Устройство заднего тормоза оки

Особенности устройства тормозного механизма заднего колеса

Тормозной механизм барабанный с ручным или автоматическим регулированием зазора между колодками и барабаном.

Рис. 121. Тормозной механизм заднего колеса: 1 — пластинчатая пружина; 2 — тормозная колодка; 3 — упор колодки; 4 — пластина; 5 — регулировочный рычаг; 6 — регулировочная гайка; 7 — колесный цилиндр; 8 разжимная планка колодок; 9 — щит тормоза; 10 — рычаг ручного привода колодок; 11 — наконечник заднего троса, 12 — пружина; 13 — регулировочная гайка (для ручной регулировки); 14 — фиксатор регулировочной гайки.

Рычаг 10 (рис. 121) ручного привода колодок шарнирно соединяется болтом с ребром задней колодки. Между рычагом 10 и ребром передней колодки установлена разжимная планка 8 регулируемой длины. Она состоит из самой планки, упора 3 колодки и регулировочной гайки 13 разжимной планки и таким образом регулируют зазор между колодками и барабаном.

Устройство для автоматического регулирования зазора устанавливается на автомобилях ВАЗ-11113. Оно устроено следующим образом. Регулировочный рычаг 5 автоматического устройства вместе с рычагом 10 ручного привода колодок шарнирно болтом соединяется с задней тормозной колодкой. Дополнительно между собой регулировочный рычаг 5 и рычаг 10 ручного привода колодок шарнирно соединяются штифтом. На другом конце регулировочного рычага закреплен палец, опирающийся на наклонную поверхность пластинки 4, приваренной к упору 3 колодки. В этом положении регулировочный рычаг находится в зацеплении с зубом регулировочной гайки 6.

При торможении стояночным тормозом рычаг 10 ручного привода колодок поворачивается на болту. При этом усилие от рычага через штифт передается на регулировочный рычаг 5, и другой его конец приподнимается. При этом растягивается пружина и палец рычага отходит от пластины 4. Если зазор между колодкой и барабаном превышает заданный, то рычаг 5, поднимаясь, перемещается на следующий зуб. При растормаживании рычаг 5 за счет усилия пружины 12 поворачивает регулировочную гайку 6, удлиняя таким образом разжимную планку.

Читайте также:  Нужно ли прокачивать тормоза после замены вакуумного усилителя тормозов ваз

Колесный цилиндр тормозного механизма состоит из корпуса 1 (рис. 122), в котором расположены два поршня 2 с уплотнителями 3 и распорная пружина. Полость цилиндра герметизируется чехлами. Прокачку привода тормозного механизма проводят через штуцер 8.

Рис. 122. Колесный цилиндр: 1 — корпус цилиндра; 2 — поршень; 3 — уплотнитель; 4 — чашка пружины; 5 — пружина; 6 — защитный колпачок цилиндра; 7 — упор колодки; 8 — штуцер для прокачки; 9 — колпачок штуцера.

Стояночная тормозная система с механическим приводом, действует на тормозные механизмы задних колес. Привод стояночного тормоза состоит из рычага 2 (рис. 123), регулировочной тяги 7, уравнителя 8, троса 10, рычага 10 (см. рис. 121) ручного привода колодок и разжимной планки 8 регулируемой длины.

Рис. 123. Привод стояночного тормоза: 1 — кнопка фиксации рычага; 2 — рычаг стояночного тормоза; 3 — тяга защелки; 4 — защелка; 5 — зубчатый сектор; 6 защитный чехол; 7 — тяга; 8 — уравнитель тросов; 9 — регулировочная гайка; 10 — трос.

Источник

Схема работы тормозных систем

1. Направляющая колодок. 2. Направляющий палец. 3. Тормозные колодки переднего тормоза. 4. Суппорт с цилиндром. 5. Уплотнительное кольцо поршня. 6. Поршень колесного цилиндра. 7. Диск тормоза. 8. Шланг переднего тормоза. 9. Пружина. 10. Упор пружины. 11. Поршень регулятора давления. 12. Уплотнительное кольцо поршня. 13. Уплотнитель головки поршня. 14. Толкатель. 15. Втулка толкателя. 16. Заглушка. 17. Уплотнительное кольцо толкателя. 18. Седло клапана. 19. Клапан регулятора давления. 20. Шток вакуумного усилителя. 21. Уплотнительное кольцо низкого давления. 22. Ограничительный винт. 23. Поршень привода контура «правый передний — левый задний тормоза». 24. Уплотнительное кольцо высокого давления. 25. Возвратная пружина поршня. 26. Поршень привода контура «левый передний — правый задний тормоза». 27. Распорное кольцо поршня. 28. Прижимная пружина уплотнительного кольца. 29. Чашка. 30. Бачок главного цилиндра. 31. Поплавок. 32. Отражатель. 33. Подвижный контакт. 34. Неподвижный контакт. 35. Вакуумный клапан. 36. Возвратная пружина корпуса клапана. 37. Корпус клапана. 38. Диафрагма. 39. Буфер. 40. Поршень вакуумного усилителя. 41. Упорная пластина. 42. Клапан вакуумного усилителя. 43. Пружина клапана. 44. Возвратная пружина клапана. 45. Воздушный фильтр. 46. Толкатель. 47. Возвратная пружина педали тормоза. 48. Выключатель стоп-сигнала. 49. Наконечник выключателя стоп-сигнала. 50. Педаль тормоза. 51. Шланг заднего тормоза. 52. Распорная пружина поршней колесного цилиндре. 53. Уплотнитель поршня. 54. Поршень колесного цилиндра заднего тормоза. 55. Стяжная пружина колодок. 56. Тормозная колодка.

А — вакуумная полость
Б — атмосферная полость
К и Л — каналы
В, Г, Д и Е — камеры регулятора давления
Ж, 3 и И — зазоры

Рабочая тормозная система

Тормозные механизмы колес приводятся в действие от гидравлического привода, который управляется тормозной педалью. В зависимости от положения педали различают следующие составные части рабочего процесса тормозной системы: система расторможена, торможение, растормаживание.

Система расторможена. В исходном положении тормозная педаль 50 оттянута пружиной 47 до упора в наконечник 49 выключателя стоп-сигнала 48, контакты которого размыкают цепь сигнальных ламп.

Толкатель 46 клапана, а вместе с ним и корпус 37 клапана со штоком 20 отжаты возвратной пружиной 36 в крайнее заднее положение (по ходу движения автомобиля). Поршень 40 поджимается к торцу клапана 42, перекрывая доступ атмосферного воздуха в полость Б. Вакуумная полость А через каналы К и Л свободно сообщается с атмосферной полостью В. Поэтому при работающем двигателе разрежение через вакуумный клапан 35 передается в полость А и через каналы К и Л — в полость Б.

Поршни 23 и 26 главного цилиндра под действием возвратных пружин 25 отжаты в крайнее заднее положение до упора в ограничительные винты 22. Распорные кольца 27, упираясь в ограничительные винты, отжимают уплотнители от торцов канавок, открывая проходы для тормозной жидкости. Полости главного цилиндра свободно сообщаются с полостями его бачка и обоими контурами привода тормозных механизмов. Таким образом, в приводе тормозов отсутствует давление жидкости.

Поршни 6 колесных цилиндров передних тормозов отжаты от тормозных колодок за счет упругой деформации уплотнительных колец 5. Тормозные колодки, не испытывая давления со стороны поршней, остаются лишь в легком соприкосновении с поверхностями трения тормозного диска.

Вследствие отсутствия давления в контурах гидропривода головка поршня 11 регулятора давления под усилием пружины 9 отжимается от уплотнителя 13 и упирается в толкатель 14, перемещая через него клапан 19, который отходит от своего седла 18. При этом образуются зазоры И и Ж. Через образовавшиеся зазоры камеры В и Е соединяются с камерами Г и Д.

Колодки 56 тормозных механизмов задних колес усилием стяжных пружин 55 отжаты от тормозных барабанов, а под действием этого же усилия поршни 54 колесных цилиндров вдвинуты внутрь цилиндров.

Торможение

При движении автомобиля с работающим двигателем в полостях А и Б вакуумного усилителя создается разрежение. передаваемое от впускной трубы двигателя по шлангу. При нажатии на педаль 50 тормоза она отходит от наконечника 49 выключателя стоп-сигнала, и цепь контрольных ламп замыкается. Одновременно перемещается толкатель 46 вместе с поршнем 41 вакуумного усилителя. Вслед за поршнем перемещается под усилием пружины 43 клапан 42 до упора в свое гнездо; в этом положении полости А и Б усилителя разобщаются. Поршень 40 клапана, перемещаясь вперед, отходит от клапана 42, и между поршнем и торцом клапана образуется зазор, через который полость Б соединяется с атмосферой. Заполняя вакуум, наружный воздух поступает через канал Л в полость Б, создавая давление на корпус 37 клапана через диафрагму 38. Тем самым снижается необходимое для торможения усилие на педали тормоза со стороны водителя.

Развиваемое на корпус клапана давление зависит от разрежения во впускной трубе двигателя и от усилия нажатия на тормозную педаль.

Вместе с корпусом 37 клапана перемещается и шток 20. Первоначально выбирается зазор между поршнем 23 и регулировочным болтом штока. Его величина соответствует свободному ходу педали тормоза 3. 5 мм. После выбора зазора шток перемещает поршень 23 вперед. Распорное кольцо 27 отходит от ограничительного винта 22, и уплотнитель поджимается к торцу канавки поршня, т. е. полости главного цилиндра и бачка разобщаются. С этого момента при дальнейшем продвижении поршня контура привода «правого переднего и левого заднего» тормозных механизмов нарастает давление жидкости. Одновременно под давлением жидкости в этом контуре начинает перемещаться поршень 26 привода контура «левый передний — правый задний» тормоза. Под увеличивающимся давлением жидкости кольца 24 высокого давления распираются и более плотно прилегают к зеркалу цилиндра и торцам канавок, что улучшает уплотнение поршней в цилиндре.

От главного тормозного цилиндра давление жидкости передается в камеры В и Е регулятора давления и через зазоры И и Ж в колесные цилиндры задних тормозных механизмов. При увеличении давления жидкости возрастает усилие на поршень 11 регулятора, стремящееся выдвинуть его из корпуса. Когда усилие от давления жидкости превысит усилие от пружины 9, поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним перемещаются под действием пружины клапан 19 и толкатель 14. При давлении 3,5±0,5 МПа (35±5 кгс/см 2 ) зазоры Н и Ж выбираются полностью. Дальнейший рост давления в камере Г будет осуществляться при дросселировании жидкости между буртиком поршня 11 и уплотнителем 13. а в камере — при смещении втулки 15 под действием давления в камере Г. После выбора зазоров И и Ж давление на выходе регулятора нарастает уже в меньшей степени и определяется соотношением площадей буртика и штока поршня.

При отказе контура привода тормоза «левый передний — правый задний» уплотнительные кольца 17, втулка 15 под давлением жидкости в камере Г сместятся в сторону пробки до выбора зазора 3. Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора давления, которая включает в себя поршень 11 с уплотнителем 13, втулку поршня со стопорным кольцом, пружину 9 с упором 10 и упорной чашкой. При этом работа этой части регулятора при отказе названного контура такая же, как и при исправной системе.

При отказе контура «правый передний — левый задний» давление в камере В отсутствует. За счет давления жидкости в камере Д толкатель 14 и поршень 11 смещаются, преодолевая усилие пружины 9. Так как площадь сечения толкателя 14 меньше площади сечения штока поршня 11, то выбирание зазора Ж произойдет при большем давлении, чем при исправной системе. Регулятор будет работать как ограничитель давления на уровне 6. 7 МПа (60. 70 кгс/см 2 ).

Под давлением тормозной жидкости, преодолевая упругую деформацию уплотнительных колец 5, поршни 6 выдвигаются из цилиндров и поджимают внутренние тормозные колодки 3 к диску 7, а колесные цилиндры с суппортами 4 (подвижные скобы) перемещаются в обратную сторону под усилием возникшей реакции. Подвижные скобы поджимают к тормозному диску наружные тормозные колодки 3.

Одновременно под давлением жидкости раздвигаются поршни в колесных цилиндрах задних тормозных механизмов, преодолевая сопротивление стяжных пружин 55 колодок. Колодки прижимаются к тормозным барабанам, создавая тормозной момент на колесах. В момент касания колодок барабана происходит их самоустановка на опорах.

Если при торможении водитель прекратит нажатие на педаль тормоза, оставляя ее нажатой в каком-то положении, то корпус клапана вакуумного усилителя пройдет вперед под давлением атмосферного воздуха на величину зазора между упорной пластиной 41 и канавкой поршня 40. При этом освобожденный торец клапана 42, дойдя до торца поршня 40, перекроет поступление атмосферного воздуха в полость Б, и избыток воздуха перейдет в вакуумную полость А через вновь открывшуюся щель в седле клапана, канал К и далее во впускную трубу двигателя Давление в обеих полостях уравняется, и серводействие усилителя прекратится. Тормозные механизмы колес какой-то промежуток времени будут удерживать постоянный тормозной момент на колесах.

Растормаживание

При отпускании педали тормоза она усилием пружины 47 возвращается в исходное положение и тянет за собой толкатель 46 с поршнем 40. Поршень, соприкоснувшись с торцом клапана 42, закрывает доступ атмосферного воздуха в полость Б. Торец клапана отходит от своего гнезда в корпусе клапана и открывает проход, сообщающий полость Б с полостью Л через канал К. Серводействие усилителя прекращается, и тормозная педаль, корпус клапана вместе со штоком, усилием возвратной пружины 36 возвращаются в исходное положение. Не испытывая давление со стороны штока вакуумного усилителя, поршни 23 и 26 главного цилиндра под действием возвратных пружин 25 отходят назад в исходное положение до упора в ограничительные винты 22. При возврате распорные кольца 27, упираясь в ограничительные винты, отводят уплотнительные кольца к передней стенке кольцевой канавки поршней, и полости главного цилиндра и бачка сообщаются между собой.

Поршни переднего тормоза отводятся в нерабочее положение под действием упругости уплотнительных колец 5, а поршни заднего тормоза — сокращением стяжных пружин 55 колодок. Излишек тормозной жидкости перетекает через компенсационные зазоры в бачок 30 главного цилиндра.

Вследствие падения давления жидкости в гидроприводе поршень регулятора давления под действием пружины возвращается в исходное положение. При этом головка поршня отходит от уплотнителя, а клапан — от своего гнезда. Через образовавшиеся зазоры И и Ж камеры Е и В сообщаются с камерами Г и Д.

Стояночная тормозная система

Стояночный тормоз срабатывает при перемещении рычага 11 (см. гл. 28) вверх. При этом защелка 12 перескакивает по зубьям сектора, а рычаг 11 через тягу и уравнитель 13 натягивает оба задних троса 14. Усилие от тросов передается на рычаги 20 (см. гл. 27) ручного привода колодок. Рычаг 20 давит на разжимную планку 21 и через нее прижимает тормозную колодку 17 к барабану. Дальнейший поворот рычага 20 на оси болта 22 прекращается, и он начинает поворачиваться относительно точки контакта с распорной планкой 21. При этом верхнее плечо рычага перемещает заднюю тормозную колодку до упора в барабан.

При подъеме рычага привода стояночного тормоза его упор отходит от выключателя контрольной пампы, и цепь пампы замыкается.

Для растормаживания нажимают на кнопку рычага, чтобы через тягу поднять защелку 12 и разъединить ее с зубчатым сектором, после чего опускают рычаг. Упор рычага нажимает на шток выключателя контрольной лампы, и она гаснет. Детали ручного привода колодок возвращаются в исходное положение, и тормозные механизмы задних колес растормаживаются.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис