Регулятор тормоза фиксирующий шпулю

Что такое фрикцион на катушке

Современная рыболовная катушка – это сложное устройство, при изготовлении которого используются инновационные материалы и передовые инженерные решения. Особенно ярко сия высокотехнологичность заметна при ближайшем рассмотрении хороших безынерционных и мультипликаторных катушек. Все устройство сегодня мы рассматривать не будем, сосредоточимся на том, что такое фрикцион и зачем он установлен на катушке.

Начинающему рыболову предназначение этого механизма не слишком понятно: многие и правильно пользоваться им не умеют. Но столь дилетантское отношение к фрикциону может обернуться серьезными неприятностями: от ухода трофейного экземпляра до поломки снасти. А это значит, что при подготовке к рыбалке стоит обратить внимание на надежность и правильную настройку этого механизма.

Роль фрикционного тормоза

При подготовке фидерной или спиннинговой снасти особое внимание обращают на соответствие параметров: характеристик удилища, лески и катушки. Если поставить на слабое удилище излишне крепкую леску, оно может попросту сломаться.

Смотрим на разрывную нагрузку лески. Допустим, она равна 5 килограммов. Однако при поимке трофея весом в 5 кг он нагружает леску значительно сильнее, причем рывками, да еще и в заросли заплыть может. Это значит, что удилище испытывает сильнейшие нагрузки, что может привести к его поломке. Если же поставить на снасть леску с меньшей разрывной нагрузкой, мощная рыба ее попросту разорвет и бесследно исчезнет, глумливо взмахнув хвостом.

Читайте также:  Почему не прокачиваются тормоза 2121

Теперь разбираемся, для чего же нужен фрикцион. Грубо говоря, этот механизм призван гасить рывки рыбы. При правильной регулировке он не наглухо тормозит сход лески, а дает ей некоторый допуск. Леска пружинисто сходит под воздействием рывков, что при правильной настройке фрикциона дает возможность подсекать и вываживать солидные экземпляры с использованием максимально деликатной оснастки.

Срабатывание правильно настроенного фрикциона сигнализирует о приближении уровня нагрузки к максимально допустимому значению (если механизм настроен «под максимум»). При снижении нагрузки стравливание лески прекращается, катушка работает в обычном режиме подмотки и стопора заднего хода.

Виды фрикционов для безынерционок

Фрикционный тормоз – это механизм, применяющийся на безынерционных и мультипликаторных катушках. Вне зависимости от конструкции, он везде выполняет единственную функцию: защищать снасть при скорейшем изматывании мощной рыбы.

В зависимости от местоположения на безынерционных катушках выделяют передний и задний фрикционы.

Передний фрикцион – это классика жанра, устанавливающаяся преимущественно на скоростные «мясорубки». Они не рассчитаны на значительные нагрузки и предназначены преимущественно на добычу небольших и средних экземпляров с помощью деликатной оснастки и легких приманок.

Передний фрикцион представляет собой единое целое со шпулей, то есть и заменяется только вместе с ней, что увеличивает стоимость и время замены этих элементов. Регулировочный винт расположен впереди шпули. Катушки с передним фрикционом более легкие и чувствительные к настройке, что оправдывает их использование на лайтовых и ультралайтовых снастях.

На тяжелые спиннинги и фидеры ставят более мощные силовые «мясорубки» либо мультипликаторы, о которых мы поговорим чуть позже. Силовые катушки оснащают более надежными задними фрикционами. Они не дают столь точной настройки и существенно увеличивают вес катушек, но все искупается бескомпромиссной надежностью, устойчивостью регулировки и простотой смены шпули. Ручка регулировки располагается сзади корпуса.

В последнее время в продаже появились катушки, оснащенные и передним, и задним фрикционом. Они дороже обычных аналогов, но дают возможность эффективно вываживать экземпляры различной величины, переключая тормозные механизмы благодаря байтраннеру, о котором мы поговорим чуть позже.

Фрикционы для мультипликаторных катушек

Грамотная настройка фрикциона на мультипликаторе крайне важна, ведь эти катушки изначально заточены под трофейную ловлю, а значит – очень значительные нагрузки. Нужно учитывать, что они работают в единстве с иными тормозными системами, коих на хорошем мультипликаторе может насчитываться от четырех до шести.

Фрикционные тормоза для мультипликаторов куда более многообразны, но на поверку они оказываются реализацией одних и тех же принципов, просто под разными именами. Спасибо производителям за разнообразие!

В большинстве случаев, в основу конструкции положен набор тефлоновых (либо карбоновых) и стальных шайб с мягкими прокладками. При затягивании тормоза шайбы плотно зажимаются, давя на главную шестерню и стопоря леску – тут особого отличия с фрикционами «мясорубок» не наблюдается.

Однако в роли регулятора на мультипликаторах, как правило, выступает либо крыльчатая «звездочка», либо специальный рычаг (либо то и другое вместе). Фрикционы с рычагом дают более быструю настройку, которую можно регулировать в процессе вываживания очень крупных трофеев. Они используются преимущественно в троллинге.

Немного о байтраннере

Байтраннер – это механизм, устанавливающийся на силовых катушках-мясорубках с комбинированным фрикционом. Это очень полезная штука для всех видов рыбалки, где предполагается добыча крупного трофея, но ловля ведется пассивно.

Байтраннер актуален для пассивного фидера, русской донки, троллинга, дорожки и так далее – там, где удилища устанавливаются в стойки, а не находятся в руках рыболова. Особенно жалуют катушки с байтраннером карпятники: их ловля требует многочасового ожидания, зато уж трофеи так трофеи.

Механизм включения байтраннера имеет рычажок, расположенный на корпусе катушки. Он работает следующим образом:

  • Включением байтраннера мы активируем задний фрикцион, затянутый свободно, устанавливаем удилище на подставке и спокойно занимаемся своими делами.
  • В это время клюет крупный экземпляр, и слабо затянутый фрикцион отпускает леску. Если б не было байтраннера, трофей бы просто утащил удилище в водоем.
  • Вы слышите сигнализатор, подбегаете, делаете один оборот рукояти, тем самым передавая управление переднему фрикциону, настроенному на вываживание.

Байтраннер серьезно увеличивает не только стоимость, но и вес катушки, поэтому для ловли в заброс он без надобности.

Регулировка фрикциона на безынерционке

Прежде чем активно пользоваться фрикционом на рыбалке, необходимо правильно его настроить. Существует неисчислимое множество подходов к настройке этого механизма. Одни рыболовы затягивают его максимально крепко, дабы обеспечить эффективную подсечку, что оправдано, например при ловле судака с его твердым небом. Другие отпускают фрикцион свободно, чтобы гарантировать сверхдальний заброс и гарантированно застраховать снасть от поломок в случае зацепа. Все это – дело вкуса и опыта, нарабатывающегося годами.

Мы же остановимся на классическом варианте, предполагающем регулировку этого механизма в зависимости от разрывной нагрузки лески (под максимум). Для оптимально точной настройки потребуется груз массой порядка 70-80% от разрывной нагрузки лески. Устанавливать фрикцион на максимально допустимое значение крайне не рекомендуется!

  • Снаряжаем спиннинг. Снасть должна быть приведена в полную боевую готовность и оснащена приманкой с крючком.
  • Затягиваем фрикцион и отпускаем на один щелчок. Этим мы уже дали минимальную, но недостаточную свободу механизму.
  • Цепляем крючок к лежащему на земле грузу. Лучше, если груз будет располагаться на расстоянии нескольких метров, но некоторые рыболовы просто выполняют подъем груза по вертикали.
  • Выполняем импровизированную подсечку и вываживание «трофея», постепенно ослабляя фрикцион. Груз должен оставаться на месте, сдвигать его на себя не нужно.
  • Как только фрикцион сработал на сброс лески (вы услышали трещотку), можно поставить себе мысленную «пятерку» и отправляться на рыбалку.

В таких условиях фрикцион настраивают редко: обычно сия процедура производится уже на рыбалке. Крючок просто цепляют за дерево, отходят на несколько метров и тянут удилище в сторону, под углом 45-90 o с леской, либо осуществляют подмотку. Как только изгиб удилища достигнет близких к критическим значений, фрикцион потихоньку отпускают до трещотки.

Фрикционы на мультах, предназначенных для ловли в заброс, настраивают аналогичным образом. В качестве регулятора выступает крыльчатая звездочка. Многие рыболовы поступают проще: затягивают фрикцион до максимума, а затем отпускают его на пару щелчков. В случае необходимости можно всегда отпустить фрикцион в процессе вываживания, повернув звездочку на себя.

Сложные и мощные мультипликаторы для троллинга настраиваются несколько иначе, причем всегда на полностью свободной шпуле (отпущенном рычаге). Регулятор подкручивают, устанавливая оптимальные нагрузки как в рабочем (промежуточном) положении рычага, так и на максимально затянутом фрикционе.

Советы начинающим

А теперь, на закуску, несколько практических советов:

  • Выбирайте качественные катушки. Как ни регулируй фрикцион на дешевом китайском контрафакте, со своей ролью он полноценно не справится.
  • Ухаживайте за механизмом. Катушка должна храниться в сухом виде, с отпущенным фрикционом.
  • Не забывайте о возможности регулировки в процессе вываживания. Во время вываживания особо мощных трофеев лучше ослаблять и подтягивать фрикцион, выкачивая рыбу.

Удачи вам, уважаемые любители рыбной ловли! Надеемся, теперь вы научитесь использовать широчайшие возможности фрикциона и поймаете еще больше знатных трофеев.

Источник

Устройство и эксплуатация безынерционной катушки

В статье о безынерционной катушке материал изложен в следующем порядке:

  • принцип работы катушки,
  • фрикционный тормоз,
  • укладка лески на шпулю,
  • типы профилей шпули,
  • размер безынерционной катушки,
  • скорость вращения ротора,
  • рукоять катушки,
  • видео на тему как выбрать катушку,
  • песня и анекдот о рыбалке.

Принцип работы

Безынерционная катушка (в дальнейшем БК или просто катушка) широко используется в разных видах рыбной ловли и на сегодняшний день считается самой распространенной и универсальной во всем рыболовном мире. В некоторых англоязычных странах ее называют «Fixed spool reel»- катушка с фиксированной шпулей. Причиной такого названия послужил тот факт, что в рабочем состоянии шпуля БК остается неподвижной — фиксированной.

В подтверждение сказанному необходимо отметить, что при забросе приманки, леска слетает с неподвижной шпули и во время дальнейшей работы катушки: проводки приманки, вываживания рыбы и др., она так — же остается ограниченной от вращения.
Намотку лески производит лесоукладыватель, вращающийся вокруг шпули в одной плоскости.
За счет возвратно — поступательных движений шпули, перемещающейся «вперед-назад» под вращающимся укладчиком, леска наматывается не в одном месте, а по всей длине барабана.

  1. Ручка регулятора фрикционного тормоза.
  2. Ролик лесоукладывателя.
  3. Скоба лесоукладывателя.
  4. Шпуля.
  5. Ротор.
  6. Корпус.
  7. Стопор обратного хода.
  8. Рукоять.

Лесоукладыватель представляет собой устройство, закрепленное на роторе катушки через откидной механизм, состоящее из скобы лесоукладывателя и направляющего ролика, обеспечивающее намотку лески на шпулю катушки.

Ротор катушки вместе с лесоукладывателем приводится в движение вращением рукояти с определенным передаточным числом.
Вращающаяся вокруг фиксированной шпули скоба лесоукладывателя, наматывает натянутую через направляющий ролик леску на шпулю, осуществляющую возвратно поступательные движения «вперед — назад».
Направляющий ролик лесоукладывателя, имеющий подшипник (желательно), обеспечивает равномерное и мягкое скольжение лески, а откидной механизм позволяет при необходимости открывать и закрывать скобу лесоукладывателя.

Подобное конструктивное решение «фиксации шпули» избавило БК от многих недостатков ее предшественницы — мультипликаторной катушки. Главным из которых считался момент инерции, вызываемый вращательным движением шпули (барабана) с леской, и служивший причиной ее частых, произвольных сходов («бород»). С целью реализации данного решения, пришлось шпулю мультипликаторной катушки, служившей прототипом БК, повернуть на 90 градусов, при этом значительно изменив конструкцию ее привода.

Фрикционный тормоз

Безынерционные катушки условно разделяют на катушки с передним и задним расположением фрикционного тормоза. Фрикционный тормоз, используя силу торможения, изменяет величину усилия необходимого для стягивания лески со шпули, тем самым смягчая рывки и удары при подсечке и вываживании крупной рыбы. А так же, страхует механизм катушки от перегрузок, предохраняя удилище при критических нагрузках от поломки, а леску от обрыва.
Расположение фрикционного тормоза не влияет на функции БК, разве что с передним тормозом катушка весит меньше и имеет более плавную регулировку, а с задним — шпуля снимается быстрей и проще.

В катушке с задним расположением тормоза (фото 2), вместо ручки его регулятора расположена кнопка фиксатора шпули, нажатием на которую она легко снимается.

В случае с передним тормозом, для извлечения шпули необходимо полностью ослабить фрикцион, выкрутив и сняв ручку его регулятора.

Шпуля катушки не всегда находится в неподвижном состоянии, ее вращение возможно при возникновении силы, стягивающей леску с нее. В этом случае, она имеет возможность вращаться в обратном направлении. Фрикционный тормоз удерживает шпулю, блокируя подобное вращение, причем усилие стягивания лески зависит от того, насколько сильно он затянут.

На некоторых суперсовременных катушках предусмотрена система, позволяющая даже c полностью затянутым тормозом, стравливать леску при максимально допустимых нагрузках на нее. Тем самым оберегая БК, при неправильной ее эксплуатации, от перегрузок и повреждений.

Регулируя фрикционный тормоз устанавливайте силу торможения так, чтобы она была на треть меньше прочности используемой лески. Если используется леска с разрывной нагрузкой в 6,0 кг, то фрикционный тормоз настраивается на усилие, при котором он отпускает леску — в 4,0 кг. При соблюдении этого правила БК и удилище подвергаются меньшим нагрузкам, что позволяет продлить срок их эксплуатации.

Электронная книга «Рыбалка для начинающих» ответит на все ваши вопросы и будет лучшим помощником в освоении этого занятия. Подробнее

Укладка лески на шпулю

Укладка лески в БК осуществляется лесоукладывателем, вращающимся вокруг шпули и механизмом подачи шпули, преобразующим вращательное движение рукояти в возвратно — поступательное движение шпули.

Полный цикл движения шпули «вперед — назад» соответствует двум оборотам рукояти , при котором в первую половину цикла ( «вперед») леска укладывается по спирали в одну сторону, а во вторую («назад») — следующий слой спирали ложиться крест на крест по верх первого, в противоположном направлении. В безынерционных катушках чаще всего используются два типа механизма подачи шпули. Это механизм с червячной или кривошипно — шатунной передачей :
1. червячная передача называемая «бесконечным винтом» — кинематическая точность червячной пары способствует более равномерной подаче шпули, тем самым повышая качество намотки лески.

2. кривошипно — шатунная передача с использованием кулисы называемая «локомотивной» — некоторые особенности механизма, не всегда позволяют добиться нужного качества укладки лески.

Вращательное движение лесоукладывателя и возвратно — поступательное движение шпули, согласованы между собой механизмом катушки. Единицей согласования служит шаг подачи шпули — длина ее перемещения за один полный оборот ротора (виток), часто называемая «шагом укладки лески». Шаг укладки влияет на расстояние между соседними витками слоя намотки, а следовательно и на ее плотность и форму.

Постоянный на протяжении всего цикла «вперед — назад» шаг подачи, обеспечивает прямую — цилиндрическую укладку лески. Изменение шага во время цикла подачи, позволяет получить форму (фигуру) намотки лески отличную от прямой.
На рисунке изображены три типа формы укладки лески на цилиндрическую шпулю:

  • стандартная цилиндрическая, она же — прямая укладка,
  • укладка прямым конусом,
  • укладка обратным конусом.

прямая (цилиндрическая уклада) — имеет постоянный шаг укладки, позволяет получить прямой профиль (форму) намотки, не исключающий самопроизвольный сход лески, факт не мешающий катушке с данным типом укладки считаться самой распространенной и универсальной, с которой можно получить все три типа формы намотки, используя шпули разной конфигурации. Не стоит путать конфигурацию шпули с типом укладки лески, в одном случае — геометрическая форма шпули, в другом — форма укладываемой на нее лески.

-укладка прямым конусом — имеет шаг укладки увеличивающийся по направлению к бортику шпули, позволяет получить конусный профиль намотки лески. Обеспечивает самый дальний заброс, при этом увеличивается вероятность самопроизвольного схода лески.

-укладка обратным конусом — имеет шаг уменьшающийся по направлению к бортику, позволяет получить обратно-конусный профиль намотки лески . Полностью исключает самопроизвольный сход лески, но при этом сокращается дальность заброса приманки.

Во избежание схода «бород», необходимо не доматывать леску до края бортика, оставляя 1.5 — 2.0 мм. Важное требование к безынерционной катушке, независимо от типа укладки и механизма подачи, это качество намотки лески — она должна ложится равномерно по всей поверхности шпули, исключая волнообразные неровности, бугры и провалы.

Типы профилей шпули

Все вышеперечисленные профили намотки лески, можно получить имея одну катушку с прямым (цилиндрическим) типом укладки, применяя при этом сменные шпули разной конфигурации.

В большинстве случаев используют шпули следующих геометрических форм:

— цилиндр («прямая»)

— конус («конусная»)

— обратный конус («обратно-конусная»)

Катушка с цилиндрической укладкой, благодаря постоянному шагу подачи шпули, укладывает леску равномерно и одинаково по всей ее поверхности, отражая конфигурацию шпули на форме наматываемой лески.

.

Размер безынерционной катушки

В большинстве случаев, для обозначения размера безынерционной катушки, используются два варианта цифровой подписи:

Вариант 1 — размер увеличивается от меньшего числа к большему; от «1000» до «12000» с размерным шагом «500», т.е. «1000», «1500», «2000», «2500» и т.д. Обозначается крупными цифрами на шпуле катушки. См. Фото 3. Для традиционных способов ужения рыбы, в основном, используются размеры катушек от «1000» до «5000». Большие катушки, от «5000» и выше, применяют в снастях для ловле крупной рыбы с берега, в тех случаях когда требуется уместить на шпуле много метров толстой леску;

Вариант 2 — размер увеличивается слева направо; от «020», «025», «030» и выше с размерным шагом «005».

Размеры обоих вариантов имеют грубое соответствие между собой. Размер «1000» соответствует размеру «020», «1500»-«025», «2000»-«030″и т.д. Величина размера служит для представления и сравнения геометрических (габаритных) размеров катушки, от которых зависит вес, лесоемкость и мощность катушки. Причем размерность относительная, не имеющая точного стандарта, служащая для представления и сравнения катушек одного производителя.

Для большей точности при сравнении катушек по размеру, необходимо учитывать название и модельный ряд катушки. На Фото 3 название катушки выделено красным цветом, а модельный ряд обозначен буквами «AH» перед цифровой подписью «2000».

Какого размера брать катушку; «1000» — «тысячник» или «2000» — «двухтысячник» зависит от того с каким классом спиннинга вы собираетесь ее использовать, соблюдая требование «гармонии снасти», с учетом общего баланса удилища. С легкими удилищами класса Ультро — Лайт (UL) используют «тысячники» или «полутора тысячники», для класса Лайт (L) рекомендуются «полутора тысячники» или «двух тысячники», по принципу чем мощнее удилище, тем вместительней и мощнее катушка.

Лесоемкость катушки определяется величиной длины монофильной лески способной уместиться на шпуле. Зависит от геометрических размеров шпули, ее диаметра, длины и глубины профиля. Используя на одной катушке сменные шпули разной глубины, можно иметь возможность манипулировать ее лесоемкостью и применять различную леску.

Практически, все производители безынерционных катушек наносят на них рекомендательную маркировку в формате «mm/m» — диаметр лески/длина лески. Например, «0.18/240 0.20/200 0.25/140» означает, что на шпулю катушки можно намотать 240 м лески при ее диаметре 0.18 мм. или 200 м лески с диаметром 0.20 мм или 0.25/140 соответственно.

Скорость вращения ротора катушки

Скорость вращения ротора задается передаточным числом приводного механизма и темпом вращения рукояти. Передаточное число определяется отношением одного оборота рукояти к определенному количеству оборотов ротора катушки. Обозначается на шпуле катушки словом «Gear ratio» и отношением чисел. К примеру: «5,0:1» означает, что за один оборот рукояти, ротор совершает пять оборотов; «3.6:1» — за один оборот рукояти, ротор совершает три целых и шесть десятых оборота.

При покупке БК очень важно учитывать ее передаточное число, так — как выпускаемые на сегодняшний день катушки, имеют большой «спектр» передаточных отношений, от 3.2:1 до 7.2:1.

Несмотря на то, что все БК служат вроде бы одной общей цели — поимке рыбы, но осуществляется она разными способами и в разных условиях рыбной ловли, с учетом которых следует выбирать катушку. В этой категории БК имеют следующую классификацию:

— тихоходные (силовые) — передаточное число от 3.2:1 до 4.3:1. Применяются для вываживания и ловли крупной (сильной) рыбы с использованием больших и тяжелых приманок. Как правило имеют металлическую шпулю большой вместимости, оснащены мощной рукоятью и роликом лесоукладывателя крупнее обычного. Детали механизма выполняются из прочных материалов, обеспечивающих надежность и устойчивость механизма БК к нагрузкам. Для катушек этого типа предпочтительна медленная проводка или ловля «троллингом».

— универсальные — передаточное число от 4.5:1 до 6.1:1. Имеют большой диапазон применения в разных видах и способах рыбной ловли (донный, матчевый, болонский и др.), в том числе и спиннинговой ловле. Используются как для медленной, так и для быстрой проводки, с разными по размеру и весу приманками.

— скоростные — передаточное число от 6.2:1 до 7.2:1. применяются там где требуется быстрое выматывание лески: для осуществления некоторых видов спиннинговых проводок, при использовании легких и мягких приманок с джиг — головками; в способах рыбной ловли требующих частых забросов оснастки и быстрого устранения провисания лески. Скоростные БК нашли достаточное применение как в спиннинговой, так и матчевой ловле. При выборе БК необходимо учитывать, что от передаточного число катушки, зависит длина лески, выбираемой (наматываемой) за один полный оборот рукояти — характеристика оказывающая серьезное влияние на технику проводки приманки, особенно воблеров.

Рукоять

Большинство моделей безынерционных катушек оснащены кнопочной системой складывания рукояти, позволяющей ее быстро складывать легким нажатием на кнопку, и винтовым механизмом для снятия или перестановки рукояти на другую сторону катушки (фото 4). Для этих целей на БК имеется головка винтового механизма, размещенная с противоположной стороны рукояти, позволяющая без особых усилий управлять винтом.

В катушках скоростных моделей применяют двойную рукоять или дополняют ее компенсатором (фото 5), для предотвращения вибрации, связанной с дисбалансом рукояти.

На некоторых моделях безынерционных катушек отсутствует кнопочная система складывания рукояти, а обе функции (складывание и перестановку рукояти) выполняют с помощью одного винтового механизма, при использовании которого:

для складывания рукояти сначала ослабляют винт, раскрывают или закрывают рукоять, затем затягивают его, фиксируя рукоядку в нужном положении;

для перестановки рукояти катушки винт выкручивают полностью, переставляют ручку на другую сторону корпуса, затем вставляют винт в отверстие многогранника и закручивают его до упора.

Стопор обратного хода ротора

Обратным ходом безынерционной катушки — считается вращение ротора и рукояти, направленное в сторону противоположную рабочему направлению (намотки лески на шпулю). Почти во всех безынерционных катушках имеется механизм способный препятствовать обратному вращению ротора и рукояти. Его называют: «стопор обратного хода» или «антиреверс». Во включенном состоянии он блокирует вращение рукояти катушки «на себя», не позволяя ротору проворачиваться в обратную сторону, тем самым предотвращая последствия связанные с ослаблением лески во время работы катушки.

Механизм стопора обратного хода расположен внутри катушки, а на наружную часть ее корпуса выведен рычажок приводящий антиреверс в действие или отключающий его.
Многие рыболовы, для краткости или по незнанию, этот «рычажок — флажок» — переключатель стопора обратного хода, именуют самим антиреверсом, причем присваивая ему самые громкие титулы: «стопор реверса», «антиреверсный стопор», «реверсный фиксатор» и пр., что вводит в заблуждение и путает людей осваивающих рыболовное дело.

Антиреверс дает возможность реализовывать подсечку рыбы одной рукой, незаменимую в поплавочной ловле и очень удобную в спиннинговой. Удобство эксплуатации БК — не главное назначение стопора обратного хода, его основной задачей является защита механизма катушки от критических нагрузок, связанных с рывками при вываживании, в момент подсечки крупной рыбы, при глухом зацепе и других подобных ситуациях.

Конструкция механизма стопора обратного хода эволюционировала от «ступенчатого стопора» до «мгновенного антиреверса».

Ступенчатый стопор обратного хода, основан на многозубчатой храповой шестерне, монолитной с ротором катушки. Скошенные зубья шестерни допускают перемещение по ним подпружиненного рычага рукояти в «одну» сторону и не позволяют ему двигаться в «другую», упираясь в него при вращении.

Мгновенный стопор (антиреверс) представляет собой обгонную муфту, изготовленную на базе роликового подшипника. Недостатком ступенчатого стопора являлся люфт рукояти, образованный «свободной» зоной между соседними зубьями храповой шестерни. В результате чего стопор не имеет возможность срабатывать мгновенно, а рукоять и ротор катушки проворачивались на определенный угол — «угол свободного хода».
По этой причине, резкие рывки при подсечке рыбы или зацепе, мало отличающимся от поклевки, служат причиной серьезных ударов в механизме с храповой шестерней и приводят к преждевременному выходу его из строя.

Конструкция мгновенного стопора обратного хода на базе обгонной муфты с использованием игольчатого подшипника, полностью избавила от этого недостатка, особенно проявляющегося при использовании малорастяжимой плетеной лески.

У безынерционных катушек наиболее распространенное расположение рычажка переключателя стопора обратного хода, это верхняя площадка задней части корпуса. Кроме стандартного расположения, на некоторых моделях он может находится на нижней поверхности корпуса, в зоне прилегающей к ротору.

Приобретая безынерционную катушку обратите внимание на:

ролик лесоукладывателя должен быть выполнен из материалов слабо поддающихся истиранию (нержавеющая сталь, латунь или бронза с коррозиестойким твердосплавным покрытием) и желательно иметь шарикоподшипник;

ход ролика лесоукладывателя — спичкой или сложенным вдвое кусочком бумаги имитируйте движение лески по ролику, убедитесь в том, что он легко вращается, а спичка или кусочек бумаги не проскальзывают по неподвижной поверхности ролика;

скоба лесоукладывателя – откройте скобу и резко встряхните катушку, имитируя заброс, она не должна самопроизвольно закрываться;

ход ротора — раскрутите ротор катушки двумя — тремя быстрыми оборотами рукояти и отпустите ее, обратите внимание на продолжительность вращения ротора и рукояти уже без вашей помощи. По тому насколько долго и свободно они вращаются под воздействием силы инерции, можно судить о ходе ротора. Если же приводной механизм не способен продолжать вращение по инерции или во время вращения издает звуки непонятного происхождения, это указывает на затрудненный ход ротора и от покупки такой катушки лучше отказаться;

ход рукояти — при медленном вращении рукояти ее ход должен быть плавным, равномерным, без рывков, ударов и посторонних звуков;

балансировка механизма — недопустима вибрация катушки при быстром вращении рукояти;

люфт шпули – воспрещается поперечный люфт (в направлении перпендикулярном оси вращения) ;

рукоять катушки – крайне нежелателен ее поперечный люфт. Необходимо проверить систему складывания и перестановки рукояти на другую сторону катушки;

количество подшипников – не менее 5-и (маркируется «5+1» или « 6 » в нижней части корпуса катушки, под шпулей или на ней);

мгновенный стопор обратного хода — необходимо убедиться в работоспособности механизма блокировки обратного хода катушки. Намертво заблокированное вращение рукояти «на себя», при включенном стопоре, указывает на его исправность;

корпус катушки — визуальное исследование корпуса катушки поможет выявить возможно имеющиеся на ней дефекты (трещины, царапины, набои).

Анекдот

Общаются два рыбака.
Первый.
— Я вчера поймал сома на 120кг!
Второй.
— Я тоже вчера блеснил. Да неважно, всего одну щучку на 20 кг вытащил. Стал потрошить ее, вспорол брюхо, а там антикварный старинный фонарь с надписью на английском языке: «Джеймс Кук — 1764 год». Я его поджигаю, а он горит.
Первый, почесав голову.
— Слухай, я со своего сома 90 кг сброшу, но а ты фонарик — то погаси!
Дополнительную информацию о рыболовных катушка можно получить в статье «Как выбрать катушку для спиннинга»

Приятной и удачной вам рыбалки! Важен не результат а сам процесс !

Источник

Оцените статью
Авто Сервис