Тормоз велосипеда это рычаг или нет

Как правильно выбрать ручку тормоза для велосипеда

Езда на велосипеде приносит больше удовольствия, когда им удобно управлять. А когда комфортно тормозить, кататься становится еще и безопаснее. За остановку отвечают ручки тормоза для велосипеда. Будучи правильно подобранными и настроенными, они могут улучшить качество езды на велосипеде.

Особенности ручек тормоза для велосипеда

Выбор подходящей велосипедной тормозной ручки в первую очередь зависит от того, как на нем предполагается ездить.

В таких случаях использование нескольких пальцев для нажатия рычага не мешает комфортному и своевременному торможению.

А при частой езде на большой скорости или же просто по опасным участкам такие параметры, как время полной остановки велосипеда и удобство нажатия рукоятки становятся критичными. Для этих целей предназначены более профессиональные ручки с коротким рычагом. Благодаря им торможение можно осуществлять легким нажатием 2, или даже 1 пальца. Прилагаемое для этого усилие меньше, а эффект от него выше. Это позволяет останавливаться быстрее и легче, а также сохранять контроль над рулем в те моменты, когда рука производит торможение.

Что касается ручек для детских моделей, то в большинстве они стандартные, рассчитанные на всю ладонь, хотя под 1-2 пальца тоже иногда встречаются.

Разновидности ручек

Прежде чем выбирать ручку, следует разобраться, под какую разновидность велосипедных тормозов ее нужно подобрать.

Читайте также:  Трос стояночного тормоза mazda tribute

Ободные тормоза обеспечивают остановку путем прижатия тормозных колодок к ободу колеса с обеих сторон.

Дисковые тормоза условно делятся на 2 составляющие — ротор и калипер. Ротор — специальный диск, размещаемый на втулке колеса, а калипер во время торможения осуществляет прижатие ротора колодками.

Роллерные тормоза располагаются в задней втулке колеса, называющейся барабаном, к которому при остановке прижимаются тормозные колодки.

При этом ободные и дисковые устройства бывают механическими, у которых рабочим элементом выступает тросик в рубашке, и гидравлическими, где рабочей является жидкость, проходящая по гидролинии. Эти разновидности несовместимы между собой.

Ободные механические тормоза дополнительно включают в себя следующие подвиды:

Они различаются формой крепления.

Если же говорить о самих ручках, то они различаются рядом следующих собственных характеристик:

Количеством пальцев для управления рычагом (1-4).
Комплектностью:

  • для детей;
  • стандартная;
  • dual control;
  • для электровелосипеда.

Рычаги рассчитаны на разное количество пальцев. Чем оно меньше, тем мощнее тормоз, меньше необходимое прилагаемое усилие и выше цена.

Ручки могут быть только на одну сторону, левую или правую, или идти в комплекте — на обе стороны.

Устройства типа dual-control совмещены с манетками, поэтому позволяют не только тормозить, но и переключать передачи.

Рычаги для электровелосипедов нужно дополнительно подключать к контроллеру, т. к. одновременно с механическим торможением должен отключаться мотор.

Как настроить

Положение тормозных ручек определяет, какое движение рукой нужно совершить, чтобы остановиться. На каждой ручке имеются специальные винты, фиксирующие это положение. С их помощью его можно отрегулировать под себя. Есть несколько простых рекомендаций, которые позволяют свести к минимуму сгибание запястья, количество необходимых для нажатия пальцев и прилагаемое для этого усилие. При их использовании можно поменять эти параметры на свой вкус.

Угол наклона рукоятки нужно изменить так, чтобы для нажатия на нее не требовалось сгибать запястье вверх или вниз, а было достаточно только распрямить и согнуть пальцы. Это сделает торможение достаточно комфортным, но более мощные модели могут быть настроены дополнительно.

Если рычаг рассчитан на управление с помощью 1-2 пальцев, следует передвинуть ручку вдоль руля так, чтобы управляющие пальцы приходились как раз на конец рычага уже при распрямлении, без дополнительных движений влево или вправо. Также нужно, чтобы рукоятка не перекрывала пальцы, не использующиеся для нажатия. Для этого ее нужно сместить ближе к центру руля или иногда в другую сторону, например, при настройке для детей.

После этого можно отрегулировать рычаг так, чтобы для действенного нажатия на него приходилось как можно меньше распрямлять пальцы. Если он сильно отогнут, его нужно сместить на себя, к рулю. А если рычаг слишком прижат, то от себя, но такое бывает реже.

Наличие или отсутствие силиконового защитного рукава должно быть учтено при настройке, т. к. он немного меняет размер рычага.

Рекомендации не требуют строгого выполнения, а показывают существующие возможности сделать управление рычагами комфортным.

Критерии выбора велосипедных тормозных ручек

Ручка — структурная часть велосипедного тормоза, поэтому следует рассмотреть преимущества и недостатки всего тормозного механизма.

Ободные тормоза меньше весят, проще устанавливаются и настраиваются. Они дешевые для предоставляемой мощности и гораздо легче ремонтируются. Но при этом изнашивают обод и тормозные колодки, из-за чего их требуется периодически менять. Кроме того, качество остановки зависит от погодных условий и правильной геометрии колеса.

Дисковые тормоза остаются рабочими при небольшом искривлении колеса, в снегу, грязи, обладают хорошей регулировкой тормозного усилия (модуляцией), редко требуют обслуживания и ремонта. Но когда требуется ремонт, провести его намного сложнее, они весят больше и стоят дороже.

Следует помнить, что гидравлические тормоза почти невозможно отремонтировать в полевых условиях. В случае неожиданной поломки можно оказаться без них, вплоть до ближайшей веломастерской. Это относится и к ободным, и к дисковым видам.

Роллерные тормоза мощные, не подвержены воздействию погодных условий, способны исправно работать в течение нескольких лет, не требуя обслуживания. Но они много весят, мало распространены и являются несовместимыми с некоторыми амортизационными рамами. Кроме того, при торможении возможно вращение колеса в обратную сторону.

Ручки должны соответствовать виду тормоза, установленному на велосипеде, или быть с ним совместимыми. Например, у гидравлических и механических устройств сильно различается система торможения. Поэтому первым, которых приводит в действие движение жидкости по гидролинии, категорически не подходят ручки от механики, где используется тросик в рубашке.

Для шоссейных велосипедов предназначены ручки dual-control, которые еще называют пистолетами, или дуалами. А для электровелосипедов используются специальные ручки со встроенным выключателем мотора.

Иногда ручки различных видов оказываются совместимы между собой. Например, это относится к подвидам ободных механических тормозов. Но лучше выбирать их в полном соответствии с тормозами, для которых они предназначены. Это снизит риск приобретения неподходящего устройства.

Источник

Устройство тормозов на велосипеде: замедляемся со знанием дела

Главная » Устройство велосипеда » Устройство тормозов на велосипеде: замедляемся со знанием дела

Тормоза любого велосипеда предназначены для его остановки или для регулирования скорости движения. Именно поэтому система торможения оценивается прежде всего по двум параметрам:

  • модуляция – возможность регулировать скорость, притормаживать;
  • эффективность торможения – способность резко прекратить движение.

Механизмы тормозов велосипеда делятся на:

  • ободные;
  • дисковые;
  • барабанные (педальные);
  • роллерные;
  • стремянные.

Широкое распространение получили только первые 3 вида. Все системы торможения велосипеда можно разделить в зависимости от того, вращение какого колеса они останавливают, то есть на передние и задние.

Передние тормоза обычно бывают ручными и приводятся в действие нажатием ручки на руле. Задние тормоза чаще всего работают от вращения педалей назад, и поэтому называются ножными.

Устройство ручного тормоза велосипеда: все в ваших руках

Схем ручных тормозов, используемых на велосипедах, существует несколько. Поговорим о каждом виде подробнее.

Устройство ободных тормозов велосипеда

Свое название эта группа получила от слова «обод»: именно его сжимают тормозные колодки, замедляя движение. Тормоза приводятся в действие с помощью тросика, протянутого от тормозной ручки. Разновидности:

1. Клещевые тормоза, или «крабики». Распространено мнение, что такое устройство тормозной системы велосипеда скоро потеряет последних поклонников. Но пока что «крабики» нередко устанавливают на шоссейных и простейших горных велосипедах. Схема работы такой тормозной системы велосипеда очень проста: колодки крепятся на дугообразных рычагах и при нажатии на ручку сжимают обод колеса, замедляя скорость его вращения.

Взглянув на список преимуществ и недостатков клещевых тормозов, легко понять, почему они так быстро теряют популярность.

  • сомнительная эффективность торможения;
  • постоянные перекосы;
  • трение колодок об обод без нажатия на ручку тормоза;
  • невозможность интегрировать их с большинством амортизационных вилок;
  • быстрое загрязнение;
  • высокая при таких нелестных характеристиках цена.
  • простота конструкции;
  • простота обслуживания.

Подводя итоги, можно сказать, что само устройство этого ручного тормоза велосипеда — причина большинства проблем.

2. Кантилеверные тормоза. Эту систему тормозов велосипеда в наше время можно встретить довольно редко. Кантилеверные тормоза – еще одна схема, уходящая в историю.

Принцип их работы можно описать так: пара рычагов с тормозными колодками фиксируется специальными креплениями к вилке. Нажатием на ручку тормоза эти рычаги притягиваются друг к другу, сжимая обод тормозными колодками.

  • посредственная эффективность торможения;
  • плохая модуляция.
  • простота обслуживания;
  • маленький вес;
  • не забиваются грязью.

Сегодня кантилеверные тормоза устанавливаются на детских велосипедах и недорогих моделях. Большой популярностью эта модель пользуется и у поклонников циклокросса.

3. Тормоза типа V-брейк, или «Ви-брейки». Это наиболее распространенный сегодня тип ободных тормозов. По устройству этот передний тормоз велосипеда очень похож на кантилеверный. Принципиальное отличие заключается в способе подвода тросика. Эта небольшая на первый взгляд разница ведет к огромным различиям в характеристиках.

  • необходимость профессиональной настройки;
  • работоспособность системы нужно проверять перед каждой поездкой.
  • надежность конструкции;
  • приемлемая эффективность торможения и модуляция.

4. Гидравлические ободные тормоза. Как устроены гидравлические тормоза на велосипеде, проще понять поклонникам мотоспорта, ведь здесь применяются те же принципы гидравлики:

  • Тормозное усилие создается в главном цилиндре.
  • При нажатии на ручку давление по трубке передается на тормозные цилиндры, крепящиеся на вилке.
  • Под воздействием давления цилиндры выталкивают тормозные колодки, заставляя их сжимать обод.
  • большой вес;
  • сложность обслуживания (невозможность ремонта непрофессионалом);
  • плохая ремонтопригодность вне мастерской;
  • посредственная модуляция.

Из плюсов — очень высокая эффективность торможения.

Такое специфическое соотношение преимуществ и недостатков привело к тому, что такое устройство тормозов велосипеда востребовано только в триале.

Плюсы и минусы систем ободных тормозов в целом:

  • тормозные усилия прикладываются к ободу, а это снижает нагрузку на спицы и втулку;
  • меньший нагрев, чем у дисковых тормозов;
  • сравнительная простота настройки;
  • маленькая масса;
  • относительно низкая цена.
  • моментальное снижение эффективности при попадании снега, воды, грязи, масла на обод, но специальные насечки для отвода влаги отчасти решают эту проблему;
  • зависимость эффективности торможения от геометрии колеса;
  • необходимость частой замены колодок;
  • невозможность интеграции со многими рамами и вилками;
  • быстрый износ обода из-за трения о колодки.

«Ви-брейки» могут сокращать срок службы рамы, а гидравлические ободные тормоза – просто вырвать перо или крепление при резком торможении. В зависимости от того, как устроены тормоза на конкретном велосипеде, колодки могут изготавливаться из разных видов резины, а их крепление — из металла.

Устройство дисковых тормозов на велосипеде

Дисковые тормоза завоевывают день ото дня все большую популярность. Они могут быть передними и задними, механическими и гидравлическими. То, как устроен дисковый тормоз, делает этот тип конструкции очень востребованным.

Стальной диск, или ротор, размещается на втулке обычно с левой стороны. Калипер, устройство, сжимающее ротор тормозными колодками, крепится также к втулке. Тормозное усилие передается при помощи тросика или гидролинии, идущих от тормозной ручки на руле.

1. Механические дисковые тормоза. В этой конструкции используется такой же трос, как, например, в «Ви-брейках». Простотой инженерного решения и объясняются плюсы и минусы этой схемы передних тормозов велосипеда.

  • частое растяжение и заедание троса;
  • большое количество трущихся частей, и, как следствие, необходимость частой замены комплектующих;
  • уровень модуляции хуже, чем в гидравлике.
  • возможность ремонта «на коленке» благодаря простоте конструкции дисковых тормозов велосипеда;
  • относительно низкая цена.

2. Гибридные дисковые тормоза. Их схема работы объединяет в себе принципы механики и гидравлики. Если подробнее, то тормозное усилие на гидравлическую часть тормоза передается с помощью тросика.

Такой тип мало распространен: считается, что его преимущества по отношению к чистой механике недостаточно велики по сравнению с разницей в цене.

3. Гидравлические дисковые тормоза. Дисковый тормоз состоит из средства передачи тормозного усилия и самого тормоза. Тормозное усилие передается по специальной трубке высокого давления. Нажатие на ручку заставляет главный тормозной цилиндр давить на жидкость в трубке, от чего давление передается тормозному цилиндру в суппорте.

  • высокая возможность протечки;
  • высокая цена;
  • сложность ремонта и настройки;
  • большой вес.
  • высокая эффективность при правильной настройке;
  • передача тормозного усилия практически без изменений, то есть отличная модуляция.

То, как устроены гидравлические тормоза на велосипеде, делает их лучшим выбором для горных велосипедов высокого класса.

Конструкция заднего тормоза велосипеда

Ножные тормоза велосипеда называются «барабанными», их устройство достаточно простое. Теоретически они могут быть и ручными, но в наши дни ручной барабанный тормоз – редкость.

Механизм барабанного тормоза располагается в задней втулке колеса. При торможении колодки распираются и останавливают вращение колеса. Как видите, и схема, и принцип работы этого заднего тормоза велосипеда элементарны.

  • простота обслуживания;
  • устройство ножного тормоза велосипеда защищает его от грязи и пыли;
  • хорошие модуляция и эффективность торможения.
  • не подлежат ремонту в полевых условиях;
  • маленький запас прочности при использовании в жестких условиях.

Подводя итоги, можно смело утверждать, что однозначного ответа на вопрос, какое устройство тормозов на велосипеде лучше, просто не существует. Что подойдет вам больше, ножной (задний) тормоз или дисковая схема, во многом зависит от привычки, условий использования и тонкостей настройки.

Только опыт поможет вам найти свое оптимальное решение, а универсальный совет может быть только один: регулярно проверяйте состояние тормозов вашего велосипеда. Не верьте, что тормоза придумали трусы. Их создатели – умные, ответственные, осторожные люди, которые планируют жить долго и счастливо.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис