Ваз 2101 двигатель в разрезе привод масляного насоса

Устройство и работа смазочной системы

Смазочная система (рис. 24) — комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры и кулачки распределительного вала, подшипники вала и шестерня привода масляного насоса. Разбрызгиванием смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках, цепь привода распределительного вала, опоры рычагов привода клапанов и стержни клапанов в направляющих втулках.

1 — масляный насос; 2 — масляный картер; 3 — канал подачи масла от насоса к фильтру; 4 — горизонтальный канал для подачи масла от фильтра в масляную магистраль; 5 — канал для подачи масла к шестерне привода масляного насоса и распределителя зажигания; 6 — канал в шейке коленчатого вала; 7 — передний сальник коленчатого вала; 8 — канал подачи масла от масляной магистрали к коренному подшипнику и к валику привода масляного насоса и распределителя зажигания; 9 — шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания; 10 — валик привода масляного насоса и распределителя зажигания; 11 — канал для стока масла; 12 — канал в кулачке распределительного вала; 13 — магистральный канал в распределительном вале; 14 — канал в опорной шейке распределительного вала; 15 — кольцевая выточка на средней опорной шейке распределительного вала; 16 -крышка маслоналивной горловины; 17 — наклонный канал в головке цилиндров; 18 — вертикальный канал в блоке цилиндров; 19 — масляная магистраль; 20 — датчик контрольной лампы давления масла; 21 — канал подачи масла к коренному подшипнику; 22 — канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 23 — указатель уровня масла; 24 — масляный фильтр.

Читайте также:  Есть ли смысл покупать кроссовер с полным приводом

Масло с масляного картера 2 засасывается масляным насосом 7 и по каналу 3в блоке цилиндров подается к полнопоточному фильтру 24. Из фильтра масло поступает в масляную магистраль 19, на смазку коренных подшипников и двух подшипников валика 10 привода масляного насоса. От коренных подшипников масло через внутренние каналы коленчатого вала смазывает шатунные подшипники и от них через отверстия в нижних головках шатунов разбрызгиванием смазывает стенки цилиндров.

К опорам и кулачкам распределительного вала масло подается по каналам 17 и 18 в блоке и головке цилиндров и через магистральный канал 13 в распределительном валу. Цепь привода распределительного вала смазывается разбрызгиванием маслом, которое выдавливается из передней опоры распределительного вала и передней втулки вала привода масляного насоса.

Датчик 20 контрольной лампы давления масла устанавливается на блоке цилиндров и соединяется с масляной магистралью. Сигнальная лампа в комбинации приборов зажигается в момент пуска двигателя и должна гаснуть при работающем двигателе, когда давление достаточно для нормальной смазки.

В отдельных случаях при нагретом масле лампа может гореть, когда двигатель работает на малой частоте холостого хода.

Нормальное давление масла при 85°С и 5600 об/мин 3,5-4,5 кгс/см 2 . Минимальное давление масла при минимальной частоте вращения коленчатого вала (850—900 об/мин) должно быть не менее 0,5 кгс/см 2 .

Масляный насос

Шестеренного типа (рис. 25), устанавливается внутри картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня 7 неподвижно закреплена на валике 1 и поставляется в запасные части в комплекте с валиком. Ведомая шестерня 6 свободно вращается на оси 5, запрессованной в корпусе 4 насоса.

К корпусу насоса болтами 8 под крышкой 2 крепится маслоприемный патрубок 9 с фильтрующей сеткой и встроенным редукционным клапаном 10. Давление срабатывания клапана обеспечивает пружина 3 соответствующей упругости. Давление не регулируется. Длина пружины редукционного клапана в свободном состоянии 38 мм, под нагрузкой (6,35±0,2) кгс — 20 мм.

Привод масляного насоса — цепной передачей от звездочки коленчатого вала на звездочку валика 10 (см. рис. 24) привода масляного насоса и распределителя зажигания, который установлен в блоке цилиндров в сталеалюминиевых втулках. Валик имеет винтовую шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней 9 привода масляного насоса и распределителя зажигания. Шестерня 9 вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в блоке цилиндров. В шлицевое отверстие шестерни входят шлицы валика масляного насоса и распределителя зажигания.

Масляный фильтр

Полнопоточный, неразборный, в стальной его корпус устанавливается бумажный фильтрующий элемент. фильтр имеет резиновый противодренажный клапан, не позволяющий стекать маслу из системы при остановке двигателя, и перепускной клапан, срабатывающий при засорении фильтра.

Фильтр навертывается на штуцер блока цилиндров и соединяется каналами с масляным насосом и масляной магистралью. Для снятия его используется приспособление А.60312 (см. рис. 45). При установке фильтр рекомендуется завертывать вручную без приспособления.

Вентиляция картера двигателя

Картерные газы отсасываются по шлангу 5 (рис. 26, а), надетому на патрубок крышки 6 сапуна, в вытяжной коллектор 3, размещенный под воздушным фильтром. Из вытяжного коллектора газы могут отсасываться двумя путями: в воздушный фильтр, минуя фильтрующий элемент 2, и далее через карбюратор во впускной трубопровод двигателя; через шланг 1 (см. рис. 26, а) в золотниковое устройство карбюратора (рис. 26, б и в) и далее в задроссельное пространство карбюратора.

Золотниковое устройство регулирует режим отсоса картерных газов при различной частоте вращения коленчатого вала. Устройство состоит из золотника на оси 9 дроссельной заслонки первичной камеры и калиброванного отверстия 12. Золотник имеет канавку 11.

При малой частоте вращения (рис. 26, а) коленчатого вала (при закрытых дроссельных заслонках) разрежение на входе в карбюратор незначительное, и основная масса газов отсасывается по шлангу 1, а затем через калиброванное отверстие 12 (рис, 26, 6) в задроссельное пространство карбюратора. Калиброванное отверстие ограничивает количество отсасываемых газов, и вентиляция оказывает малое влияние на разрежение за дроссельной заслонкой.

С повышением частоты вращения коленчатого вала при открывании дроссельной заслонки золотник 10 поворачивается и открывает дополнительный путь для газов по канавке 11 (рис. 26, в). Газы отсасываются как по шлангу 1, так и в воздушный фильтр. Общее количество отсасываемых газов увеличивается.

При высокой частоте вращения коленчатого вала (первичная дроссельная заслонка карбюратора полностью открыта) основная масса газов отсасывается в воздушный фильтр в пространство за фильтрующим элементом.

Картерные газы при работе двигателя проходят через маслоотделитель 7, где масло отделяется и стекает вниз по трубке 8. В шланге 5 установлен пламегаситель 4, не допускающий прорыва пламени в картер при «хлопках» в карбюратор.

Источник

Система смазки двигателя

Система смазки двигателя обеспечивает:

  • уменьшение трения и повышение механического КПД двигателя;
  • уменьшение износа трущихся деталей;
  • охлаждение деталей двигателя и вынос продуктов износа из деталей двигателя.

Смазка трущихся деталей наряду с подбором материалов и вида обработки их поверхностей эффективно повышает долговечность двигателя. Система смазки обеспечивает также очистку циркулирующего масла от механических и других вредных примесей.

Необходимый для нормальной работы двигателя запас масла находится непосредственно в картере двигателя. Заправку масла в картер двигателя производят через маслоналивную горловину, герметически закрываемую крышкой. Уровень масла контролируется по меткам на указателе. Отработанное масло сливают из системы через отверстие, закрытое резьбовой пробкой. Емкость масляной системы 3,75 л. Давление масла на прогретом двигателе при средних оборотах 3,5—4,5 кгс/см 2 .

Система смазки двигателя комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.

Коренные и шатунные подшипники, опоры распределительного вала и вала привода масляного насоса, кулачки распределительного вала и втулка шестерни привода масляного насоса смазываются под давлением.

Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, цепь привода механизма газораспределения, опоры рычагов привода клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках.

В систему смазки входят: масляный насос, приемный патрубок с малой фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу насоса, полнопоточный масляный фильтр, установленный на левой передней стороне двигателя, редукционный клапан давления масла, встроенный в приемный патрубок, электрический датчик недостаточного давления масла и у двигателя ВАЗ-2103 указатель давления масла.

Датчик давления масла 19 соединен с сигнальной лампой 20 на щитке приборов, которая загорается при падении давления масла до 0,4—0,8 кгс/см 2 . При работе двигателя с исправной системой смазки лампа должна гаснуть (если двигатель не перегрет). На автомобиле ВАЗ-2103 кроме контрольной лампы имеется указатель давления масла 22 с датчиком 23, установленным в задней части блока цилиндров, на переходнике, ввернутом в масляный канал 18.

Циркуляция масла при работе двигателя происходит следующим образом. Масляный насос 1, приводимый в движение парой шестерен со спиральными зубьями, засасывает масло из картера через фильтрующую сетку маслозаборного патрубка 2 и подает его по каналу 3 в полнопоточный фильтр. Отфильтрованное масло по каналу 4 и 6 попадает в продольный магистральный канал 18, проходящий вдоль блока, с левой стороны, а оттуда по каналам 7 и 8, просверленным в блоке цилиндров, проникает к коренным подшипникам коленчатого вала и переднему подшипнику валика привода масляного насоса. К центральной опоре распределительного вала масло подводится по каналам 17, просверленным в блоке цилиндров, 16 — в головке и 15 — в корпусе подшипников распределительного вала.

В прокладке головки блока имеется окантованное медью отверстие, по которому масло проходит из канала 17 блока в канал 16 головки.

Во вкладышах коренных подшипников имеются отверстия, через которые масло попадает в кольцевые канавки вкладышей. Из канавок часть масла идет на смазку коренных подшипников, а другая по каналам 24, просверленным в шейках и щеках коленчатого вала, к шатунным подшипникам, и от них через отверстия 47 в нижних головках шатунов струя масла попадает на зеркало цилиндра в момент совпадения отверстия подшипника с каналом в шатунной шейке.

Масло, подошедшее к центральной опоре распределительного вала через канавку в опорной шейке, попадает в центральный канал 13 распределительного вала, а из канала через отверстия в кулачках и в опорных шейках — к кулачкам, рычагам и опорам вала. Масло от первого подшипника валика привода масляного насоса поступает ко второму по каналам 9, просверленным в самом валике. К втулке шестерни привода масляного насоса масло подводится по отдельному каналу из полости блока перед масляным фильтром. Остальные детали смазываются разбрызгиванием и самотеком.

Цепь механизма газораспределения смазывается маслом, которое выходит из передней опоры распределительного вала и передней втулки вала привода масляного насоса, и затем разбрызгивается центробежной силой через радиальные отверстия 11 на звездочках указанных валов.

Для того чтобы при работе двигателя на любом режиме обеспечить необходимое давление масла в магистрали, а также чтобы компенсировать увеличивающийся при износе двигателя расход масла, масляный насос имеет избыточную производительность.

Для предотвращения повышения давления масла сверх допустимого в системе установлен редукционный клапан, перепускающий избыточное масло в маслоприемник.

Масляный насос 1 (см. поперечный разрез двигателя) — шестеренного типа, установлен внутри поддона картера и крепитгся к блоку цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня насоса неподвижно закреплена на валике, а ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной в корпусе. Масло поступает в насос по маслоприемному патрубку, пройдя через фильтрующую сетку.

Масляный фильтр навернут на штуцер и прижат к кольцевому буртику на блоке. Герметичность соединения обеспечивается резиновой прокладкой, установленной между крышкой фильтра и буртиком блока. Масло поступает в фильтр через отверстие 25 и, пройдя фильтрующий элемент, выходит в главную магистраль блока через центральное отверстие 27 и штуцер крепления.

Фильтр имеет противодренажный клапан, предотвращающий стекание масла из системы при остановке двигателя, и перепускной клапан, срабатывающий при засорении фильтрующего элемента.

Фильтрация масла производится бумажным элементом 28 и вкладышем из нетканого материала. Фильтрующий вкладыш осуществляет очистку масла более грубую, чем бумажный элемент, и очищает масло при пуске холодного двигателя, когда загустевшее масло не проходит через бумажный элемент.

Чтобы обеспечить эффективную фильтрацию масла, через каждые 10 000 км пробега, т. е. при смене масла в двигателе, фильтр необходимо заменять.

Во время работы двигателя в картер проникает некоторое количество отработавших газов. При пуске двигателя в цилиндрах также конденсируются пары бензина, которые, попадая в картер, разжижают масло и ухудшают его смазывающие свойства. Имеющиеся в составе отработавших газов пары воды, конденсируясь в картере, вспенивают масло и приводят к образованию густых и липких эмульсий, а в соединении с сернистым газом образуют кислоты, которые разъедают рабочие поверхности деталей двигателя и ускоряют их износ.

Для удаления из картера газов и паров бензина, что увеличивает срок службы масла и повышает долговечность двигателя, служит принудительная вентиляция картера. Она же обеспечивает приток свежего воздуха в картер двигателя. Свежий воздух, засасываемый через патрубок 35, проходит фильтрующий элемент 36 системы вентиляций картера и по трубке 30 поступает в картер двигателя. Отработавшие газы и пары бензина отсасываются из картера по шлангу 42.

Чтобы пламя не попадало в картер двигателя при «выстреле» в карбюратор, в штанге установлен пламегаситель 41. В вытяжной шланг картерные газы проходят через маслоотделитель 45; отделившееся от газов масло по трубке стекает в масляный картер.

Корпус маслоотделителя 46 в приливе блока цилиндров закрыт крышкой 44.

Чтобы защитить детали карбюратора от отложений смол, картерные газы по трубке 43 отводятся в задроссельное пространство карбюратора.

Уход за системой вентиляции заключается в периодической промывке ее устройств и смене фильтра 37.

Источник

Разборка двигателя ВАЗ-2101

2 – маховик;
3 – болт крепления маховика;
4 – шайба;
5 – фиксатор А.60330/R для удержания маховика от проворачивания;
6 – передняя крышка картера сцепления

1 – цепь привода распределительного вала;
2 – болт крепления башмака;
3 – башмак натяжителя;
4 – гайка крепления натяжителя;
5 – корпус натяжителя;
6 – колпачковая гайка натяжителя;
7 – болты крепления успокоителя;
8 – болт крепления звездочки валика привода масляного насоса

1. Вымойте двигатель на моечной установке, установите его на стенд для разборки и слейте из картера масло.

2. Снимите карбюратор, отсоединив от него шланги и тягу привода дроссельной заслонки.

3. Снимите топливный насос, распределитель зажигания, ключом 67.7812.9514 выверните свечи и датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.

4. Снимите ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости, снимите генератор и кронштейн генератора.

5. Снимите насос охлаждающей жидкости, отсоединив от насоса и выпускного коллектора трубопровод подвода жидкости из отопителя.

6. Снимите с головки цилиндров выпускной патрубок охлаждающей жидкости и трубопровод отвода жидкости к отопителю.

7. Приспособлением А.60312 отверните и снимите масляный фильтр с прокладкой.

8. Выверните датчик контрольной лампы давления масла, снимите крышку сапуна вентиляции картера, картер и масляный насос. Снимите фиксатор сливной трубки маслоотделителя и выньте маслоотделитель вентиляции картера.

9. Снимите шкив коленчатого вала, закрепив маховик фиксатором А.60330/R (см. рис. Снятие маховика) и отвернув ключом А.50121 храповик.

10. Снимите крышку головки цилиндров и крышку цепного привода распределительного вала. Отверните болты крепления звездочек распределительного вала и вала привода масляного насоса.

11. Ослабьте колпачковую гайку 6 (см. рис. Снятие натяжителя и успокоение цепи) натяжителя цепи, отверните гайки 4 крепления его к головке цилиндров, снимите натяжитель и, отвернув болт 2, снимите башмак 3 натяжителя цепи.

12. Отверните ограничительный палец цепи, снимите звездочки привода масляного насоса и распределительного вала и выньте цепь.

13. Ослабьте гайки шпилек 4. Отвернув гайки крепления, снимите корпус подшипников шпилек 4 и, удалив упорный фланец 1, осторожно, чтобы не повредить поверхность опор корпуса 3 подшипников, выньте распределительный вал 2.

14. Отверните болты крепления головки цилиндров и снимите ее вместе с выпускным коллектором и впускным трубопроводом.

15. Снимите упорный фланец 1 валика привода масляного насоса и выньте валик 3 из блока цилиндров (2 – болт крепления фланца, 4 – ключ).

16. Универсальным съемником А.40005/1/7 из комплекта А.40005 снимите звездочку с коленчатого вала.

17. Отверните гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов и осторожно выньте через цилиндры поршни с шатунами.

При разборке двигателя пометьте поршень, шатун, вкладыши коренных и шатунных подшипников, чтобы при сборке установить их на прежнее место.

18. Установите фиксатор 5 (см. рис. Снятие маховика), отверните болты 3, снимите шайбу 4 и маховик с коленчатого вала, снимите переднюю крышку картера сцепления.

19. Выталкивателем А.40006 выньте подшипник первичного вала коробки передач из гнезда в коленчатом валу.

20. Снимите держатель сальника коленчатого вала.

21. Отверните болты крышек коренных подшипников. Снимите их вместе с нижними вкладышами, снимите коленчатый вал, верхние вкладыши и упорные полукольца на задней опоре.

Источник

Оцените статью
Авто Сервис