5-ступенчатая АКПП Mercedes 722.6 должна была стать идеальным автоматом для идеальных машин. Она устанавливалась кроме самих Мерседесов и на Порше 911, Ягуары, Джипы и многие другие заднеприводные авто c двигателем от 3 до 6 литров с 1996 года до наших дней.
Разрабатывалась как современная электронно-управляемая замена первой в мире 5-ти ступенчатой АКПП 722.5, вдогонку за легендарной ЗэтЭфовской коробкой- 5HP19.
Эту уникальную коробку по достоинству оценил рынок, выбрав именно 6-ю серию Мерседеса для своих эксклюзивных моделей. Долгие годы 722.6 предпочитали и американцы (Крайслер, Джип, Додж), и европейцы (Порше, Ягуар, . ) и даже корейцы СсангЙонг, изрядно потеснив с рынка ZF с конкурирующими 5НР24 и 5НР19.
Особенности конструкции 722.6
В новый гидротрансформатор добавили сцепление блокировки, в гидроблок — соленоиды, что стало новой модой и первым блином «электронной» эры автоматов. Соленоиды здесь поделили функции: один соленоид (блокировки) — включает передачу, а другой регулирующий соленоид (PWM -проскальзывания) обеспечивает плавное включение передачи. Подробнее.
Для каждой группы моторов со своим крутящим моментом разработана своя модификация 6-й серии, которая имеет следующую классификацию:
— W5A330, для входящего момента до 330 Нм,
— W5A380, для максимального момента в 380 Нм,
— W5J400, может принимать момент 400 Нм,
— W5A580 используется с 8-ми и 12-цилиндровыми двигателями.
Модификации различаются количеством и толщиной стальных и фрикционных дисков, планетарными рядами (3 или 4 сателлита), количеством фрикционов в блокировке гидротрансформатора (1, 2 или 3), гидроблоками и некоторыми другими различиями в «железе». Это революционное применение многофрикционного сцепления и режима проскальзывания в гидротрансформаторе открыло новую эру в развитии АКПП.
Мастера поначалу считали 6-ю серию АКПП самой проблемной и неудачной.
Действительно, в первые годы работы между валами К1 и К2 стояла втулка, которая быстро разбивалась и из-за возникавшего люфта и потери давления выходил из строя планетарный ряд (№580). Проблему решили к концу века, заменив втулку на подшипник. Также выявились болезни типа проворачивания подшипников, которые устранили установкой усиков.
Из других «детских» болезней замечена была проблема слабой пружины в гидроблоке (Control Pressure Regulator, № 192741 ) . А также обгонка (№ 192658 ) пакета F1 на статоре насоса. Все эти и другие мелкие проблемы конструкции в конце концов тоже были решены. И с начала века автомат 722.6 способен ходить 300-400 тысяч км, меняя только масло и изношенные расходники.
Замена масла и фильтра
Фильтр АКПП 722.6 — № 192010 на редкость дешевый и одноразовый. Один слой тонкого (1.4 мм) фетра довольно быстро забивается, поэтому рекомендуется менять его как можно чаще, особенно на возрастной машине и перед зимней эксплуатацей.
Масло — синтетическое типа Shell 3403-M115, при полной замене входит около 8 литров (зависит от подмодификации). Считается несменяемым, но у нас загрязняется критически уже к 100 ткм. Утечки масла происходят в основном через прокладку поддона или через коннектор электроплаты. Смена масла рекомендуется по мере его непрозрачности и с возрастом, чем сильнее изнашиваются фрикционы (гидротрансформатора), тем быстрее масло загрязняется. Работа в грязном масле влияет на качество переключения передач и на скорость износа фрикционов и соленоидов.
Уровень масла (и его прозрачность) проверяется с помощью специального щупа — 192999 . Уровень проверяется на горячем масле (80º±5º). Своевременный долив масла и замена масла несколько отодвигает первый капремонт трансмиссии, но износ расходников неизбежно наступает к 150-200 ткм в зависимости от манеры вождения. Уж очень интенсивно позволяют работать фрикционам гидротрансформатора настройки компьютера. Коробка относительно неприхотлива к уровню и типу масла, но чувствительна к его прозрачности.
По мнению многих мастеров эта коробка имеет свои специфические конструктивные особенности, требующие опыта. Но при этом уникально ремонтопригодна, имеет огромный ресурс по «железу» и может служить практически вечно при соблюдении правил эксплуатации и своевременном капремонте а заменой расходников.
Судя по нынешней статистике ремонтов АКПП 722.6 последних лет выпуска — одна из самых распространенных, надежных автоматов Мерседес, который после переборки при аккуратной эксплуатации легко пройдет обычный мерседесовский полумиллион.
Детали для переборки и капремонта.
Подобрать ремкомплекты — нажми клавишу слева.
Если простая чистка гидроблока не дает результата, то это может означать, что пришла пора перебирать трансмиссию. С ремонтом гидротрансформатора и заменой резиновых и пластиковых расходников. Обычно для капремонта берут ремкомплект прокладок и сальников (ОверолКит) — № 192002 , фрикционы комплектом, фильтр и втулки. Диагностика может показать на необходимость замены платы и соленоидов.
Мастера, которые собрали-разобрали эти коробки по многу раз, чаще выбирают дешевый и качественный неоригинал ( 192002-AT АТОК), а владельцы предпочитают чуть переплатить за бренд и заказывают немецкий Ремкомплект прокладок и сальников от Автолайн, в который входят многие оригинальные расходники.
Полный Комплект фрикционов — 192003 , которые стоит поменять, даже если износ старых фрикционов составляет еще половину — увеличенные зазоры в пакетах зависят от износа фрикционов и в свою очередь влияют на толчки при включении передач.
Фрикционные наборы имеют варианты: обычные двусторонние для двигателей до 3.2 литра и свыше 4-х литров и комплекты с односторонними дисками пакетов К1, K3 и B1 (ниже). Также можно их тип определить по году выпуска, но надежнее выбирать фрикционы Мерседеса по вин-коду . Остальные детали:
— Фильтр металло-пластиковый с однослойной фетровой мембраной — № 192010 . Меняют после 150 ткм с каждой сменой масла.
Имеет одинарный слой фетра. На возрастной машине забивается довольно быстро и зимой может вызывать проблемы, связанные с масляным голоданием, когда густое холодное грязное масло не проходит через фильтр.
В 2002 году была произведена модификация и пакеты К1, К3 и В1 оптимизировали, установив туда комбинированные односторонние диски вместо традиционных фрикционов и стальных дисков. Определяется при вскрытии коробки.
Комплект фрикционов для коробок после 2002 года — 192003C . Остальные комплекты дисков — 192003 .
Почти все капремонты возрастных авто проходят с заменой трех втулок — крышки насоса ( 192034 ), статора ( 192037 ) и барабана К2 ( 192038 ) .
Болезни возрастных АКПП:
АКПП 722.6 — один из лидеров МВ по популярности в ремонте на нашем рынке. Следом идет семейство 722.3 — 722.5.
Все вместе эти АКПП (серии 3-4-5) несколько опережают 722.6 по количеству капремонтов, но по одиночке каждая из них уступает 722.6 почти на треть. Проблемы чаще всего связаны с «немерседесовским» стилем вождения и «не-немецким» стилем ухода за машиной и трансмиссией.
В почтенном возрасте у 722.6 начинают появляться «возрастные болезни»:
Из-за регулярных перегревов выходит из строя самое хрупкое и сложное — электрика:
— Электроплата с датчиками скорости, (№ 192446 ).
Выход из строя платы и датчиков связывают с перегревом и грязным маслом. Что в свою очередь провоцируется заводскими регулировками сцепления блокировки гидротрансформатора, который довольно быстро изнашивается, от износа — перегревается. Чем агрессивнее разгоны, тем быстрее идет износ блокировки и загрязняется масло.
Эксплуатация с неисправным гидроблоком и электрикой в свою очередь ведет к общему масляному голоданию, износу втулок, вибрациям и износу других узлов «железа» 722.6 серии. Расшифровка кодов ошибок неисправностей OBD-II— здесь.
— Соленоид ТСС (Блокировки гидротрансформатора) тип 3-Way Lock-Up, 192425 . Первый выходит из строя. Вызвано тем, что именно через этот регулятор туда-сюда качается раскаленная жижа из гидротрансформатора, загрязненная фрикционной пылью (подробнее — читай о ГДТ). Чем дольше ездить с изношенным ГДТ, тем больше шансов преждевременной смерти этого (и других) соленоидов.
— Соленоид Шифт (переключения скоростей, тип ON-OFF) 192421 . слева
— Соленоид-регулятор главного давления MPS и SPR (EPC), Solenoid A2032700089, 192431 .
Вырабатывают свой довольно большой ресурс. Который значительно сокращается из-за грязного масла и перегревов (подробнее).
Коннектор 192444-EM (Корпус разъёма электроплаты, 722.6 1996-up) имеет два уплотнительных резиновых кольца.
От старости и перепадов температур резинки 192347 дубеют и начинают пропускать масло в компьютер (ЭБУ). Расходник.
— Фрикционы пакета К2. ( 192100 )- чаще для двигателей с большим крутящим моментом.
— Стальные диски К2. ( 192120 ) — разной толщины, для разных модификаций по крутящему моменту.
— Односторонний стальной диск К1 192124 . Эти стальные диски пакета К1 берут вместе с полным комплектом фрикционов, Комплект фрикционов — 192003 .
В 2002 году была произведена модификация и пакеты К1, К3 и В1 оптимизировали, установив туда комбинированные односторонние диски вместо традиционных фрикционов и стальных дисков. С фрикционами В1 часто приходится менять проблемный поршень 192967 . Он различен до и после 2001 года.
Прокладка поддона 722.6 — 192300 ( входит в Ремкомплект ).
— Ремонт гидротрансформатора — почти всегда входит в список работ — 192001 . Износ фрикционов блокировки — расходники.
Входит в Ремкомплект, но часто заменяется отдельно, если АКПП эксплуатировалась с изношенным гидротрансформатором и грязным маслом.
— Втулка крышки насоса, которую при капремонте обычно меняют ( 192034 ).
Если долго эксплуатировать машину с изношенным гидротрансформатором, то вибрациями и крошками металла разбивает не только втулку, но и поверхности трения крышки насоса. В этом случае приходится менять уже всю крышку насоса с шестернями — № 192510 .
В половине случаев приходится менять и втулку статора 192037 и втулку барабана К2 (ниже)
Из-за дороговизны оригинального насоса часто заказывают БУ крышку насоса с незначительным износом поверхностей (слева стрелки). Запас производительности этих насосов очень велик и небольшие потери от потертостей долго не сказываются на работе пакетов.
Модификации насоса второго поколения имеют подшипник вместо втулки. Иногда мастера устанавливают новую крышку насоса с подшипником вместо старой крышки со втулкой . Использование новой крышки с подшипником вместо втулки уменьшает срок жизни вала, но вполне способно продлить жизнь коробки на 50-80 ткм. Мастера рекомендуют на насосы первого поколения ставить все-таки крышку с втулкой.
Крышка насоса с подшипником заказывается так же часто — № 194510 . Взаимозаменяема с насосом серии 722.9
Часто приходится менять втулку барабана К2 — 192038 , которую разбивает вибрациями от неравномерно изношенных фрикционов.
Во втором поколении 6-й серии в барабане К2 втулку заменили на подшипник, но осталось много машин, которые еще требуют замены этого расходника. Некоторые мастера меняют втулку на подшипник.
— Из планетарных рядов на первом месте: Планетарный Ряд С Валом, Center Planet (№ 192580 ).
Выходит из строя или от старости или от длительных перегрузок мощными двигателями. Также не любит недостатка давления масла.
Другие редкие проблемы у акпп 6-й серии, пострадавших от длительного масляного голодания и перегрева ГДТ:
— Планетарный Ряд Задний (№ 192584 ) и
— Планетарный Ряд Передний (№ 192582 ). Чаще они выходят из строя у модификаций для машин с двигателем 3.2л.
— Блокиратор парковки, (Linkage) 722.6 нового образца 1999-up ( 192414A )
— другие подшипники — К2, задней планеты.
Гидротрансформатор Мерседес 722.6 — как всегда сильно отличается от остального мира.
В первых модификациях у него даже была пробка для слива масла и промывки. Но с начала века ее (пробку) отменили. Мастера говорят — чтобы не соблазнять сервисменов простой промывкой ГДТ, а стимулировать сдавать-таки ГДТ в резку для замены изношенных расходников. Ремонт гидротрансформатора 722.6 — один из самых востребованных и дорогих, в его сложной конструкции рекордное для своего времени количество расходников (справа).
Работа автоматов 6-й серии с изношенными до клеевого слоя фрикционами гидротрансформатора так же катастрофически действует на гидроблок как ложка сахара в бензобаке на двигатель. Поэтому советуют с полной сменой масла 722.6 сдавать в ремонт и гидротрансформатор для замены фрикционов муфты — 192117 .
Многие мастера (как опцию) заказывают для своих клиентов щуп для проверки уровня (и качества) масла — № 192999 . Этот щуп рекомендуется для всех машин отъездивших свою молодость (150 — 180 ткм) как гипертоникам рекомендовано иметь прибор для измерения давления.
Стоимость и наличие на складе необходимых деталей можно проверить в интернет-магазине, нажав для поиска детали ее номер, на оранжевом фоне.
На каких авто устанавливалось это семейство АКПП:
Авто
Модель
Год выпуска
Страна сборки
Двигатель
Модель
CHRYSLER
300 SERIES
04-..
AUT CAN CHN
5 SP R/AWD
V6 3.0L 3.5L 3.6L V8 5.7L 6.1L 6.4L
W5A580
CHRYSLER
300 SERIES
06-..
CAN
5 SP R/AWD
V6 3.0L
W5J400
CHRYSLER
CROSSFIRE
04-08
DEU
5 SP RWD
V6 3.2L
W5A380
CHRYSLER
CROSSFIRE
05-07
DEU
5 SP RWD
V6 3.2L*SC
W5A580
DODGE
CHALLENGER
08-..
CAN
5 SP RWD
V8 5.7L 6.1L
W5A580
DODGE
CHARGER
05-..
CAN
5 SP R/AWD
V6 3.5L 3.6L V8 5.7L 6.1L 6.4L
W5A580
DODGE
MAGNUM
04-08
CAN
5 SP AWD
V6 3.5L V8 5.7L6.1L
W5A580
DODGE
NITRO
07-10
USA
5 SP RWD/4X4
L4 2.8L V6 4.0L
W5A580
DODGE
SPRINTER
03-10
USA
5 SP RWD
L5 2.7L V6 3.5L
W5A330
DODGE
SPRINTER
07-10
USA
5 SP RWD
V6 3.0L
W5J400
JAGUAR
XJ8
98-03
UK
5 SP RWD
V8 4.0L
W5A580
JAGUAR
XJR
98-99
5 SP RWD
V8 4.0L
W5A580
JAGUAR
XK8
00-02
UK
5 SP RWD
V8 4.0L
W5A580
JEEP
COMMANDER
05-10
USA
5 SP RWD/4X4
L6 3.7L
W5A580
JEEP
GRAND CHEROKEE
06-..
USA
5 SP RWD/4X4
L6 2.7L 3.0L DIESEL
W5J400
JEEP
GRAND CHEROKEE
02-..
AUT UKR USA
5 SP RWD/4X4
L5 2.7L .6 3.0L 3.6L 3.7L V8 5.7L 6.1L 6.4L
W5A580
JEEP
LIBERTY
08-..
USA
5 SP RWD/4X4
L4 2.8L DIESEL
W5A580
JEEP
WRANGLER
10-..
USA
5 SP RWD/4X4
L4 2.2L
W5A580
MERCEDES
A CLASS
00-05
BRA DEU
5 SP FWD
L4 1.4L 1.6L 1.7L 1.9L 2.1L
W5A180
MERCEDES
A CLASS
97-..
BRA CHN EGY DEU IND IDN MYS ZAF THA VNM
5 SP R/AWD
L4 1.6L 1.8L 2.0L 2.2L 2.3L L5 2.5L
W5A330
MERCEDES
A CLASS
00-07
DEU
5 SP R/AWD
L4 2.2L L5 2.7L V6 3.2L V8 4.3L 5.4L
W5A580
MERCEDES
A CLASS
00-..
EGY DEU IND ZAF THA
5 SP R/AWD
L4 2.2L V6 3.2L 3.5L
W5A380
MERCEDES
CL
99-03
DEU
5 SP R/AWD
V8 5.0L V12 5.8L
W5A580
MERCEDES
CL
02-..
DEU
5 SP R/AWD
V8 5.4L V12 5.5L
W5A900
MERCEDES
CLC
08-..
BRA DEU
5 SP RWD
L4 1.6L 1.8L 2.2L
W5A330
MERCEDES
CLC
09-..
DEU
5 SP RWD
L4 2.2L
W5A580
MERCEDES
CLK
00-09
DEU
5 SP RWD
L4 1.8L 2.0L 2.2L 2.3L V6 2.6L 3.2L
W5A330
MERCEDES
CLK
00-02
DEU
5 SP RWD
V6 3.2L
W5A380
MERCEDES
CLK
99-08
DEU
5 SP RWD
L5 2.7L V8 4.3L 5.4L V8 5.0L 5.4L
W5A580
MERCEDES
E CLASS
99-..
AUT CHN EGY DEU IND IDN IRN MYS PHL THA VNM UKR
5 SP R/AWD
L4 1.8L 2.0L 2.2L V6 2.4L 2.6L 2.8L 3.0L 3.2L
W5A330
MERCEDES
E CLASS
00-..
AUT DUE IDN
5 SP R/AWD
L4 2.2L V6 2.6L 3.2L 3.5L
W5A380
MERCEDES
E CLASS
00-..
AUT DEU THA
5 SP R/AWD
L4 2.2L L5 2.7L V6 3.0L 3.2L 3.5LV8 4.0L 4.3L
W5A580
MERCEDES
E CLASS
03-06
DEU UKR
5 SP R/AWD
V8 5.4L
W5A900
MERCEDES
G WAGON
00-06
AUT
5 SP AWD
V6 3.2L
W5A330
MERCEDES
G WAGON
00-06
AUT
5 SP AWD
L5 2.7L 2.9L V8 4.0L 5.0L 5.4L
W5A580
MERCEDES
G WAGON
04-..
AUT
5 SP AWD
V8 5.4L
W5A900
MERCEDES
ML CLASS
98-05
AUT USA
5 SP RWD AWD
L5 2.7L V6 3.7L V8 4.0L 4.3L 5.0L 5.4L 5.5L
W5A580
MERCEDES
ML CLASS
00-02
USA
5 SP R/AWD
V6 3.2L
W5A330
MERCEDES
ML CLASS
00-05
AUT UKR
5 SP R/AWD
V6 3.2L
W5A380
MERCEDES
S CLASS
96-..
DEU IND IDN MYS THA
5 SP RWD
V6 3.2L 3.5L 3.7L V8 4.0L 4.3L V12 5.8L
W5A580
MERCEDES
S CLASS
00-05
DEU IND
5 SP R/AWD
V6 3.2L
W5A380
MERCEDES
S CLASS
00-05
DEU IDN MYS THA
5 SP R/AWD
V6 2.8L
W5A330
MERCEDES
S CLASS
02-..
DEU
5 SP R/AWD
V8 5.4L V12 5.5L
W5A900
MERCEDES
SL
00-01
DEU
5 SP R/AWD
V6 2.8L
W5A330
MERCEDES
SL
00-01
DEU
5 SP R/AWD
V6 3.2L
W5A380
MERCEDES
SL
00-06
DEU
5 SP R/AWD
V6 3.7L V8 5.0L V12 5.8L
W5A580
MERCEDES
SL
02-..
DEU
5 SP R/AWD
V8 5.4L V12 5.5L
W5A900
MERCEDES
SLK
00-..
DEU
5 SP R/AWD
L4 1.8L 2.0L 2.3L
W5A330
MERCEDES
SLK
00-04
DEU
5 SP R/AWD
V6 3.2L
W5A380
MERCEDES
SLK
00-04
DEU
5 SP R/AWD
V6 3.2L
W5A580
MERCEDES
SLR
03-09
UK
5 SP R/AWD
V8 5.4L
W5A900
MERCEDES
SPRINTER
00-..
DEU
5 SP RWD
L4 2.2L L5 2.7L V6 3.5L
W5A380
MERCEDES
SPRINTER
06-..
DEU CHN
5 SP RWD
L4 2.2L V6 3.0L
W5A580
MERCEDES
VANEO
01-05
DEU
5 SP FWD
L4 1.7L 1.9L
W5A180
MERCEDES
VIANO
03-10
ESP
5 SP RWD
L4 2.2L
W5A330
MERCEDES
VIANO
03-..
ESP CHN
5 SP RWD
L4 2.2L V6 2.5L 3.2L 3.5L 3.7L
W5A380
MERCEDES
VIANO
03-..
ESP
5 SP RWD
L4 2.2L V6 3.0L
W5A580
MERCEDES
VITO
03-..
ESP CHN
5 SP RWD
L4 2.2L V6 3.2L 3.7L
W5A380
MERCEDES
VITO
03-..
ESP
5 SP RWD
L4 2.2L V6 3.0L
W5A580
SSANGYONG
CHAIRMAN
00-09
PRK
5 SP RWD
L4 2.3L V6 2.8L 3.2L
W5A330
SSANGYONG
KYRON
05-10
PRK
5 SP R/AWD
L4 2.0L 2.3L 2.7L V8 3.2L
W5A330
SSANGYONG
KYRON
06-..
CHN RUS UKR
5 SP R/AWD
V6 3.2L
W5A380
SSANGYONG
MUSSO
00-08
EGY
5 SP R/AWD
L5 2.7L
W5A380
SSANGYONG
MUSSO
03-07
IRN
5 SP R/AWD
V6 3.2L
W5A330
SSANGYONG
REXTON
06-..
MYS RUS PRK
5 SP R/AWD
L5 2.7L V6 3.2L
W5A330
SSANGYONG
RODIUS
05-10
PRK
5 SP R/AWD
L5 2.7L V6 3.2L
W5A330
Примерный ассортимент запчастей для ремонта этой АКПП
Актуальную цену и наличие — можно узнать, нажав номер детали .
Полное наименование
Код — нажми — узнать цену
Диагностика и ремонт гидротрансформатора АКПП 722.6
192001
Комплект Прокладок и Сальников без поршней, 722.6(W5A-330), 1996-Up, (Ремкомплект\ Оверол кит\ Overhaul Kit)
192002
Комплект фрикционных дисков (Диски К1, K3 и B1 — двухсторонние), Friction pack, 722.6, для двигателей до 3.2L(включительно) с 1996 г.в.
192003A
Комплект фрикционных дисков (Диски К1, K3 и B1 — двухсторонние), Friction pack, 722.6, для двигателей с 4.0L и выше с 1996 г.в.
192003B
Комплект фрикционных дисков из 34-х штук, для двигателей до 3,2 литра включительно(Диски К1, K3 и B1 — Односторонние, фрикционы K2—192100A-EM x 4шт) 722.6, 2002-Up
192003C
Комплект фрикционных дисков, для двигателей с 4-х литров и больше(Диски К1, K3 и B1 — Односторонние) 722.6, 2002-Up
192003D
Комплект Стальных дисков, 722.6 W5A580 1998-2001
192004A
Фильтр, 722.6 1996-up
192010
Втулка крышки насоса, биметалл, 722.3/5/6/9 [46×13,9×43] Bushing front pump, подходит на все серии