Почему на автомобиле Нива 2121 может не работать спидометр
Автомобиль Нива или ВАЗ-2121 — это одна из самых успешных разработок отечественных инженеров. Начав серийно выпускаться в 1977 году, машина пользовалась спросом не только в СССР, а затем в России, но и за рубежом. В некоторых странах даже созданы фан-клубы этой модели. Первые «Нивы» оснащались трехдверным кузовом и карбюраторным двигателем мощностью 80 л.с.
Они, практически без изменений в дизайне и технических характеристиках, сходили с конвейера до 1993 года. В 1994 году автолюбители увидели модифицированный кузов и 82.8-сильный двигатель. Машина получила название ВАЗ-21213 Нива. Затем появилась Нива ВАЗ-21214, на которую, начиная с 2002 года стали устанавливать инжекторные силовые агрегаты. В 2006 году название Нива официально прекратило свое существование. Машина, до 2021 года, называлась «LADA 4×4», а сейчас это «Lada Niva Legend».
С самого момента своего создания, и до сегодняшних дней, «Lada-Нива» отличалась крайней степенью надежности всех узлов и агрегатов. Недаром огромное количество этих автомобилей продолжают колесить по дорогам и бездорожью, несмотря на то, что сошли с конвейера несколько десятилетий назад. Но, что вполне естественно, чем старше машина, тем больше поломок. Вместе с трансмиссией, двигателем и кузовом, случаются выходы из строя контролирующих движение систем, к которым относится и система контроля скорости.
В статье разберем — в чем причины того, что не работает спидометр на Ниве, используя в качестве примера ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214, так как эти автомобили являются наиболее характерными и массовыми представителями семейства тольяттинских внедорожников. Но сначала коротко об устройстве самого спидометра и принципе его работы.
Спидометр
Основу конструкции спидометра составляют:
- датчик скорости;
- электронный блок управления;
- дисплей.
Датчик скорости получает косвенную информацию о скорости движения автомобиля, которая снимается с привода, размещенного в раздаточной коробке. Это характерно только для «Нивы». В других автомобилях шестеренчатый привод спидометра устанавливают на вторичный вал коробки или на привод переднего левого колеса.
Датчик, преобразуя частоту вращения привода в электрические импульсы (используя возникающий эффект Холла), передает их в электронный блок, который обрабатывает сигнал и направляет его к дисплею. Последний и показывает на своем экране, какова же, в настоящий момент, скорость автомобиля. Данные могут быть представлены в виде цифр или шкалы — на цифровых дисплеях, или обозначены движущейся стрелкой, указывающей на значения градуированной шкалы, — на аналоговых индикаторах.
К сведению. Электронный блок, получая и обрабатывая информацию, направляет ее не только на дисплей спидометра, но и к системе подачи топлива. Чем выше скорость, тем больше топлива будет поступать в двигатель. Интересным является и то, что в программу заложен алгоритм, препятствующий работе рулевого электроусилителя при неисправном датчике скорости.
Почему не работает спидометр
Может быть несколько причин того, что на Ниве вдруг перестал работать спидометр.
- Возможно, неисправность возникла из-за поломки датчика скорости.
- Во-вторых, повредилась автомобильная проводка или нарушился контакт в электрической цепи.
- Третьей причиной, иногда, становится заклинивание стрелки спидометра в определенном положении.
- Проблема с электроникой блока управления — тоже бывает причиной неисправности спидометра.
- Неправильная установка частей системы контроля скорости после их замены или демонтажа.
Как устранить неисправность
Все зависит от причины, из-за которой спидометр перестал работать. Основные перечислены в предыдущем разделе. Но, если одни определить и устранить сравнительно просто, как, например, заметить заклинившую стрелку или порвавшийся тросик, то для определения других — необходимо обладать некоторой квалификацией и определенными знаниями.
Причина в датчике
В принципе — это одна из немногочисленных неисправностей спидометра, которую можно попытаться найти и исправить самостоятельно. Не считая заклинившей стрелки и порванного троса. Все остальные проблемы, в том числе с электронным блоком управления и цифровым дисплеем, лучше решать на специализированных станциях технического обслуживания.
Первым признаком отказа скоростного контроллера будет являться прекращение работы спидометра или его некорректные показания. Но, о том, что спидометр перестал работать из-за датчика скорости, можно определить и по другим признакам:
- Двигатель постоянно глохнет, работая на холостых оборотах. Это не зависит от того, стоит машина или катится.
- Автомобиль не может разогнаться из-за потери мощности.
- Резко выросли показатели расхода топлива на всех режимах движения.
Причина того, что неисправный датчик так влияет на работу двигателя, заключается в том, что он включен не только в схему работы спидометра, но и других систем.
Проверить работоспособность этого устройства можно с помощью вольтметра. Удобнее это сделать, если снять датчик. Но можно проверить его и на штатном месте, без демонтажа. В любом случае необходимо получить доступ к его контактам. На исправном датчике показания напряжения будут возрастать вместе с увеличением частоты вращения его оси.
К сведению. Вращение сердечнику датчика, не снятого с автомобиля, можно придать, прокручивая вывешенное ведущее колесо.
Прежде, чем проверять и менять датчик, который ломается достаточно редко, нужно убедиться в надежности контактов. Часто проблема кроется в их окислении или чрезмерном загрязнении, так как большинство автомобилей Нива эксплуатируются в экстремальных условиях. Обычно проблема с неработающим датчиком скорости решается после проверки каждого контакта, их очистки и смазки защитным составом.
Неисправность бортовой сети
Нередко, именно в этом и кроется причина того, что перестал работать спидометр. Ведь вся информация, в современных устройствах, передается посредством электрических проводов. В проводке автомобиля может произойти обрыв или замыкание. Обнаружить это позволяет мультиметр. Если есть навыки работы с этим устройством, можно попытаться самостоятельно найти и устранить неисправность.
Перед началом поиска обрыва, необходимо внимательно осмотреть провода, чтобы визуально обнаружить повреждения. После этого проверяется надежность затяжки клемм. Если все кажется целым, начинается поиск с помощью специального оборудования:
- Мультиметр устанавливается в режим прозвона.
- Щупы присоединяются к концам тестируемого участка.
- Если проводка целая — раздастся звуковой сигнал. Его отсутствие будет означать, что обрыв случился в проверяемом месте.
Для проверки на замыкание сети, мультиметр также устанавливают в режим прозвона. Перед началом работы провод отсоединяется от электрической цепи автомобиля. И, если в случае с обрывом, сигнал свидетельствовал о исправном состоянии кабелей, то звук мультиметра сейчас, покажет, где произошло замыкание.
Как правило, устранение проблем с проводкой и замена датчика скорости, решают вопрос с работоспособностью спидометра. Но, если этого не произошло, необходимо как можно быстрее обратиться к специалистам. Ведь управление автомобилем с неработающим контролем скорости не только вредит его техническому состоянию, но и представляет реальную опасность для жизни и здоровья всех участников дорожного движения.
Видео по теме
Источник
Ремонт механических спидометра и одометра
Рег.: 23.10.2011
Сообщений: 110
Откуда: Московская обл. Воскресенский р-н пос. Белоозерский
Возраст: 47
Авто: ВАЗ 21213 99 г.в. ДВС 1.8л 2011г.в.( была. ) Теперь ВАЗ 2131 2013 г.в. Жимолость.
Рег.: 28.12.2011
Сообщений: 21
Откуда: СПб
Возраст: 37
Авто: BMW 530 iA’01, LADA 21214’02
Рег.: 23.10.2011
Сообщений: 110
Откуда: Московская обл. Воскресенский р-н пос. Белоозерский
Возраст: 47
Авто: ВАЗ 21213 99 г.в. ДВС 1.8л 2011г.в.( была. ) Теперь ВАЗ 2131 2013 г.в. Жимолость.
Рег.: 26.08.2011
Сообщений: 15
Откуда: Россия,Новороссийск
Возраст: 41
Авто: ВАЗ21213,1996г
Рег.: 27.02.2011
Сообщений: 1504
Откуда: Бийск
Возраст: 46
Авто: PEUGEOT 308
Рег.: 26.08.2011
Сообщений: 15
Откуда: Россия,Новороссийск
Возраст: 41
Авто: ВАЗ21213,1996г
Рег.: 12.01.2005
Тем / Сообщений: 4 / 1078
Откуда: Voronezh
Возраст: 68
Авто: 2123 2007г
Рег.: 22.01.2012
Сообщений: 4
Откуда: Казань
Возраст: 31
Авто: ВАЗ 21214 2004 г.в.
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4024 / 23169
Откуда: Москва
Возраст: 68
Авто: 21214M, 2013 гв.
Рег.: 03.10.2008
Сообщений: 250
Откуда: Саратов
Возраст: 57
Авто: 21213, 1998г.в.
Рег.: 19.07.2012
Сообщений: 9
Откуда: Россия, Москва
Возраст: 28
Авто: ЛАДА НИВА, 21213, 2001 год
Имя: Евгений
Рег.: 26.03.2008
Тем / Сообщений: 141 / 4957
Откуда: Иркутск
Возраст: 37
Авто: Jimny 2013
Речь идёт о штатной для 21213 панели с механическим приводом спидометра? А работал ли он на старой панели и если работал, то прикручен ли к новой трос, его ведь можно и забыть при установке.
Напомню, что при включенном зажигании работы разъёмы у комбинации приборов подключать и отключать нельзя, сгорит.
Рег.: 19.07.2012
Сообщений: 9
Откуда: Россия, Москва
Возраст: 28
Авто: ЛАДА НИВА, 21213, 2001 год
Имя: Евгений
Рег.: 26.03.2008
Тем / Сообщений: 141 / 4957
Откуда: Иркутск
Возраст: 37
Авто: Jimny 2013
Одометр тоже пробег не считает? Если да, то проблема чисто механическая где-то в цепочке привод спидометра в раздатке — трос — спидометр. Может быть проблема в тросе, может быть в его соединении со спидометром или приводом в РК (квадрат иногда разбивает до круга), в конце концов, может быть неисправность в самом спидометре или приводе в раздатке (это менее вероятно).
Если одометр работает, то просто неисправен сам спидометр в комбинации.
Рег.: 19.07.2012
Сообщений: 9
Откуда: Россия, Москва
Возраст: 28
Авто: ЛАДА НИВА, 21213, 2001 год
Источник
Ремонт механических спидометра и одометра
Рег.: 02.08.2008
Сообщений: 51
Откуда: Хакасия, Абакан
Возраст: 40
Авто: Нива 21213, 2000г.в.
Либо проскальзывает, либо каким-то образом выходит из зацепления с этим механизмом, при большОм сопротивлении кручению
Теперь невольно возникает вопрос. В процессе ремонта неоднократно снимал приборку, а к тому же ещё и стрелки приборов все сдёргивал
Поставил обратно. Стрелка тахометра вроде показывает верно. Стрелку спидометра я проверю по gps. Со стрелкой уровня топлива и так всё понятно, — никогда не показывает верно.
А вот как точно выставить стрелку температуры пихла?
Погреть минут десять и поставить на 90 градусов?
Рег.: 23.08.2007
Тем / Сообщений: 5 / 4030
Откуда: Днепропетровск, Украина
Возраст: 36
Авто: 21213 96 г.в.
31″ резина, сцепление ШНива, подрамник, экспедиционник, гена 80А, воздушный фильтр 3302, линзованный биксенон, карб Weber 32DGAS, СРПМ, широкий обваренный мост, вертикальные аморты ШН, ЗДТ, ВУТ Omega-B и т.д.
Рег.: 23.01.2009
Сообщений: 16
Откуда: г. Медногорск
Возраст: 43
Авто: 2121, 1984, 1600
Имя: Евгений
Рег.: 26.03.2008
Тем / Сообщений: 141 / 4957
Откуда: Иркутск
Возраст: 37
Авто: Jimny 2013
Рег.: 23.01.2009
Сообщений: 16
Откуда: г. Медногорск
Возраст: 43
Авто: 2121, 1984, 1600
Имя: Евгений
Рег.: 26.03.2008
Тем / Сообщений: 141 / 4957
Откуда: Иркутск
Возраст: 37
Авто: Jimny 2013
Рег.: 23.01.2009
Сообщений: 16
Откуда: г. Медногорск
Возраст: 43
Авто: 2121, 1984, 1600
Рег.: 20.08.2007
Сообщений: 81
Откуда: Волжский
Возраст: 41
Авто: 2121. 1978
Имя: Денис
Рег.: 14.04.2008
Сообщений: 662
Откуда: Белгород
Возраст: 35
Авто: 2121, 1989 г.в. 1,6к КПП-4
Рег.: 05.01.2010
Сообщений: 11
Откуда: Нижний Новгород
Возраст: 36
Авто: 1999г.в., 21213
помогите советом со спидометром
вот такая итория,
однажды у спидометра легла стрелка,ну не долго думая поменял трос и все заработало,но не долго длилось счастье,где-то 4 дня.
во время очередной поездки она задергалась и опять упала на ноль
поменял я привод в раздатке и еще один трос и тут спидометр начал выдавать такое,что сравнимо с набором высоты на приборах самолета
он начал крутиться по всей окружности и по страшному врать
вопрос:
можно ли чтото сделать?
можно ли найти спидометр для 21213 отдельно?,ибо комбинацию покупать чтото не тянет,ведь все остальное работает..
может ли быть что привод в раздатке был установлен не правильно??
Рег.: 06.12.2004
Тем / Сообщений: 4024 / 23169
Откуда: Москва
Возраст: 68
Авто: 21214M, 2013 гв.
Это невозможно — там ограничитель стоит.
Думаю, дело в самом спидометре. Там такая конструкция: конец троса заставляет вращаться плоский магнитик внутри алюминиевой чашечки. За счет наведенных в чашечке токов, последняя начинает отклоняться. Чем быстрее вращается — тем сильнее отклоняется чашечка. А с чашечкой связана стрелка, ход которой ограничен пружинкой типа часовой.
Полагаю, что магнитик уперся в чашечку — отсюда и проблема.
У тебя владимирская комбинация приборов. Может подойти зубильный спидометр (тоже от владимирской панели), но разобрать-собрать комбинацию приборов — это та еще проблема. Особенно трудно не сломать оси и после сборки установить стрелки как надо.
Поэтому лучше всего купить новую комбинацию приборов.
Источник
Замена троса спидометра на Ниве
Здравствуйте уважаемые самоделкины.
Как-то пару раз обращался к знакомым автомастерам с просьбой заменить на моей Ниве трос спидометра, но энтузиазма и понимания не встретил, видимо дёшево да канительно, и после плугода жизни без спидометра пришёл к неутешительному умозаключению — придётся менять самому.
Оказалось — ничего страшно, и сейчас покажу как это делается.
Трос спидометра на Ниве одним концом крепится в приборной панели, а другим к раздатке, поэтому для его замены потребуется яма, эстакада, или подъёмник.
Можно поддомкратить машину на чурбаки, что я и сделал.
Начинаем снизу, иначе невозможно будет вытащить приборную панель (я по незнанию начал сверху, но вам это уже не грозит).
Колпачок троса спидометра откручивается и снимается вручную, но если будет заедать, можно пассатижами, но без сильного нажатия.
Остаётся порезать стяжки, которыми к тросу притянута эл. подводка датчика скорости, и можно переходить на верх, так как трос освобождён, и вообще-то его уже, при желании, можно вытащить в салон, но пока погодим.
В салоне заглядываем под рулевую колонку и выворачиваем два самореза которыми крепится облицовка приборной панели
Сверху облицовка крепится металлическими клипсами, так что без саморезов она просто с усилием вынимается, после чего выворачиваются длинные пластмассовые гайки болтов крепления самой панели, и вся она вытягивается наружу.
Если панель не захочет выниматься, то надо поддёрнуть трос снизу, так как только он может её удерживать.
Делается это прямо в салоне. Трос в салоне проходит слева от печки, вот там и нужно подтянуть его вверх.
После этого панель спокойно вынется и трос можно будет легко отсоединить от спидометра.
Теперь можно выдернуть трос, но тут ждёт небольшая засада. Уплотнительную резинку, сквозь которую он проходит, снять практически невозможно, поэтому остаётся один вариант: сломать верхний колпачок и выдернуть трос снизу. Затем и резинка легко выдавится.
Старый трос снят. теперь в обратном порядке устанавливаем новый. Для простой Нивы он имеет вот такой вид и размер и на авторынке его называют длинным.
Сначала снизу просовываем его в салон, крепим к спидометру, собираем панель, крепим к раздатке, снизу подправляем уплотнительную резинку и крепим к тросу стяжками эл. подводку датчика скорости.
Всё, трос спидометра заменён, можно выезжать на тестирование
Источник