Регулировка приводов высоковольтных выключателей

Приводы к выключателям высокого напряжения — Правила эксплуатации приводов

Содержание материала

Приводы типа ПМ-10.

При включении выключателя приводом типа ПМ-10 необходимо быстро повернуть маховик привода по часовой стрелке до упорного винта. При ручном отключении выключателя необходимо быстро повернуть маховик привода против часовой стрелки на полный угол до упора. Для надежной и хорошей работы привода необходимо осматривать его не реже 1 раза в полгода и смазывать все его трущиеся части техническим вазелином. Кроме того, необходимо проверять крепление привода и выключателя, а также изоляцию катушек, блок-контактов и зажимов.

Приводы типа ПРБА.

Включение выключателя приводом должно производиться быстрым движением рукоятки привода снизу вверх до верхнего упора в прорези корпуса привода. Положение оператора при этом должно быть таким, чтобы занять устойчивое положение. Ручное отключение производится быстрым движением привода сверху вниз.
При управлении приводом следует помнить, что взаимное расположение рукоятки и блинкера указывает положение выключателя.

Не реже 1 раза в 6 мес. следует производить полный осмотр привода и смазку трущихся частей его, за исключением фрикциона (диска) 11 (рис. 2-14), который смазывать нельзя.

Приводы типов ПГ-10, ПГМ-10, УПГП и ППМ-10.

Во время очередной ревизии приводов не требуется полная разборка механизма, если его детали не были подвергнуты действию коррозии. Достаточно снять штурвал, крышки, переднюю опорную плиту с рычагом 14 (рис. 5-6) или 12 (рис. 5-2) и осторожно протереть все подвижные части чистой тряпкой, слегка смоченной керосином или бензином. При снятии плиты с рычагом необходимо смотреть за тем, чтобы не выпали игольчатые ролики с подшипника. После обтирки от загрязнения смазки необходимо проверить целость всех деталей, надежность их закрепления и произвести легкую смазку свежим обезвоженным машинным маслом. В зимний период, если привод находится в неотапливаемом помещении, смазка должна производиться морозостойким консистентным составом (например, ГОИ-54).
В приводе не допускается ослабление винтов, болтов и гаек, для чего необходимо проверить их закрепление и в случае необходимости подтянуть их, не нарушая при этом регулировки механизма. Необходимо обратить особое внимание на детали рычага 14 (рис. 5-6) или 12 (рис. 5-2), которые несут самую большую ударную нагрузку, кроме того, необходимо проверить и убедиться в отсутствии трещин или сколов на сегментообразном крюке 16 (рис. 5-6) или 8 (рис. 5-2).
Необходимо следить за работой и состоянием специального дополнительного устройства АМР (автоматический моторный редуктор), установленного на приводах типов ПГМ-10, ППМ-10 и УПГП. Это устройство должно быть предохранено от сильного загрязнения и запыления. При очередной ревизии привода необходимо производить осмотр электродвигателя (подшипники, щетки, коллектор и др.) и, если требуется, смену масла в редукторе и дополнительную смазку подвижных деталей в местах трения, а также зубцов шестерен и др. При обнаружении сильно изношенных деталей, которые могут ухудшить работу механизма устройства, необходимо заменить другими. Особое внимание должно быть обращено на рычаг с роликом 10 (рис. 5-3) и зуб зацепления 11, которые несут большую нагрузку. При обнаружении износа или ослабления крепления необходимо произвести подтяжку крепящих винтов и гаек и подрегулировку устройства.

Читайте также:  Затвор дисковый поворотный редукторный привод

Электромагнитные приводы для внутренней установки.

В помещении, в котором установлен привод, нельзя допускать скопления пыли.
Во время эксплуатации все трущиеся части механизма привода (особенно рабочие поверхности запирающей защелки и сердечники включающего и отключающего электромагнитов) должны быть смазаны (не густо) солидолом марки Л по ГОСТ 1033-41 или вазелином.
Необходимо систематически проверять и подтягивать все болтовые соединения частей привода, так как сотрясение и вибрация при включениях и отключениях могут ослабить их, и это приведет к нарушению нормального режима работы.
В сроки, установленные инструкциями, необходимо производить полный осмотр привода, проверку сохранности всех его частей, действия защиты, осмотр блок- контактов и зажимов (обгоревшие части на контактах должны быть зачищены и вновь слегка смазаны вазелином), измерение сопротивления включающей и отключающей катушек привода и в случае необходимости путем просушивания доводить сопротивление изоляции привода до нормальных значений табл. 3-4 и 3-5.
Оперативное включение рычагом вручную, как правило, производить не разрешается.
Обслуживающий персонал должен хорошо знать взаимодействие частей привода, назначение отдельных деталей и их состояние во время работы и правила монтажа и эксплуатации привода.

Электромагнитные приводы для наружной установки.

При необходимости регулировки привода типа ШПЭ в процессе эксплуатации следует выдерживать зазоры и западание собачек в соответствии с рис. 3-2. Величина западания отключающей собачки должна быть в пределах 3—5 мм. Эта величина регулируется винтами 3 и 6.
Для увеличения западания отключающей собачки необходимо завернуть винт 6 и вывернуть винт 3 с тем, чтобы между защелкой 2 и осью отключающей собачки оставался зазор 1—2 мм. Для уменьшения западания винт 6 вывернуть, а винт 3 завернуть. При регулировке необходимо следить за тем, чтобы при полностью поднятой до упора в скобу 5 отключающей собачке валик рычага 4 не выходил из зацепления с защелкой 2.

Читайте также:  Как снять привода с коробки ниссан

Величина зацепления может быть отрегулирована винтом 1. По окончании регулировки все винты должны быть тщательно застопорены.
В случае необходимости регулировки быстродействующего блок-контакта типа КБ, находящегося в цепи включения привода, необходимо иметь в виду, что включенное положение блок-контакта соответствует отключенному положению привода. При регулировке этого блок-контакта необходимо обеспечить нормальные зазоры между собачкой и храповиком.
Приводы и домкраты к ним поставляются заводами- изготовителями смазанными солидолом по ГОСТ 1033-42. В эксплуатации повторную смазку всех трущихся частей привода и домкрата следует производить турбинным маслом.
Необходимо систематически проверять и подтягивать болтовые соединения частей привода, так как сотрясения и вибрация при включениях и отключениях могут ослабить их, и это приведет к нарушению нормального режима работы.
В сроки, установленные инструкциями, следует производить осмотр привода, проверку всех его частей, действия защиты, осмотр блок-контактов и зажимов с зачисткой обгоревших контактов, смазкой их вазелином, измерение сопротивления включающей и отключающей катушек привода и в случае необходимости их сушку.

Таблица 14-1

Сушку привода можно производить путем включения специального подогрева. Подогрев шкафа привода размещается в нижней его части и представляет собой один или два (в зависимости от типа привода) трубчатых нагревателя. Подогревательное устройство предназначается для подогрева привода и механизма выключателя потоком тепла через соединительный трубопровод. После длительного хранения перед началом эксплуатации трубчатые нагреватели должны быть высушены при напряжении, равном 50% от номинального, в течение 2 ч. Технические характеристики подогревательных устройств шкафов приводов даны в табл. 14-1.
В эксплуатации приводов электроподогрев включается при понижении температуры окружающего воздуха до минус 20—25° С и отключается подогрев при обратном повышении температуры.

После ревизии привода необходимо проверить правильность работы механизма и блок-контактов путем включения посредством домкрата.

Источник

Эксплуатация городской сети — Эксплуатация приводов выключателей

Содержание материала

Анализ причин повреждения выключателей показывает, что свыше 30% повреждений вызваны неисправностью приводов выключателей. Поэтому большое внимание должно быть уделено ремонту и регулировке приводов выключателей. Если в процессе эксплуатации не выявлено неисправностей привода, например отказ во включении, отключении и др., то очередной профилактический ремонт привода должен производиться одновременно с ремонтом выключателя.
Ремонт приводов типа РБА и ПРБА. При капитальном ремонте производится полный и тщательный осмотр всех деталей и узлов привода. Поврежденные части должны

быть отремонтированы или заменены новыми. Без особой необходимости не следует производить полную разборку привода; можно ограничиться разборкой лишь тех устройств и узлов, которые препятствуют устранению обнаруженных недостатков.
Все крепления привода, шарнирные соединения, стопорные устройства (шплинты, контргайки и т. п.) должны быть осмотрены и проверены пробной подтяжкой.
Особо тщательному осмотру, проверке и смазке подлежат трущиеся поверхности и поверхности зацепления. Для приводов наружной установки в местностях с суровым климатом, где температура зимой бывает ниже —15° С, применяется предварительно проверенная в лаборатории незамерзающая смазка. При отсутствии незамерзающей смазки допускается использовать трансформаторное масло. Однако смазку трансформаторным маслом следует производить значительно чаще, чем при пользовании более густыми смазками указанных выше марок.
Нетрущиеся части привода должны быть заново окрашены. Механизм привода тщательно очищается от ржавчины и грязи, а трущиеся части также и от краски. Заусеницы и излишние наплывы от электросварки, препятствующие работе привода, должны быть удалены и зачищены на всех деталях.
Для устранения люфта в осях и валиках следует изготовить новые отверстия соответствующего размера. Все разрезные шайбы, закрепляющие оси и валики от выпадения, должны быть разведены, а стопорные винты и другие стопорные устройства (шайбы, гайки) поставлены на место.
Запирающее устройство и механизм свободного расцепления привода в нормальном состоянии не должны допускать самопроизвольного отключения, например при сотрясениях, и вместе с тем должны расцепляться без применения большого усилия. Эта ненормальность может быть вызвана всякими, даже небольшими неточностями в форме поверхностей зацепления, в длине тяг и прочих размерах механизма.
В механизмах с ломающимся рычагом во включенном положении привода все три оси ломающегося рычага должны быть расположены так, чтобы средняя ось переходила за «мертвое» положение, т. е. за линию, соединяющую центры крайних осей.
Проверка состояния захвата запирающего устройства в конце процесса включения производится путем тщательного осмотра соответствующих деталей и измерения зазора между деталями, входящими в зацепление, в момент наибольшего захода подвижной части за конечное положение при включении; после этого проверяется надежность запирания при включении привода. Полученные результаты сравнивают с нормированными для данного привода и с данными предыдущего ремонта. Обнаруженные при этой проверке отступления должны быть устранены.
Производится проверка надежности запирающего устройства. Для этого испытывают от руки силу, развиваемую пружиной, удерживающей защелку (в отдельных случаях эту силу измеряют динамометром), а также осматривают поверхность зацепления. На этих поверхностях не должно быть износа и других недостатков, могущих облегчить соскальзывание защелки и самопроизвольное отключение. Возможность самопроизвольного отключения проверяется легким постукиванием молотка по рычагам.
Механизм свободного расцепления должен быть проверен в работе при включенном положении привода и в двух-трех промежуточных его положениях в зоне действия свободного расцепления. Для этого устанавливают привод в соответствующее положение, после чего подают импульс на отключение.
Сигнально-блокировочные контакты должны быть установлены так, чтобы тяга, соединяющая их с приводом, находилась в плоскости, проходящей через окружности вращения рычагов. Тяга с рычагом в крайних положениях («включено и «отключено») не должна составлять прямую линию, т. е. должна располагаться возможно дальше от «мертвых» точек.
Состояние деталей передаточного механизма от привода к выключателю должно быть проверено. Выявленные при ремонте недостатки, могущие быть причиной уменьшения механической прочности, заедания механизма, задевания частей во время движения, уменьшения поверхности зацепления и т. п., подлежат обязательному устранению. При наличии неустранимых недостатков пришедшие в негодность детали должны заменяться новыми.

Регулировка приводов типа РБА и ПРБА.

Приводы типа РБА были сняты с производства и заменены приводами типа ПРБА, так как имели серьезные недостатки, но в эксплуатации они еще имеются. Поэтому при капитальном ремонте должен быть учтен и ряд их особенностей.
Механизм свободного расцепления (рис. 5-29, а, поз. 10, 11), главный рычаг 7 и рычаг управления 2 должны быть установлены по центру, не иметь боковых зазоров и свободно передвигаться без малейшего заедания. В противном случае необходимо сменить шайбы, установленные на осях механизма. Если имеются заедания в осях и валиках, то последние надлежит подшабрить или развернуть отверстия, в которых они вращаются. Особое внимание должно быть обращено на свободное вращение полуоси коленчатого вала 11; следует очистить на нем все заусеницы и наплывы от электросварки и устранить другие причины заедания.
При нечеткой работе механизма привода (самоотключение, отказ при отключении) необходимо тщательно проверить механизм свободного расцепления и пружинный механизм привода.
В механизме свободного расцепления причиной отказа при

отключении могут быть заедания коленчатого вала Н или заусеницы на захватывающем конце собачки 10, а причиной самоотключения могут быть, наоборот, чрезмерно закругленный угол на захватывающем конце собачки 10 или недостаточное зацепление этой собачки с полуосью коленчатого вала 11.

Рис. 5-29. Механизм привода РБА в разных положениях: а — подготовка ко включению; б — включенное положение; в — отключение от руки; г — автоматическое отключение; 1 — кнопка заводки механизма реле минимального напряжения; 2 — рычаг управления; 3 — упорный винт; 4 — тяга; 5 — диск; 6 — ось; 7 — главный рычаг; 8 — временный центр вращения; 9 — рычаг; 10 — собачка; 11 — полуось коленчатого вала; 12 — ось; 13 — тяга; 14 — горизонтальная тяга к выключателю; 15 —пружина; 16 —ударник с бойком; 17 —собачка; 18 — релейный валик


Рис. 5-30. Пружинный механизм привода РБА в заведенном положении
1 — тяга; 2 — собачка; 3 — пружина; 4 — штифт; 5 — серьга; 6 — скоба
Для обеспечения нормального зацепления собачки с полуосью (2—3 мм) необходимо устранить чрезмерно закругленный угол и отрегулировать пружинный механизм.

При включенном приводе полуось коленчатого вала 11 удерживается от расцепления с собачкой 10 силами трения и давлением пружины (на схеме пружина не показана). Сжатием этой пружины на 18 мм следует довести давление до 0,2 МПа = = 2 кгс/см 2 . При ударах по корпусу привода и по тяге, соединяющей привод с выключателем, не должно быть самоотключения привода. Если же оно происходит, то пружину нужно растянуть или заменить новой.
Пружинный механизм привода (рис. 5-29) должен быть отрегулирован так, чтобы при доведении рычага управления 2 до упора вниз была обеспечена заводка механизма. В этом случае штифт 4 (рис. 5-30) должен иметь со скобой 6 зазор 1—2 мм, а серьга 5 должна установиться с незначительным переходом за мертвое положение.
При отведении рычага управления вверх серьга 5 должна оставаться в мертвом положении, а штифт 4 под действием пружины 3 возвращается до упора в скобу 6. Если серьга 5 не удерживается в мертвом положении, ее следует немного подогнуть в сторону выемки.
В пружинном механизме не должно быть перекосов и боковых зазоров. Особенно важно, чтобы в механизме не было даже небольшой качки в осях и валиках. При такой качке может несколько подняться тяга 13 (рис. 5-29), после того как пружина 3 (рис. 5-30) будет заперта. Небольшой подъем тяги вызовет поворот на некоторый угол полуоси коленчатого вала 11, что уменьшит его зацепление с собачкой 10 и может привести к самопроизвольному отключению (рис. 5-29). Для правильного зацепления собачки за полуось коленчатого вала 11 необходимо отрегулировать длину тяг 4 и 13 (рис- 5-29). Регулировка длины тяг производится ввертыванием их в лапки, при помощи которых эти тяги соединяются с коленчатым валом 11. Перед регулировкой следует отвернуть контргайки.
Первоначально производят предварительную регулировку тяги 4 (рис. 5-29). Она должна иметь такую длину, при которой во время нажатия рычага управления 2 на упор происходит нормальное зацепление собачки 10 и осуществляется заводка пружинного механизма. При этом сжатие пружины 3 (рис. 5-30) должно быть достаточным для запирания в сжатом состоянии скобой 6. Более увеличивать длину тяги 4 (рис. 5-29) не следует, так как это вызывает чрезмерное сжатие пружины 3 и уменьшает ее упругость (рис. 5-30). Пружина 3 должна развивать усилие, обеспечивающее надежное отключение привода. При ослаблении этой пружины ее следует несколько растянуть. Нормально при сжатии на 10 мм пружина должна иметь усилие 90 Н = 9 кгс.
После предварительной регулировки тяги 4 (рис. 5-29) производят регулировку тяги 13. Длина тяги должна обеспечивать надежное автоматическое отключение привода, но не должна быть больше нормальной, так как это вызвало бы самоотключение (срыв) привода при его включении. Выбранная длина тяги 13 должна проверяться следующим образом (рис. 5-29).
При уменьшении установленной длины тяги ввертыванием ее на полтора-два оборота, привод должен надежно автоматически отключаться, при увеличении же ее длины на полтора- два оборота не должен самоотключаться («срывать») при включении.
Таким образом, общий запас в регулировке длины тяги 13 должен быть не меньше трех-четырех оборотов. При регулировке длины тяги 13 изменяется сжатие пружины 3 (рис. 5-30). Поэтому после этой регулировки производят окончательную регулировку длины тяги 4. По окончании регулировки тяги 4 и 13 закрепляются контргайками.
При необходимости обеспечения правильного включенного положения выключателя и нормального хода его контактной траверсы производится регулировка длины горизонтальной и вертикальной тяг, соединяющих выключатель с приводом.
При недостаточной длине горизонтальной тяги собачка 10 (рис. 5-29) не дойдет до своего нижнего положения и не войдет в зацепление с полуосью коленчатого вала 11. Привод окажется неподготовленным к включению.
Если горизонтальная тяга имеет длину больше нормальной, то при переводе рычага управления вниз тяга будет изгибаться, и собачка 10 опустится раньше, чем рычаг управления 2 дойдет до упора.
Если по условиям регулировки выключателя необходимо уменьшить ход подвижных контактов, то длина горизонтальной тяги может быть несколько увеличена. В этом случае, во избежание изгиба горизонтальной тяги при переводе рычага управления 2 (рис. 5-29) вниз, увеличивается длина упорного регулировочного винта 8 (рис. 5-31).
При необходимости допускается некоторое увеличение углов установки рычагов дистанционной передачи путем укорочения вертикальной тяги за счет удлинения горизонтальной тяги, так как изменение длины горизонтальной тяги сказывается на ходе подвижных частей выключателя меньше, чем изменение длины вертикальной.


Рис. 5-31. Общий вид привода РБА во включенном положении
А — положение сигнального реле при автоматическом отключении; Б —сигнальное реле при включенном выключателе; 1 — корпус привода; 2 —релейная коробка; 3 — кожух релейной коробки; 4 — табличка данных встроенных в привод отключающих элементов; 5 —сигнальное реле; 6 — рычаг к вспомогательным контактам; 7 — кнопка для заводки реле минимального напряжения; 8 — упорный регулировочный винт; 9 — крышка привода; 10 — коробка вспомогательных контактов; 11 — рычаг управления

После окончания регулировки длина тяги должна быть надежно закреплена при помощи контргаек.
Все трущиеся части механизма привода необходимо смазывать, за исключением диска 5 (рис. 5-29) и примыкающих к нему сторон тяг 4 и 9, между которыми повышенное трение необходимо для нормальной работы механизма привода.
В местах, где температура окружающего воздуха опускается ниже —15° С, для смазки механизма привода следует применять низкозамерзающие смазки ГОИ-54 и НК-30.

Неисправности привода РБА и способы их устранении

Меры по отысканию и устранению неисправности

Привод не отключает выключатель вручную

Ослабла пружина, оказывающая давление в месте фрикционного соединения рычага 9 (рис. 5 29) с диском

Заменить пружину новой (при сжатии на 3 мм эта пружина должна иметь усилие 200 Н=20 кгс)

Примечание. Отмеченное* наблюдается также и у привода ПРБА

Для устранения недостатков, присущих приводу типа РБА, рекомендуется произвести его усовершенствование. Подробное описание способа усовершенствования привода типа РБЛ изложено в соответствующей инструкции по эксплуатации и ремонту ручных автоматических приводов.
Неисправности привода РБА и способы их устранения указаны в табл. 5-6.
Привод типа ПРБА отличается от РБА улучшенной конструкцией механизма. Размеры и конструкция отключающих элементов привода такие же, как и привода РБА.
При ремонте и регулировке привода типа ПРБА смазка трущихся частей производится в соответствии с указаниями, данными ранее. При нечеткой работе механизма, если не получается зацепления защелки с релейным валиком, следует при отключенном положении привода путем регулировки упорного винта, имеющегося на крышке привода с лицевой его стороны, добиться надежного зацепления. Кроме того, должны быть правильно отрегулированы тяга заводки механизма 4 (рис. 5-29) и тяга, идущая от привода к промежуточному подшипнику.
В приводах ПРБА выпуска последних лет для обеспечения надежности зацепления защелки с релейным валиком предусмотрены установочные винты с эксцентричными пальцами.

Ремонт привода типа УГП.

При капитальном ремонте грузового привода особое внимание надо обращать на жесткость крепления привода к стене РУ или в шкафу; надежность запирания отключающих элементов во взведенном положении и безотказное расцепление их при силе нажатия на планку (рычажок), соответствующей силе удара бойка реле и отключающего электромагнита; надежность сцепления заводящей и удерживающей собачек с рычагом вала; состояние изоляции коммутации в приводе.
При наличии устройства типа АМР следует обращать внимание на взаимодействие рычага расцепления большой шестерни со шкивом, работу выключателя электродвигателя; на надежность креплений электродвигателя, редуктора и шестеренчатой передачи.

Таблица 5-7
Неисправности в устройствах типа АМР к приводам УГП и их устранения

Наиболее часто встречающиеся неисправности в устройствах типа АМР к приводам УГП и способы их устранения показаны в табл. 5-7. Подробно ремонт привода изложен в Инструкции по эксплуатации грузовых приводов УГП (Госэнергоиздат, 1954 г.).

Источник

Оцените статью
Авто Сервис