Устройство ручного тормоза маз 500

Автомобиль МАЗ. Ручной тормоз.

Автомобиль МАЗ. Ручной тормоз.

Ручной тормоз автомобиля МАЗ-500А

На автомобилях семейства МАЗ-500А установлен ручной тормоз (рис. 52) с двойным самоусилением. Ручной тормоз предназначен для затормаживания автомобиля на стоянках и удержания его на уклонах.

Пользоваться им как рабочим тормозом следует только в аварийных случаях, при выходе из строя основных ножных тормозов.

Действие ручного тормоза заключается в следующем: при торможении усилие от приводного троса передается на приводной рычаг 20, который через промежуточный рычаг и серьгу воздействует на рычаг 15 колодок. При вращении тормозного барабана по часовой стрелке приводное усилие от рычага колодок через штангу 12 передается к правой колодке 9 и прижимает ее к тормозному барабану. При этом колодка вследствие трения захватывается барабаном и смещается в сторону вращения, надавливая через регулировочное устройство на левую колодку 4, и с силой прижимает ее к барабану. При вращении тормозного барабана против часовой стрелки рычаг 15 колодок, опираясь на штангу 12, передает приводное усилие к левой колодке 4 и прижимает ее к барабану. Колодка вследствие трения захватывается барабаном и смещается в сторону вращения, надавливая через регулировочное устройство на правую колодку 9, и с силой прижимает ее к барабану.

Привод ручного тормоза автомобиля МАЗ-500А показан на рис. 53. Рукоятка 1 привода, установленная па коробчатом кронштейне под панелью приборов, имеет рейку, в зубья которой входит собачка, удерживающая рукоятку в заторможенном состоянии.

При торможении усилие от рукоятки 1 через трос 2 передается на промежуточный рычаг 19. Поворачиваясь, рычаг передает усилие на тягу 16, а затем на трос 8, который посредством вилки 10 присоединен к приводному рычагу 11 тормоза. Происходит затяжка тормоза. Одновременно через рычаг 6 и тягу осуществляется привод на тормозной крап, чем обеспечивается выпуск воздуха из соединительной магистрали, а следовательно, и затормаживание прицепа. Для того чтобы отпустить тормоз, следует повернуть рукоятку по часовой стрелке на 1/6 оборота и переместить от себя.

Читайте также:  Регулятор давления тормозов фиат альбеа

Привод ручного тормоза автомобиля МАЗ-504А отличается от привода ручного тормоза автомобиля МАЗ-500А тем, что второй трос непосредственно присоединен к рычагу 19.

Источник

Устройство ручного тормоза маз 500

Устройство ручного тормоза МАЗ-500

Привод ручного тормоза МАЗ-500

Привод ручного тормоза показан на рис. 95.

Корпус рычага ручного тормоза установлен в нижней части правой панели приборов кабины. Корпус служит направляющей для входящего в него рычага ручного тормоза. К одному концу корпуса приварен штампованный стопор. В боковых стенках корпуса имеются фигурные прорезы для установки и перемещения собачки, фиксирующей нужное положение рычага. На стержне рычага сделан ряд зубьев специального профиля, в которые входит собачка под воздействием прижимающей ее к зубу пружины. Профиль зуба имеет наклон в одну сторону, что обусловливает свободное вытаскивание рычага, но препятствует возврату его в исходное положение.

Рис. 95. Привод ручного тормоза:
1 — рукоятка ручного тормоза; 2 — первый трос; 3 и 4 — вилки: 5 — болт; 6 — вилка рычага; 7 — рычаг; 8 — разжимной кулак; 9 — хвостовик разжимного кулака; 10 — дренажное отверстие; 11 — картер подшипников ведущей шестерни

Для перемещения рычага вперед его стержень надо повернуть так, чтобы собачка скользила не по зубьям, а по цилиндрической его части.

Для повышения износостойкости детали зубья на стержне рычага цианируются до твердости HRC 56 (не менее).

Со стороны рукоятки на стержне имеется накатка. Рукоятка отливается из цинкового сплава непосредственно на конце стержня, вставленного в форму. С другой стороны стержня рукоятки нарезана внутренняя резьба для соединения с наконечником первого гибкого троса привода ручного тормоза.

Привод ручного тормоза по краям, т. е. в местах соединения с рычагом управления в кабине и с рычагом привода на тормозе, сделан из гибких тросов, которые могут изменять положение при опрокидывании кабины, а также при перемещении ручного тормоза относительно рамы, так как тормоз установлен на заднем мосту.

Между гибкими тросами на участке рамы проложена тяга привода ручного тормоза, шарнирно соединенная с гибкими тросами.

Гибкие тросы имеют ряд промежуточных креплений на щитке кабины и на раме.

На автомобилях, работающих с прицепами (автомобили МАЗ-500 и МАЗ-504), тяга привода ручного тормоза, кроме соединения с гибким тросом, через промежуточный рычаг соединена с тягой ручного привода тормоза прицепа, которая воздействует на рычаг тормозного крана. Все тросы и тяги благодаря резьбовым шарнирным соединениям могут изменять свою длину, что необходимо при вытяжке троса и износе тормозных накладок. Кроме того, второй трос привода ручного тормоза имеет резьбовую муфту, которая обусловливает значительное изменение длины троса. Наконец, изменение длины троса или тяги зависит от начального положения рычага разжимного кулака, установленного на мелких шлицах хвостовика последнего.

При перемещении водителем рукоятки привода ручного тормоза на себя под воздействием тросов и тяг рычаг разжимного кулака перемещается на некоторый угол, вследствие чего головка разжимного кулака поворачивается, колодки расходятся и прижимаются к барабану — происходит торможение ручного тормоза. Одновременно производится торможение колесных тормозов прицепа. Для растормаживания рукоятки привода ручного тормоза надо возвратить в исходное положение.

Источник

Устройство ручного тормоза маз 500

Устройство ручного тормоза МАЗ-500

Основные данные ручного тормоза МАЗ-500

Диаметр тормозного барабана в мм. . 330+0.215

Ширина тормозных накладок в мм. 58 +-0.5

Толщина тормозных накладок в мм. 8

Общая площадь поверхности тормозных накладок в см2 . 525

Ручной стояночный тормоз (рис. 94) барабанного типа с двумя внутренними разжимными колодками смонтирован на заднем мосту автомобиля. Такое расположение трансмиссионного тормоза обеспечивает возможность использования его в аварийных случаях даже при поломках карданного вала.

Тормозной барабан 1 устанавливается между фланцами хвостовика ведущей шестерни 20 главной передачи и карданного вала. Барабан и оба фланца затянуты общими болтами; при этом барабан центрируется на буртиках фланцев для правильной установки его относительно оси вращения. Барабан отлит из специального антифрикционного серого чугуна. На наружной поверхности его имеются литые кольцевые ребра для придания жесткости и улучшения охлаждения; внутренняя поверхность барабана тщательно обработана концентрично посадочной поверхности на фланцы. Чтобы исключить возникновение биений в трансмиссии, барабан подвергается тщательной балансировке.

Суппорт 24 болтами крепится к фланцу картера подшипников, центрируясь на фланце крышки сальника ведущей шестерни 20 главной передачи. Суппорт штампуется из листовой стали; по краям его сделана отбортовка, охватывающая кромку наружной поверхности тормозного барабана для предотвращения попадания грязи на рабочую поверхность барабана и колодок.

К суппорту с внутренней стороны приклепаны кронштейн 12 разжимного кулака и кронштейн оси 28 колодок. Для обеспечения правильного положения деталей тормоза опорные отверстия в кронштейнах окончательно обрабатываются после приклепки их к суппорту.

Рис. 94. Ручной тормоз:
1— тормозной барабан; 2 — окно для проверки зазора между накладкой и тормозным барабаном; 3— колодка: 4 — накладка колодки; 5 — направляющая пластина колодки; 6 — отверстие под винт установки тормозного барабана; 7 — фланец ведущей шестерни главной передачи; 8 — наружная упорная шайба кулака; 9 — стопор ролика; 10 — ролик колодки; 11 — разжимной кулак: 12 — кронштейн разжимного
кулака; 13 — внутренняя упорная шайба кулака; 14 — втулка; 15 — пружина; 16 — распорное кольцо; 17 — запорное кольцо: 18 — масленка; 19 — стяжная пружина верхних концов колодок: 20 — ведущая шестерня главной передачи; 21 — рычаг включения ручного тормоза; 22 — картер редуктора заднего моста: 23 — кронштейн тяги привода
ручного тормоза; 24 — суппорт;
25 — гайка: 26 — пружинная шайба; 27 — кронштейн суппорта; 28 — ось колодок: 29 — стяжная пружина
нижних концов колодок; 30 — упорная шайба: 31 — установочный винт крепления тормозного барабана

Колодки 3 тормоза однореберные. Обод и ребра, штампованные из листовой стали, сварены электродуговой сваркой. К колодкам прикреплены тормозные накладки 4 из асбестовой массы. На концах ребер с обеих сторон, аналогично колесным тормозам, сделаны пазы для опоры на ось 28 колодок и на ролик 10, который крепится к колодке с помощью пружинного стопора.

Обе колодки с одной стороны опираются на общую ось 28, а с другой — на головку разжимного кулака 11 и стягиваются у обоих концов стяжными пружинами 19 и 29.

Ось, выполненная в виде болта, на стержень которого опираются колодки, устанавливается в кронштейне. Между ребром и головкой оси с одной стороны и кронштейном с другой стороны устанавливаются упорные шайбы 30, исключающие трение колодок о головку оси и кронштейн. Резьбовой конец оси затягивается гайкой.

Разжимной кулак опирается на втулки 14, запрессованные в литой кронштейн.

Головка кулака ручного тормоза имеет более простую конфигурацию, чем кулак колесного тормоза. Стержень разжимного

кулаки заканчивается елочными шлицами, на которые насажен рычаг -21 включения ручного тормоза. К внешнему торцу головки разжимного кулака на болтах крепится упорная шайба 8, направляющая колодку. Такая же шайба 13 проложена между внутренним торцом головки кулака и опорным кронштейном. Кроме того, к суппорту приклепывается штампованная фигурная

направляющая пластина 5, которая охватывает ребро колодки и обеспечивает его правильное положение.

При торможении ручным тормозом колодки через опорные ролики раздвигаются разжимным кулаком и прижимаются к тормозному барабану.

Источник

Устройство ручного тормоза маз 500

РУЧНОЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ-500А, МАЗ-504А, МАЗ-516

На автомобилях семейства МАЗ-500А установлен ручной стояночный тормоз (рис. 99) барабанного типа с двойным самоусилением, смонтированный на заднем мосту автомобиля. Такое расположение стояночного тормоза обеспечивает возможность использования его в аварийных случаях даже при поломках карданного вала.

Тормозной барабан 22 установлен между фланцами хвостовика ведущей шестерни главной передачи и карданного вала. Барабан и оба фланца затянуты общими болтами; при этом барабан центрируется на буртиках фланцев для правильной установки его относительно оси вращения. Барабан отлит из специального антифрикционного серого чугуна. На наружной поверхности его имеются литые кольцевые ребра для придания жесткости и улучшения охлаждения. Чтобы исключить возникновение биений в трансмиссии, барабан тщательно балансируют.

Суппорт 1 прикреплен к фланцу картера 3 подшипников и центрируется на фланце крышки сальника ведущей шестерни главной передачи. Суппорт изготовлен из листовой стали штамповкой; по краям его сделана отбортовка, охватывающая кромку наружной поверхности тормозного барабана для предотвращения попадания грязи на рабочую поверхность барабана и колодок. Колодки тормоза—сварные.

Действие ручного тормоза заключается в следующем: при торможении усилие от приводного троса передается на приводной рычаг 20, который через промежуточный рычаг и серьгу воздействует на рычаг 15 колодок. При вращении тормозного барабана по часовой стрелке приводное усилие от рычага колодок через штангу 12 передается к правой колодке 9 и прижимает ее к тормозному
барабану. При этом колодка вследствие трения захватывается барабаном и смещается в сторону вращения, надавливая через регулировочное устройство на левую колодку 4, и с силой прижимает ее к барабану. При вращении тормозного барабана против часовой стрелки рычаг 15 колодок, опираясь на штангу 12, передает приводное усилие к левой колодке 4 и прижимает ее к барабану. Колодка вследствие трения захватывается барабаном и смещается в сторону вращения, надавливая через регулировочное устройство на правую колодку 9, и с силой прижимает ее к барабану.

Привод ручного тормоза автомобиля МАЗ-500А показан на рис. 100. Рукоятка 1 привода, установленная на коробчатом кронштейне под панелью приборов, имеет рейку, в зубья которой входит собачка, удерживающая рукоятку в заторможенном состоянии.

При торможении усилие от рукоятки 1 через трос 2 передается на промежуточный рычаг 18. Поворачиваясь, рычаг передает усилие на тягу 15, а затем на трос 8, который посредством вилки 9 присоединен к приводному рычагу 10 тормоза. Происходит затяж-

ка тормоза. Одновременно через рычаг 6 и тягу осуществляется привод на тормозной кран, чем обеспечивается выпуск воздуха из соединительной магистрали, а следовательно, и затормаживание прицепа. Для того чтобы отпустить тормоз, следует повернуть рукоятку по часовой стрелке на 1/6 оборота и переместить от себя.

Привод ручного тормоза автомобиля МАЗ-504А отличается от привода ручного тормоза автомобиля МАЗ-500А тем, что второй трос непосредственно присоединен к рычагу 18.

Рис. 99. Ручной тормоз:
1 — суппорт тормоза; 2 — болт; 3 — картер подшипников ведущей шестерни заднего моста; 4 и 9 — колодки; 5 — регулировочный винт; 6 — гайка-звездочка; 7 — корпус регулировочного устройства; 8 — оттяжная пружина; 10 — штифт; 11 — ось штанги; 12

штанга; 13 — ось опоры колодок; 14 — ось рычага колодок; 15 — рычаг колодок; 16 — серьга; 17 — промежуточный рычаг; 18 — валик; 19 — вилка тормозного троса; 20 — приводной рычаг; 21 — оттяжная пружина; 22 — тормозной барабан; 23 — заглушка; В — дренажный канал

Рис. 100. Привод ручного тормоза:
1 — рукоятка; 2 и 8 — тросы; 3 и 16 — вилки; 4 — рычаг торможения прицепа-; 5

тормозной кран; 6, 10 и 18 — рычаги; 7 — кронштейн; 9 — регулировочная вилка; 11 и 14 — колодки; 12 — регулировочный винт; 13 — регулировочная звездочка; 15 — тяга; 17 — болт

Техническое обслуживание и регулировка

Обслуживание ручного тормоза и его привода заключается в периодическом осмотре тросов привода и их шарнирных соединений, а также в очистке от грязи и проверке креплений. Трос и шарнирные соединения тормоза и его привода смазывать в соответствии с картой смазки.

Перед выездом убедиться в надежной работе и эффективности ручного тормоза. Своевременная регулировка обеспечивает равномерный износ накладок и устраняет вытяжку троса. Накладки, которые в результате износа имеют толщину в средней части менее 2 мм, заменить.

При правильно отрегулированном ручном тормозе и его приводе заторможенный автомобиль с полной нагрузкой должен удерживаться на уклоне 16%.
Если ход рукоятки 1 (см. рис. 100) привода превышает 180 мм, отрегулировать привод в отторможенном состоянии в следующем порядке.

Проверить, нет ли провисания свободного участка троса 2. Провисание троса устранить изменением его длины с помощью вилки 3; при этом ось отверстия вилки 16 должна находиться над центром головки болта 17.

Переставить рычаг 10 в соответствующее отверстие вилки 9, чтобы ход рукоятки 1 был в пределах 110—160 мм. Если после указанной регулировки ход рукоятки велик и рычаг присоединен к последнему отверстию вилки 9, то необходимо:

отсоединить вилку 9 от рычага;

снять предварительно стопорное кольцо, снять рычаг 10 и переставить его на шлицевом хвостовике на три шлица и затем установить стопорное кольцо;

вставить рычаг 10 в первое или второе отверстие вилки 9, чтобы ход рукоятки был в пределах 110—160 мм тормоза.

Если при правильно отрегулированном тормозе и приводе заторможенный автомобиль не удерживается на указанном выше уклоне, снять тормозной барабан и проверить состояние фрикционных накладок. Если накладки замаслены, то промыть их керосином и протереть жесткой щеткой, а также прочистить дренажный канал В (см. рис. 99) в картере подшипников ведущей шестерни.

Ежедневно проверять состояние тросов привода и всех шарнирных соединений.

В соответствии с картой смазки смазывать валик тормоза, тросы и ось промежуточного рычага привода.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис