими оборотами солнечной шестерни;

— При закреплении стационарно водила сателлитов вращение любого оставшегося элемента (солнечной или орбитальной шестерни) будет приводить к тому, что оставшийся элемент начнет вращаться в противоположном направлении.

— Обычно в качестве ведущей шестерни используется солнечная, а в качестве ведомой — орбитальная, что позволяет одновременно обеспечить понижение передаточного отношения (задняя передача с повышающим передаточным отношением в АКПП не используется);

— При отпускании всех элементов редуктора и удерживании под нагрузкой выходного вала входной вал может продолжать вращаться свободно без снятия с него крутящего момента.

Все свободные компоненты редуктора коробки-автомат будут вращаться вокруг находящегося под нагрузкой выходного.

Понижающие передаточные отношения редуктора коробки-автомат

В АКПП посредством однорядного планетарного редуктора понижение передаточного отношения (при движении автомобиля вперед) может быть обеспечено двумя различными способами, лишь один из которых может быть реализован в конкретной конструкции.

Большее из двух передаточных отношений получается путем блокировки орбитальной шестерни, подведения мощности к солнечной и снятия крутящего момента с водила.

Для организации меньшего понижающего передаточного отношении блокируется солнечная шестерня, в качестве ведомой используется орбитальная, съем же мощности осуществляется также с водила.

Редукторы АКПП составного типа

В современных АКПП наибольшее распространение в качестве планетарного механизма получили составные редукторы типа simpson и Ravigneaux.

Редукторы коробки-автомат типа Simpson имеют два планетарных ряда, а редукторы Ravigneaux имеют один полуторный ряд. Редукторы Simpson применяются более чем в 70% планетарных механизмов, поскольку позволяют получить независимые передаточные отношения первой и второй передач.

Однако схемы, построенные на базе редуктора Ravigneaux, позволяют организовать до четырех передач, в то время как редуктор Simpson в чистом виде не способен обеспечить более трех рабочих переключений.

В качестве узлов управления в автоматических коробках передач, организованных базе составных редукторов, применяются изготавливаемые на основе специальной целлюлозно-бумажной композиции фрикционные муфты сцепления, либо тормозные ленты.

Планетарный редуктор Simpson

В двухрядных редукторах Симпсон два водила и две орбитальных шестерни установлены торцами друг к другу и посажены на общую солнечную шестерню.

Каждое водило имеет собственное передаточное отношение, что позволяет организовать две понижающих передачи в одной сборке. Выходной вал обычно подсоединяется к орбитальной шестерне одного из комплектов и к водилу второго.

В комплекте с двумя тормозными лентами, двумя дисковыми сцеплениями и роликовой обгонной муфтой редуктор коробки-автомат типа Simpson нашел свое применение в большинстве современных 3-ступенчатых автоматических трансмиссий.

Редуктор автоматической коробки передач обеспечивает включение двух понижающих передач, одной прямой и одной задней. В случае необходимости организации также повышающей передачи на конец выходного вала может быть посажена дополнительная планетарная сборка обычного типа.

Несмотря на множество вариантов реализации, редуктор типа Симпсон всегда можно легко идентифицировать по вытянутой куполообразной форме корпуса, внутрь которого помещается соединенная с барабаном прямого привода солнечная шестерня.

Планетарный редуктор АКПП со сцепленными сателлитами

В составных редукторах автоматической коробки передач типа Ravigneaux используется полуторный планетарный ряд, состоящий из двух солнечных шестерен различного диаметра, одного планетарного водила и одной орбитальной шестерни.

При этом в общее водило посажено два комплекта сателлитов, каждый из которых введен в зацепление со своей солнечной шестерней. Сателлиты одного из комплектов отличаются удвоенной длиной, что обеспечивает возможность ввода их в зацепление одновременно со второй солнечной и с орбитальной шестернями.

Выходной вал подсоединяется либо к орбитальной шестерне, либо к водилу. Для перераспределения потоков мощности используются две мультидисковых муфты сцепления (передняя и задняя), две тормозных ленты и роликовая обгонная муфта.

Применение двух независимых солнечных шестерен и дополнительного комплекта сателлитов позволяет обойтись одной орбитальной шестерней, используя освобождающееся место под размещение элементов сцепления и прочих компонентов.

Как и прочие составные редукторы АКПП, редуктор типа Ravigneaux позволяет организовать в коробке две понижающих передачи, одну прямую и одну заднюю.

Источник

АКПП: преимущества и принцип работы

Автоматическая коробка переключения передач всё чаще и чаще встречается в конструкции транспортных средств. В принципе, такая тенденция особого удивления не вызывает, ибо человек всегда стремился и будет стремиться к автоматизации процессов. Переключать передачи, меняя частоту вращения валов мотора, конечно, можно и в ручную, но гораздо удобней, когда операция происходит автоматически. Как такое возможно? Секрет кроется в устройстве и принципах работы АКПП, более подробно о которых поговорим именно в сегодняшнем материале.

История появления

Автоматическая коробка переключения передач или, как принято в народе, автомат (АКПП) – это неотъемлемый элемент трансмиссии многих современных автомобилей. Главным предназначением этого узла является установка равновесия между крутящимися колёсами и работающим мотором посредством тонкого подбора передаточного числа при каждом режиме работы двигателя. Единственное отличие АКПП от механических коробок заключается в том, что их функционирование полностью автоматизировано и не требует вмешательства водителя.

История появления автоматических коробок начинается с далёких 20-х годов прошлого века, когда на заводе Генри Форда в США проводились первые испытания подобных устройств. Безусловно, АКПП тех времен работали не полностью автоматизировано, то задатки современных автоматов у них уже были, поэтому к данному классу устройств они всё же относятся. Более продвинутые автоматические коробки появились спустя одно десятилетие и делались компанией «Дженерал Моторс». Работали те механизмы по принципу сернопривода и считались полуавтоматом.

Первая более-менее настоящая АКПП появилась в конце 30-х годов прошлого века в Европе. Несмотря на свою новизну, инновационные устройства были слишком дорогие и ненадёжные, поэтому бороться с привычной «механикой» не смогли. Всё изменилось в момент, когда автомобильные инженеры стали проводить эксперименты по внедрению в конструкцию АКПП гидравлики и электроники. В итоге, организация «Крайслер» создала первый автомат на основе гидротрансформатора и гидромуфты, которые стали настоящим прорывом в сфере автомобилестроения.

Первые же прототипы современных АКПП появились в начале 50-ого года 20 века, когда два американских инженера спроектировали коробку, в конструкции которой работали сразу три части:

  • гидравлическая;
  • механическая;
  • и электронная.

Несмотря на столь продуманное устройство автоматической коробки передач, активно использоваться она началась лишь в начале 80-х годов, то есть с развитием микропроцессорных технологий. Позже АКПП стали постоянно модернизироваться и уже сегодня могут смело конкурировать с «механикой».

Устройство и принцип работы автомата

Принцип работы и устройство АКПП более-менее понятны каждому. Основное предназначение этого устройства заключается в автоматизации переключения передач. Однако что такое АКПП с инженерной точки зрения? Давайте разбираться.

В первую очередь, обратим внимание на основные виды автоматических коробок передач, которых всего три:

  • Известный всем вариатор;
  • Роботизированная КПП;
  • И АКПП с гидротрансформатором, которая считается типовым автоматом и будет рассмотрена ниже.

Итак, принцип работы АКПП предполагает тесное взаимодействие механических, гидравлических и электронных устройств. В конструкции коробки эти элементы представлены следующими деталями:

  • Гидротрансформатор, принимающий крутящий момент от мотора и передающий его на следующий за ним вал;
  • Коробка переключения передач планетарного типа, которая принимает усилие, отданное мотором через гидротрансформатор, и приводит колёса в движение посредством взаимодействия с главным редуктором;
  • Устройства управления, часть из которых отвечает за механику работы АКПП (доставляет масло к исполнительным механизмам, например), а другая часть – за головное управление узлом.

Если вдаваться в подробности того, как работает АКПП, то стоит отметить следующие этапы её функционирования:

  1. Двигатель через соответствующие валы передаёт крутящий момент на гидротрансформатор;
  2. Затем гидротрансформатор переправляет усилие на планетарный механизм;
  3. Последний получает управляющие сигналы от специальных блоков управления, анализирующих информацию относительно работы автомобиля в данный момент времени, и включает нужную передачу;
  4. После этого кручение передаётся на ведомые колёса и машина едет.

Безусловно, принцип действия автомата более сложен, но отмеченный выше порядок его работы в полной мере отражает то, как он работает. Если проводить некоторые параллели между АКПП и МКПП, то стоит отметить, что роль сцепления в первом выполняет гидротрансформатор, а роль водителя – переключателя передач, возложена на многочисленные управляющие узлы коробки.

Улучшить понимание того, как работает автоматическая коробка передач, поможет представленная ниже схема, расшифровку которой несложно найти в отмеченных ранее положениях:

О работе основных механизмов АКПП

Теперь, когда принцип работы автоматической коробки передач более-менее понятен каждому читателю, давайте рассмотрим функционирование отдельных составляющих автомата более подробно. Начнём с основных элементов АКПП, которые частично уже были освещены выше:

  • Трансформатор – аналог сцепления механики. Работает по принципу постоянной циркуляции жидкости по каналам устройства, что необходимо для вращения лопастных машин и передачи кручения непосредственно на КПП. Чертёж или схема, кому как удобно, этого устройства таков:
  • Непосредственно КПП, представленная сложным планетарным механизмом, – аналог блока шестерёнок в механической коробке. Данный элемент АКПП является основным, так как именно он ответственен за изменение передаточного числа при переключении передач. Состоит планетарный механизм из огромного числа элементов, среди которых выделяется ряд основных:
    • Тормозная лента и фрикционы, которые наиболее важны в процессе переключения передач. Работа данных узлов чем-то схожа с функционированием типового электромагнитного клапана, ведь они также то втягиваются, то затягиваются, но при этом цепляя те или иные шестерни;
    • Малые муфты, шестерни и подшипники, передающие крутящий момент от гидротрансформатора приводному валу (колёсам);
    • Соленоиды – каналы, ответственные за передачу гидравлических сигналов к конкретным фрикционам, муфтам и другим элементам КПП;
    • Дополнительные элементы механизма (втулки, прокладки, сальники, шайбы), требующиеся для организации совместного и беспроблемного функционирования отмеченных выше элементов КПП.

    В разрезе стандартный автомат выглядит следующим образом:

  • Электронный блок управления коробкой или целая система таковых – аналог человека, то есть переключателя передач. Работа этого устройства основана на микропроцессорных операциях, которые проводятся с учётом показаний датчиков машины в данный момент времени. Именно ЭБУ формирует управляющие сигналы, посылает их по соленоидам и, по факту, переключает передачи с одной на другую посредством блокировки/разблокировки тех или иных муфт.

Любая модель автомобиля с автоматической коробкой передач в стандартном понимании этого определения устроена представленным выше способом. Безусловно, различия могут быть, но они не столь существенны. Сегодня практически все типы АКПП, автомата работают подобным образом, поэтому акцент в изучении этого механизма стоит делать именно на его рассмотрении.

Примечание! На первый взгляд конструкция автоматической коробки переключения передач может показаться относительно несложной и лёгкой, но подобное мнение крайне ошибочно. Данный механизм не только колоссально сложен, но и много весит. Вес АКПП в сборе нередко превышает 100 килограмм.

Режимы работы автоматической коробки передач

Ни для кого не секрет, что АКПП – пусть и автоматизированный механизм, но работающий по заданному режиму. Сегодня производители автомата предлагают широкий перечень возможностей относительно управления их агрегатами. Несмотря на это, большинство моделей автомобилей с автоматической коробкой передач так и работают на 5 базовых режимах:

  • P – парковочный режим, при использовании которого мотор и трансмиссия разъединены, гидротрансформатор блокирован (говоря проще, данный режим – это имитация первой или задней передачи МКПП при парковке автомобиля на небольшой временной промежуток);
  • R – задний ход, пожалуй, объяснений не требует;
  • N – режим нейтральной передачи, используемый для буксировки автомобиля на небольшое расстояние или длительные парковки;
  • D – движение вперёд, также, наверное, объяснений не требует, в типовом варианте в данном режиме коробка осуществляет переборку передач с низшей на высшую при ускорении и наоборот при замедлении;
  • L – режим работы КПП на заведомо пониженной передаче, требующийся для движения в пробке или по «тяжёлой» дороге.

Новые АКПП, как правило, имеют большее количество рабочих режимов, которые обеспечивают наилучшую работу мотора при движении в определённых условиях. Наиболее используемые среди таковых на большинстве моделей авто с АКПП представлены следующим перечнем:

  • O/D – режим включения постоянного передаточного числа менее единицы, что очень удобно для движения по дороге с конкретной и неизменяющейся скоростью;
  • D3 – режим, полностью противоположный предыдущему, поэтому он часто называется не «D3», а «O/D off»;
  • S – зимний режим, используемый для движения по гололедице или глубокому снегу;
  • L – режим работы КПП только на первой передаче для осуществления каких-либо сложных манёвров.

Помимо основных режимов работы автомата, также имеются некоторые разновидности субрежимов. Зачастую они включаются кнопками на руле или ручке коробки. Как правило, на машинах с автоматической коробкой передач субрежимы представлены функциями «SPORT» (POWER), которая обеспечивает лучшую динамику разгона, и «SNOW» (WINTER), являющейся довольно-таки хорошей помощницей для водителя при езде по льду или снегу, так как гарантирует отличное сцепление колёс с дорогой.

Субрежимы и основные режимы коробки передач типа «АКПП» должны использоваться с полным соблюдением рекомендаций производителя. Во многом это связано с тем, что некоторые из них просто несовместимы друг с другом, а их совместное использование способно вызвать поломку. К счастью незадачливых автомобилистов, более-менее новые АКПП (модели, выпущенные с года 1995) имеют функции блокировки несовместимых режимов, поэтому поломать их неправильной эксплуатацией не получится.

Примечание! Отметим, что даже самый инновационный автомат способен поддерживать торможение мотором на всех режимах своей работы. Как правило, для данной цели используется переход на функционирование в режиме нижних передач (к примеру, в режим L) из области режима P.

Пару слов о ресурсе автомата и его возможных поломках

Смотря на то, как устроен автомат, любой человек вполне логично задастся вопросом – «Каков ресурс АКПП?». Большинство производителей таких коробок уверяют, что они отслужат полный срок службы комплектующего их мотора, но так ли это? Однозначно, нет, ведь поломки многих АКПП случаются довольно-таки часто. Особенно к неисправностям автомата подвержены модели авто:

  • с большим пробегом;
  • произведённые на слабом предприятии в плане технических возможностей;
  • сделанные с использованием низкокачественных деталей.

Автомат не отнести к самым надёжным и долговечным узлам любой машины. Несмотря на это, при грамотном обслуживании и хорошей эксплуатации АКПП способны отъездить довольно-таки долго.

Если же ремонт коробки всё-таки потребовался, то виной этому зачастую является:

  • Выведший из строя дифференциал АКПП, без правильного функционирования которого просто невозможна работа коробки;
  • Неисправный насос АКПП. Естественно, их в конструкции механизма немало, но даже если один насос АКПП забился или разгерметизировался, коробка перестанет нормально работать;
  • Неправильно работающий или «полетевший» понижающий резистор АКПП. Этот узел тоже очень важен в конструкции устройства, ибо без него понижение передачи станет невозможным;
  • Типичный перегрев АКПП. Удивительно, но подобная поломка может случиться как в сильную жару, так и в мороз, если, допустим, неправильно осуществить прогрев АКПП и мотора;
  • Поломанный редуктор АКПП. Такая поломка встречается нечасто, но крайне неприятна и требует должного ремонта;
  • Неисправная муфта АКПП, какой-либо фрикцион или иной узел планетарного ряда. О важности работы данных составляющих коробки, наверное, многого говорить не надо, ибо, по сути, именно они осуществляют переключение передач;
  • «Слетевшая» прошивка ЭБУ. Поломка также нечастая, но всё же имеющая место быть. К счастью, профессиональные «электронщики» устраняют её в считанные минуты.

Стоит отметить, что перечисленные выше и любые другие неисправности автомата ремонту поддаются. Намного сложней ситуация со сцеплением коробки, а именно – с гидротрансформатором, который является неремонтируемым узлом и требует замены целиком. В любом случае, ни старые, ни новые АКПП собственноручно не ремонтируемы, поэтому при подозрении на неисправность автомата стоит сразу же искать мастера, который в максимально короткие сроки поможет избавиться от поломки.

Плюсы и минусы автоматической коробки передач

В завершение сегодняшнего материала не лишним будет рассмотреть преимущества и недостатки АКПП. Устройство, прямо скажем, весьма неоднозначное, так как характеризуется и с положительной, и с отрицательно сторон. Начнём наш анализ автомата с рассмотрения его преимуществ, среди которых стоит выделить:

  • Простоту использования. Тут, пожалуй, и спорить глупо, ведь управление машиной с АКПП спроектировано даже для чайников. По сути, ездить на таком авто можно по следующему принципу – сел, завёл, выбрал режим коробки и поехал. И это на полном серьёзе, без какого-либо утрирования;
  • Широкие возможности в выборе. Да, и тут АКПП совершенно не уступают привычной всем механике. Сегодня вполне реально найти не только 4-, 5- и 6-ступенчатые автоматы, но и даже 9- и 10-ступки. Помимо этого, каждый тип автоматической коробки передач имеет свои режимы работы, которые были описаны ранее;
  • Высокий комфорт при езде. Ну и здесь, тоже спорить бессмысленно, ведь автомат зачастую работает мягче и приятней для автомобилиста, нежели механика.

К недостаткам же АКПП стоит отнести следующее:

  • Высокая стоимость устройства, что влияет и на стоимость машины, в конструкцию которой она вмонтирована;
  • Призрачная надёжность механизма. Несмотря на то, что все производители кричать про свои коробки – «Наш автомат надёжен и не сломается», зачастую хвалённые КПП ломаются уже на первых 10 000 километров пробега по причине перегрева. Безусловно, новые АКПП сделали шаг вперёд в этом плане, но их на рынке мало, так что пока автомат нельзя характеризовать надёжным устройством, увы;
  • Повышенный расход топлива. Это, к слову, констатированный факт. КПД автомата ниже, чем у механики, поэтому расходует он заметно больше топлива.

Какая коробка передач лучше? Каждый решит сам для себя. Тут, пожалуй, дело сугубо индивидуальное, ведь кому-то подавай экономию, а кому-то – комфорт движения.

В целом, по устройству АКПП наиболее важная информация подошла к концу. Надеемся, сегодняшняя статья была для вас полезна и дала ответы на интересующие вопросы. Удачи на дорогах!

Источник

Читайте также:  Задвижка клиновая с электрическим приводом
Оцените статью
Авто Сервис